гуманистическая психология – это… Что такое гуманистическая психология?
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (с. 174) – не столько научная школа, сколько идеологическое движение в рамках общего русла развития психологической науки. По словам С.Джурарда, «гуманистическая психология – это цель, а не доктрина». Иначе говоря, это «ориентация размышлений о человеке и всей научной деятельности, которая изменяет наш образ человека и освобождает психологию от искусственных ограничений, наложенных на нее теми теориями, которые сейчас уже, похоже, устарели» (Ф.Северин).
Эти довольно общие формулировки позволяют представить себе идеологию и пафос гуманистической психологии, направленные против господства в психологии механистического подхода к человеку, который, будучи перенесен из естественных наук, долгое время занимал в ней доминирующее положение. Представители гуманистической психологии поставили задачу построить новую, принципиально отличную от естественно-научной, методологию познания человека. Вместе с тем явно обозначилась неясность перспектив решения этой задачи, обусловленная теоретической разноголосицей внутри самого течения: расхождения между позициями разных авторов-гуманистов нередко оказываются не меньше, чем расхождения, разделяющие гуманистическую психологию и бихевиористский или психоаналитический лагерь. По той же причине нет и единого мнения о принадлежности к гуманистической психологии целого ряда авторов, в какой-то мере (но не всецело) разделяющих ее теоретическую платформу. Это относится к таким крупным ученым, как Г.Мюррей, Г.Оллпорт, Ф.Перлз, Э.Фромм и др.
Гуманистическая психология представляет собой не столько научное направление, сколько общекультурное явление. Она тесно связана с общим историко-культурным контекстом развития западного, прежде всего американского, общества в период после Второй мировой войны. Две мировых войны, произошедшие за сравнительно короткое время, поставили перед наукой о человеке ряд вопросов, к которым она не была готова. Крушение оптимистического взгляда на общественный прогресс, невиданные ранее масштабы жестокости заставили вновь задуматься о природе человека, о движущих им импульсах и о взаимоотношениях личности и социальных структур. Разрушение традиционной системы ценностей и прагматизация жизни в «обществе потребления» сделали типичным конфликт между стремлением человека к любви, искренности и глубоким человеческим отношениям, с одной стороны, и невозможностью установить эти отношения – с другой. Ш.Бюлер и М.Аллен, анализируя американское общество шестидесятых годов, описывали следующие основные аспекты массового сознания американцев.
Кризис ценностей – преобладание пессимистических настроений. Если в начале столетия преобладал оптимизм, то во второй его половине в широких массах американцев, прежде всего молодежи, происходит переоценка традиционных ценностей, выражающаяся в утрате доверия к государству, правительству и социальным институтам, в отказе от стремления к успеху любой ценой и в выдвижении на первый план сферы межличностных отношений.
Одиночество. В то же время характерным симптомом времени выступает неспособность к установлению близких отношений и вытекающее из нее чувство одиночества. Если раньше ведущим механизмом избавления от одиночества было слияние с социальной группой, то теперь групп так много, что принадлежность к ним чревата разделением Я на отдельные фрагменты. Существенный вклад в углубление чувства одиночества вносят механизация и автоматизация жизни. Если раньше интеграция в социальные институты ограничивала это ощущение определенным отрезком жизни личности, то в наше время одиночество порой преследует человека всю жизнь и заставляет его искать близких отношений с другими людьми, помощи и понимания с их стороны. Эта задача, однако, осложняется осознанием неподвластных человеку внешних сил, которые и его самогю лишают власти над самим собой.
Проблема идентичности. Наиболее типичные вопросы нашего времени: «Кто я?» и «К чему я стремлюсь?». Не ограничиваясь, как прежде, периодом подростковых и юношеских исканий, эти вопросы преследуют человека иногда до самой смерти, так и оставаясь неразрешенными. Это проблемы Я, которое не может самоопределиться и пребывает в неуверенности. Хроническая неуверенность, касающаяся в том числе убеждений и ценностей, заставляет взрослого человека чувствовать себя так, как чувствует себя одинокий, заброшенный подросток, который не обрел еще свою идентичность. Позитивным моментом при этом является то, что у многих людей, в особенности у молодежи, возникла стойкая ориентация на поиск новых методов помощи людям лучше понимать самих себя и друг друга. Это же является и основной задачей гуманистической психологии — раскрыть ценности, к которым устремлен человек по своей природе и реализация которых наилучшим образом способствует реализации заложенных в человеке потенций и потребностей. Открытие для себя этих ценностей является основой для обретения самоидентичности.
Проблема авторитета. Эта проблема в американском обществе шестидесятых годов обернулась проблемой отрицания авторитетов. Проявлением этого выступила не только утрата доверия к социальным институтам, о которой уже говорилось, но и разрыв между поколениями, утрата в значительной мере взаимопонимания между родителями и детьми. Молодежь критикует старшее поколение, считает несостоятельными его идеалы и пытается найти альтернативные стили жизни.
Проблема смысла. Осмысленность жизни является основой человеческого существования. Переживание жизни как осмысленной делает ее богаче и полнее. Жизнь, лишенная смысла, пуста и бесполезна. В период одиночества и неуверенности смысл придает человеку жизнеспособность и устойчивость. Для послевоенной Америки, однако, характерен феномен «экзистенциального вакуума» (В.франкл) – утраты смысла жизни. По многочисленным данным, собранным и обобщенным Франклом, с ощущением самоутраты прямо связаны такие социальные отклонения, как самоубийства, алкоголизм, наркомания, преступность, бездумное стремление к сексуальным и прочим наслаждениям. Проблема обретения смысла в условиях кризиса ценностей и авторитетов – еще одна социальная проблема, заключавшая в себе вызов гуманистической психологии в период ее возникновения.
Перечисленные пять черт массового сознания американцев в первые послевоенные десятилетия выступили как мощный социальный запрос, который не мог быть удовлетворен психологией в ее устоявшихся формах. Гуманистическая психология явилась одной из попыток теоретического осмысления этих кризисных явлений и их последствий в сфере культуры и мировоззрения людей.
Параллельно с гуманистической психологией возникло еще одно движение, непосредственно вызванное к жизни теми же проблемами. Речь идет о молодежной контркультуре шестидесятых годов, движении хиппи, «детей-цветов», которое по своей мировоззренческой направленности было близко к гуманистической психологии и даже дало повод для частичного отождествления гуманистической психологии с этой контркультурой, что было не лишено оснований. М.Б.Смит называет ряд мировоззренческих ориентации этой контркультуры, часть из которых присуща также и гуманистической психологии: 1) индивидуализм – в центре внимания находится человек, который является мерой всех ценностей; 2) вера в возможность усовершенствования человека, игнорирующая политические и этические пути преобразования жизни людей; 3) ценность самораскрытия, что на языке контркультуры звучит «пусть все будет наружу»; 4) акцент на ситуации «здесь-и-теперь», отказ от планирования своей жизни; 5) гедонизм – «делай то, что тебе нравится», связанный с принципом «здесь-и-теперь»; 6) иррационализм, проявляющийся в недоверии к традиционной науке и рациональному пути решения проблем, в полагании на интуицию, в интересе к мистике и оккультным явлениям, к измененным состояниям сознания, в частности к расширению его возможностей путем приема наркотиков. Ш.Бюлер и МАллен сводят ориентации молодежной контркультуры к двум основным мотивам: расширения Я, личностного опыта и протесту против истеблишмента. Контркультура шестидесятых, как и гуманистическая психология, по-своему выражала протест против обесчеловечивания человека, обезличивания личности.
При всей условности исторических параллелей нельзя не заметить, насколько созвучны настроения, породившие гуманистическую психологию, той атмосфере, в которой мы живем «здесь-и-теперь». Тем более интересно продолжить параллель и попытаться проследить, во что вылилось это движение протеста (а именно таковым оно и выступало в первую очередь). Снова вспоминая о «детях-цветах», приходится признать, что те из них, кто не погиб от манипуляций по расширению сознания, сегодня благополучно ассимилировались в истеблишмент и свысока поглядывают на нынешний подростковый бунт – мелкий и бестолковый по сравнению с цунами шестидесятых. Однако именно эти ныне поседевшие и полысевшие вчерашние бунтари в корне изменили общественные настроения нашей эпохи (даже песенки нынешних поп-кумиров – как правило, упрощенный парафраз музыкальных находок пятидесятых-шестидесятых).
В психологии, по большому счету, произошло то же самое. Именно на шестидесятые пришелся расцвет гуманистического направления. За период после 1970 г. не выпило ни одной общетеоретической работы, открывающей для гуманистической психологии новые перспективы, если не считать несколько обособленного трансперсонального направления. Стали высказываться мнения, что с уходом поколения основателей гуманистической психологии исчезнет и самодвижение. Основанием для этого вывода служило то обстоятельство, что гуманистическая психология развивалась больше как движение протеста, как оппозиция традиционной психологии, чем как научное направление со своей позитивной программой. При этом можно с уверенностью утверждать, что гуманистическая психология выполнила стоявшую перед ней сверхзадачу, создав в профессиональном сообществе, да и не только в нем, интеллектуальную атмосферу, благоприятствующую новому, гуманистическому видению человека, от которого стало невозможно отмахнуться.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо.
С.С. Степанов.
2005.
Гуманистическая психология – это… Что такое Гуманистическая психология?
Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[1]. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология» — сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 г. в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации.
Основные черты
Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.
В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии[2]:
- Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
- Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
- Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
- Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
- Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).
На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.
Литература
- Мэй Р., и др. Экзистенциальная психология /Перевод с английского Л. Я. Дворко. — Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. — 160 с. — (Серия «Psychologia Vera») ISBN 966-7172-10-4 ISBN 5-88230-164-5
- Шеховцова Л. Ф. Мировоззренческие основания гуманистической и трансперсональной психологий // Шеховцова Л. Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии. — СПб.: Общество православных психологов Санкт-Петербурга, 2009. — С. 24-32[3]. — 168 с. — 250 экз. — ISBN 5-85991-021-5 (4)
Примечания
См. также
Ссылки
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011. |
Гуманистическая психология: что это, плюсы и минусы
В настоящее время в психологии существуют несколько направлений теории личности: бихевиоральное научение, психодинамическая З. Фрейда, аналитическая К. Юнга, гуманистическая психология, индивидуальная А. Адлера, гуманистическая Э. Фромма, социокультурная К. Хорни, феноменологическая К. Роджерса. Рассмотрим, что изучает гуманистическая психология, историю возникновения, основополагающие положения, принципы этого направления, плюсы и минусы.
Что это такое
Как известно, развитие психологической науки началось с психоанализа. Основоположником психоанализа является выдающийся австрийский психолог, психиатр Зигмунд Фрейд. Теория психоанализа давала возможность применять действенный метод психоанализа при лечении психических расстройств. До психоанализа в интеллектуальных психологических кругах было много приверженцев бихевиоризма, изучающего поведенческие реакции человека. Гуманистическая психология появилась в середине XX века в США как новое направление психологии и теоретическая альтернатива психоанализу и бихевиоризму.
Группа ученых под руководством Абрахама Маслоу создала априори новую ветвь психологии. Маслоу выражал неодобрение существующим теориям за недалекое и токсичное мнение о человеке. Он считал, что психология в большей мере имела дело со слабыми местами человека, игнорируя сильные. Персонолог полагал, что необходимо изучать психологию радости, благополучия, психического здоровья, а не только неблагополучия, конфликтов, враждебности, стыда и других характеристик психологического нездоровья.
Абрахам Маслоу
Это направление было названо «третьей силой» в американской психологии. Оно противостояло как бихевиоризму, воспринимающего поведение человека подобно поведению стимул-реакции животных, так и психоанализу, критикуемого за преувеличение значения неосознанных человеческих влечений.
Таким образом, термин гуманистическая психология обозначает течение в современной психологии личности, ориентированное на изучение целостной неповторимой личности человека. Причем личность являет собой прямую возможность для самоактуализации, присущую только человеку.
Гуманистическая психология:
Изучает ценность и смысл личности человека в ее самых высоких проявлениях:
- Развитии.
- Самореализации.
- Психическом здоровье.
- Творчестве.
- Свободе.
- Любви.
- Ответственности.
- Автономии.
- Межличностном общении.
Базируется на следующих положениях:
- Целостность человеческой личности. Единство органического и психического, сознательного и подсознательного, эмоций и мышления.
- Уникальность личности.
- Жизнь протекает в контексте человеческих отношений.
- Присутствует самосознание.
- Наличие выбора, творит свой собственный опыт.
- Обладает свободой, независимостью для реализации свободы и активной волей.
- Самым важным источником информации для человека является субъективный переживаемый опыт.
- Самореализация – обязательная часть человеческой сущности.
- Всегда присутствует креативность.
- Присутствует актуализируемый потенциал.
- В жизни есть ценности, цель и смысл. Человек устремлен в будущее.
- Природа человека добра или нейтральна.
Имеет принципы:
- Целостности.
- Позитивности.
- Развития.
- Активности.
- Акцент на психическом здоровье.
Плюсы
- Признание того, что человек может управлять своей психикой. Применяя гуманистический подход, можно убрать нервозность, улучшить качество жизни человека. При потере смысла жизни человек испытывает фрустрацию, негативные мысли, депрессию. Различные проблемы, неврозы индивидуума приводят к мышечным зажимам, психосоматическим заболеваниям. Применяя логотерапию, клиент-центрированный подход, различные техники психолог или психотерапевт может помочь человеку улучшить психическое и физическое здоровье, изменить качество жизни.
- Направление гуманистической психологии подходит для исследования потенциала личности. Исследовать можно только здоровых, полноценных людей. Способности и творческий потенциал заложен в каждом человеке. В современной психологии существуют различные методы исследования креативности.
- Влияние гуманистического подхода на терапию, образование, здравоохранение, политику и другие сферы. Гуманистическая психология в настоящее время прочно вошла в нашу жизнь, продолжает активно развиваться. На ее основе построено развивающее обучение, которое десятилетиями практикуется в нашей стране. Не одно поколение детей получило образование на принципах этого направления. В медицине давно уже признан факт того, что все болезни от нервов. Современные врачи знают о психосоматических заболеваниях, умеют дифференцировать физические и психологические отклонения, зачастую направляют пациентов к психологу.
- Человеку отводится большая роль в определении состояния психического здоровья. От того, как человек живет, от целостности персоны зависит психическое здоровье. При активном личном выборе пути развития, самореализации, самоактуализации индивидуума, реализации его творческого потенциала уменьшается риск негативных ощущений в психике и в теле. Человеку необходимо понимание своей природы для того, чтобы уметь жить в гармонии с самим собой.
- Подчеркивается важность влияния окружающей среды на опыт человека. Человек познает окружающий мир, приобретает собственный уникальный опыт через призму чувств и эмоций, полученных в процессе жизни, отношений с близким и дальним окружением. Поэтому так важно, в какой социальной среде он находится. Какая окружающая среда, такой и опыт. Развитие личности зависит от условий, в которых человек находится.
- Утверждение достоинства человеческой личности и ответственности человека за свое поведение. Я-концепция у человека формируется с самого раннего детства. Целостный, полноценно сформировавшийся и функционирующий человек способен принимать решения, совершать поступки и нести ответственность за них. Такая личность будет опираться на собственные внутренние ощущения, а не на внешние авторитеты и шаблоны.
Минусы
Кроме положительных сторон, выделяют и отрицательные:
- Чрезмерная субъективность. Полагаются только на собственную оценку своего опыта.
- Не существует точного способа оценки исследуемых свойств личности.
- Отрицание порочности природы человека.
- Крайний индивидуализм.
- Пренебрежение рациональным познанием.
Вывод
Применение гуманистических идей делает направление очень популярным. Существует много тренинговых групп как на Западе, так и в нашей стране. При желании можно найти подходящий вариант тренинга или личной терапии вживую или онлайн. Хочется отметить, что главной идеей гуманистической теории личности является то, что человек живет не для удовлетворения биологических потребностей, а для того, чтобы духовно развиваться.
Похожие записи
психология гуманистическая – это… Что такое психология гуманистическая?
— одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в 50-е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как уникальную целостную систему, коя представляет собой не нечто заранее данное, но открытую возможность самоактуализации; основана на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать свою судьбу и направлять ее. Этот оптимистический взгляд в ту пору «мира и любви» был горячо встречен.
Возникновение и формулирование основных принципов психологии гуманистической связано с именем американского психолога А. Маслоу. Она основывается на принципах экзистенциализма. В центре ее внимания — понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье. В качестве основных предметов ее анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, общение межличностное.
К этому направлению относятся К. Роджерс, В. Франкл, К. Бюлер, Ф. Бэррон, А. Маслоу, Р. Мэй, С. Джурард, и др.
Психология гуманистическая противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, считая, что главное в ней — устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (особенно творческих), к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я». Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания коего призвана поддержать особая форма психотерапии — «терапии, центрирований на клиенте»; это означает трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как клиента, который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт выполняет только роль консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, где клиенту легче организовать свой внутренний, «феноменальный» мир и достигнуть целостности собственной личности, понять смысл ее существования — «экзистенции».
На базе психологии гуманистической строятся некоторые направления психотерапии и педагогика гуманистическая.
Основные методологические положения психологии гуманистической:
1) человек должен изучаться в его целостности;
2) ценны не только общие, но и индивидуальное случаи: каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
3) человек открыт миру; переживания человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность;
4) жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
5) человек наделен потенциями непрерывного развития и самореализации как частью своей природы;
6) человек не детерминирован только внешними ситуациями — он обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, коими руководствуется в выборах;
7) человек — активное, интенциональное, творческое существо.
Гуманистический подход дальше других отходит от психологии научной, отводя главную роль личному опыту человека. Соответственно, главная претензия, предъявляемая гуманистам, — в том, что субъективность их подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о себе и тем, что он есть в самом деле.
Индивидуальность рассматривается как интегративное целое — в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований животных для понимания человека. В отличие от психоанализа классического утверждается, что человек изначально добр или хотя бы нейтрален; агрессия, насилие и прочее возникают под влиянием окружения. Согласно А. Маслоу, самая универсальная человеческая характеристика — креативность, врожденная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Подчеркивается интерес к психологически здоровой личности: прежде, чем анализировать болезнь, нужно знать, что такое здоровье (в психоанализе — обратный путь).
В целом психология гуманистическая не представляет единой теории — ее объединяют некие общие положения и «личностная» ориентация в терапевтической и педагогической практике. Одно из ответвлений психологии гуманистической — психология экзистенциальная.
Согласно А. Маслоу — воспитание и общественные нормы более или менее эффективно принуждают людей забыть о собственных чувствах или потребностях и принять навязанные другими ценности. Поэтому возможности людей удовлетворить основные потребности очень часто бывают ограничены, что препятствует появлению и удовлетворению потребностей более высокого уровня.
Потребности человеку «заданы» и иерархически организованы. В иерархии (снизу вверх) выделяются уровни:
5: Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личной состоятельности. 4: Потребности, связанные с уважением других и самоуважением. 3: Потребности, связанные с любовью и приятием — в аффективных отношениях с другими, во включенности в группу; потребность любить и быть любимым. 2: Потребности, связанные с безопасностью — в уверенности, порядке, структурированности, предсказуемости окружения. 1: Базовые физиологические потребности.
Общий принцип, предлагаемый для трактовки развития личности: ниже лежащие потребности должны быть сколько-то удовлетворены прежде, чем можно перейти к реализации высших. Без этого можно и не подозревать о существовании потребностей более высокого уровня. В целом, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья и гуманности он будет проявлять и тем более индивидуален он будет.
На вершине пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Достигают этого уровня немногие — менее 1%. Большинство просто слепо к своему потенциалу и не знает о его существовании. Этому способствует окружение: общество имеет тенденцию к нивелированию личности. Это же относится к семье: дети, растущие в обстановке дружелюбия, при удовлетворенной потребности в безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации. В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает, что некие из потребностей более низкого «блокированы».
Человек, вышедший на уровень самоактуализации — личность самоактуализуемая — оказывается особым, не отягощенным множеством мелких пороков Как зависть, злоба, цинизм и прочее, не склонен к депрессии, пессимизму, эгоизму; отличается высокой самооценкой, принимает других и природу, независим от условностей, прост и демократичен, обладает чувством юмора философского плана, склонен к переживанию «пиковых чувств» типа вдохновения.
Итак, задача человека — стать тем, чем возможно — самим собой — в обществе, где условия не способствуют этому. Человек — высшая ценность и в конечном счете отвечает лишь за то, чтобы состояться.
Согласно К. Роджерсу — в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами, нужными для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и общественные нормы более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять навязанные другими ценности. При таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этих отклонениях и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, коими страдают многие.
В центре концепции — понятие самоактуализации, означающее ту силу, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов.
Человек, как и все живые организмы, имеет врожденную тенденцию жить, расти и развиваться. Этой тенденции подчинены все биологические потребности, они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития; процесс развития протекает, несмотря на многие препятствия на пути. Человек не таков, каким предстает в психоанализе: он изначально добр и не нуждается в контроле общества; более того, именно контроль заставляет его поступать плохо. Поведение, ведущее по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и прочее — результат страха и защиты психологической; задача психолога — помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, на глубоких уровнях имеющиеся у всех.
Актуализующая тенденция — потребность в самоактуализации в динамике ее проявления — причина становления человека более сложным, независимым и социально ответственным. Первоначально все переживания и опыт оцениваются (не обязательно сознательно) через эту тенденцию. Удовлетворение приносят переживания, соответственные ей; противоположные переживания человек старается избегать. Такая ориентация ведуща, пока не формируется структура Я — самосознание. Проблема в том, что одновременно с формированием Я возникает потребность в положительном отношении со стороны окружающих и самого себя, а единственный путь выработки положительного самоотношения — это усвоение таких способов поведения, кои вызывают положительное отношение других. И ребенок теперь будет руководствоваться не тем, что соответствует самоактуализующей тенденции, а тем, что может вызвать одобрение. И в его сознании в качестве жизненных ценностей будут возникать несоответственные его природе, а в представление о себе не будет допускаться то, что противоречит усвоенной системе ценностей. Представление о себе — Я-концепция — начинает включать ложные элементы, не основанные на том, что есть ребенок на самом деле.
Такая ситуация отказа от собственных оценок в пользу чьих-то создает отчуждение между опытом человека и его представлением о себе — неконгруэнтность. На уровне проявлений это означает тревогу, ранимость, нецельность личности, что усугубляется ненадежностью и нестабильностью «внешних ориентиров». Отсюда может возникнуть тенденция примыкать к относительно консервативным группам — близких друзей, религиозным, общественным. Но конечная цель — не стабилизация внешних оценок, а верность собственным чувствам.
Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка — с целью его развития на основе самоактуализации, а не внешних оценок — это безусловно позитивное отношение к ребенку, безусловное принятие: ребенок должен знать, что он любим независимо от того, что делает, — тогда потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоактуализации, и лишь при этом условии индивид будет психологически цельным.
Как практик, К. Роджерс предложил ряд процедур, смягчающих неконгруэнтность. Первоначально его терапия называлась недирективной, что означало отказ от рекомендаций предписывающего характера и веру в способность клиента самому решать свои проблемы при наличии соответственной атмосферы безусловного принятия. В дальнейшем она называлась терапией, сосредоточенной на клиенте; теперь в задачи психотерапевта входило не только создание атмосферы, но также открытость его самого, его движение в направлении понимания проблем клиента и проявление этого понимания. Наконец, была развита личностно-центрированная терапия, где главное внимание отводилось личности как таковой; принципы ее распространились за пределы психотерапии (в традиционном понимании слова) и легли в основу групп встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи, межнациональных отношений и пр. Во всех случаях главным является обращение к самоактуализации и подчеркивание роли безусловного позитивного отношения.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.
Гуманистическая психология
В $60$-х годах минувшего столетия в рамках психологической науки возникает новое направление, которое получило название гуманистической психологии. Становление нового психологического течения во многом было обусловлено объективно существующими политическими, социальными, культурными, экономическими факторами, становлением постиндустривальной эпохи, сопровождающимся механизацией, технократизацией культуры, обесцениванием личности, становлением «человека массы» (Х. Ортега-и-Гассет), что обусловило необходимость возвращения внимания ученых на личность человека.
Данное течение, в отличие от других, не было попыткой ревизии либо адаптации уже существующих школ к новым, изменившимся условиям.
Определение 1
В центре внимания гуманистической психологии – целостный человек во всех его проявлениях, процессы личностного развития, смысла и высших ценностей существования, творчества, свободы, восприятия, интерпретации и переживания мира и пр.
Сущность гуманистической психологии
Главным положением нового направления стало понимание целостности личности, понимание того, что содержание психики не может быть сведено к элементарным формам и реакциям.
Готовые работы на аналогичную тему
Определение 2
Личность понимается как сознательный индивидуум, наделенный свободой выбора и творческим потенциалом.
Гуманистическая психология полностью отвергает представление о человеке как о существе, поведение которой определяется стимулами внешней среды, строится на основании детерминизма.
В отличие от других психологических направлений, гуманистическое течение обращено не на лечение душевных расстройств, поведенческих, эмоциональных нарушений, но направлено на решение задачи исследования позитивных душевных качеств, душевного здоровья. Представители течения не стремятся сосредотачиваться исключительно на темной стороне психики, но в полной мере используют позитивные эмоции, которые во многом составляют сущность человеческой личности.
Основные принципы гуманистической психологии
Основными принципами направления выступают следующие:
- актуализация роли сознательного опыта;
- осознание целостной природы личности;
- акцент на свободе воли, творческом потенциале личности;
- комплексное исследование всей совокупности факторов, обстоятельств личности.
Самоактуализация как основная категория гуманистической психологии
Определение 3
В понимании представителей гуманистического подхода личность представлена как существо, обладающее свободой выбора, стремящееся к самоактуализации – активному стремлению к раскрытию собственных задатков и способностей, максимально полному раскрытию собственного потенциала.
Данное стремление носит врожденный характер, однако, его развитию или препятствию могут способствовать или препятствовать детские переживания, научение.
В свою очередь, полное раскрытие творческого потенциала, заложенного в человеке, требует удовлетворения ряда потребностей. Иерархия потребностей, к удовлетворению которых стремится личность, может быть представлена следующим образом:
- Физиологические потребности – потребность в пище, питье, дыхании, сне, сексе;
- Потребность в безопасности – чувстве стабильности, защищенности, отсутствии страха, тревоги;
- Потребность в чувстве общности, принадлежности к определенной группе, человеческому коллективу;
- Потребность в самоуважении, уважении со стороны окружающих;
- Потребность в самоактуализации.
Определение 4
Таким образом, самоактуализация представляет собой наивысший уровень психического здоровья человека, является перманентным процессом развития личности, ее совершенствования на протяжении всей жизни.
Гуманистическая психология выступает одним из важнейших направлений психологической науки, исследуя личность человека во всей совокупности ее проявлений, многообразии эмоциональных, поведенческих проявлений, эффективно используя целительный потенциал позитивных эмоций в процессе реализации психологической поддержки.
Гуманистическая психология – это… Что такое Гуманистическая психология?
– направление исследований в психологии, разработанное рядом авторов в противовес психоанализу и бихевиоризму, – «третья сила» после них, как называет это направление А.Маслоу (1970). Сам А.Маслоу полагает, что психоанализ слишком много внимания уделяет невротическим нарушениям, механистически переносит свои выводы, полученные при изучении нездоровых людей, на область нормальных явлений психического и тем самым утверждает идею природной ущербности человека, а бихевиоризм – тому, что является относительно простым, в одинаковой степени свойственным и животным, поэтому его подходы и методология становятся логичными в контексте редукционистского подхода к пониманию человека, но обе эти теории, по его мнению, оставляют без внимания собственно человеческие качества, такие, как высшие потребности, идеалы и ценности, саморазвитие, самоуважение, отвлечённое знание, понимание, эстетика, нравственность и этика. Начало последовательному и теперь, наконец, уже нескончаемому развитию гуманистической психологии положил, повидимому, А.Адлер, который принял идеи, вступающие в прямое противоречие с концепцией основателя психоанализа, З.Фрейда.
Высшая точка развития гуманистической психологии представлена в трудах А.Маслоу, В.Франкла, А.Кемпински. К представителям гуманистической психологии относят также К. Роджерса, Э.Фромма, Р. Мея и некоторых других исследователей. В настоящее время гуманистическая психология пользуется значительно большей популярностью, нежели другие направления психологии, особенно среди мо.
* * *
— направление, возникшее в начале 60-х гг. XX века в США и позиционируемое его основоположниками в качестве «третьей силы» в психологии, альтернативной психоанализу и бихевиоризму. В его основе лежит философия экзистенциализма, противопоставлявшая себя внеличностному «объективному» методу научного познания. На ее базе А. Маслоу сформулировал ряд базовых принципов гуманистической психологии.
Первый из них — принцип становления — предполагает, что потенциал развития остается неисчерпанным на протяжении всей человеческой жизни — всякий раз по достижении определенной цели открываются новые возможности, имплицитно заложенные в самой личности. В силу этого человек по большому счету независим от внешних условий и свободен в выборе этих возможностей, одновременно неся всю полноту ответственности за их реализацию.
Второй принцип — принцип уникальности каждого индивида и человеческой природы — подчеркивает первостепенное значения изучения субъективного опыта конкретной личности как альтернативы поиску общих закономерностей и теоретическим обобщениям аналитических подходов в психологии. В данном аспекте гуманистическая психология смыкается с идеями Г. Олпорта. Кроме того, в этой же логике человек представляет собой совершенно особый вид живых существ, кардинально отличающийся от животных. Следовательно, использование данных, полученных в экспериментах с животными, для объяснения человеческого поведения, как это имеет место в бихевиоризме, совершенно неправомерно.
Третий принцип — принцип холизма — провозглашает подход к человеку как к единому целому. С этой точки зрения дифференциация человеческого организма и психики и изучение отдельных компонентов последней (психических процессов, поведенческих актов и т. д.) являются неоправданными и искажающими реальность.
Согласно четвертому принципу — принципу позитивного отношения к человеческой природе — все люди по природе своей предрасположены к добродетели и каждому человеку присуще творческое начало. Именно оно, с точки зрения гуманистической психологии, является главной движущей силой личности, а не бессознательные и разрушительные импульсы, как полагал З. Фрейд.
Пятый принцип — психологии психического здоровья — обосновывает необходимость концентрации внимания психологов на изучении здорового человека, поскольку, по мнению А. Маслоу, исследование исключительно психической патологии, которым ограничивались представители других школ, может дать только однобокую, «увечную» психологию. Более того, без четких и ясных представлений о психическом здоровье невозможна по-настоящему эффективная терапия психических расстройств.
При том, что изложенные принципы, безусловно, отвечают идее гуманизма и действительно позволяют преодолеть механистичность, присущую бихевиоризму, и чрезмерную центрацию на бессознательных процессах ортодоксального фрейдизма, в чистом виде они представляются чересчур идеалистичными и абстрактными. Не случайно, декларируя свою приверженность данным принципам, А. Маслоу сконцентрировался на исследованиях мотивации, в результате которых им была разработана концепция иерархии потребностей.
Согласно этой концепции, все потребности человека являются врожденными и могут быть объединены в пять классов, которые, в свою очередь, образуют единую иерархическую систему. Данная структура может быть представлена в виде пирамиды (пирамида Маслоу), в основании которой лежат физиологические потребности (в пище, сне, сексе и т. п.). Вторую ступень пирамиды образуют потребности в безопасности. К ним обычно относятся потребность в стабильности, ясности и предсказуемости ситуации, в защите от болезней, преступных посягательств и т. п. На третьей ступени пирамиды находятся потребности в принадлежности и любви, которые отражают стремление к установлению близких, доверительных и долгосрочных отношений со значимыми другими. Четвертый уровень пирамиды образуют потребности в самоуважении, включающие в себя как собственно самоуважение, так и уважение со стороны других людей. Наконец, на вершине пирамиды располагается потребность в самоактуализации. Под самоактуализацией А. Маслоу понимал стремление индивида к максимальной реализации своего человеческого потенциала в процессе становления.
Согласно концепции А. Маслоу, потребности, расположенные «выше», могут быть осознаны и реально стать мотивирующими только при условии удовлетворенности потребностей, расположенных «ниже» (именно эту идею отражает пирамидальная структура — невозможно начать строительство верхних ступеней пирамиды при отсутствии нижних). При этом потребности первых четырех уровней А. Маслоу обозначал как дефицитарную мотивацию (или D-мотивы), т. е. мотивацию, направленную на устранение дефицита, ощущения недостатка чего-либо: пищи, безопасности, внимания и т. д. Потребности пятого уровня он характеризовал как бытийную (B-мотивы, от англ. becoming — становление) или метамотивацию. Она призвана максимально расширить и обогатить жизненный опыт индивида. В отличие от D — мотивации, предполагающей избавление от напряжения за счет устранения дефицита, B — мотивация способствует возникновению напряжений через увеличение числа объектов, вызывающих интерес. Тем самым генерируется энергия, необходимая для самореализации индивида.
Концепция иерархии потребностей и разработанные на ее основе психодиагностические методики, в частности «Опросник личностной ориентации (Personal Orientation Inventory — POI) Э. Шострома, нашли широкое применение в социальной психологии, в первую очередь, в таких ее областях, как организационная психология и психология менеджмента. Несмотря на то, что идеи А. Маслоу неоднократно подвергались критике как утопичные и не отвечающие строгим критериям научного познания, они остаются востребованными благодаря их простоте, внутренней логичности и удобству в практическом применении.
Наиболее полное отражение принципы гуманистической психологии нашли в творчестве американского психолога К. Роджерса. В отличие от А. Маслоу, он считал, что универсальным мотивом, движущим людьми, является тенденция актуализации. Под ней он понимал стремление максимально развить и реализовать лучшие качества личности, присущие ей с момента рождения, что содержательно близко к потребности в самоактуализации в пирамиде А. Маслоу. Под влиянием тенденции актуализации люди воспринимают переживания, способствующие их личностному развитию (Я-интенсифицирующие) как позитивные и стремятся к ним, одновременно избегая переживаний, субъективно воспринимаемых как препятствие для развития (Я-отрицающие). Такого рода «сортировку» К. Роджерс обозначал как организмический оценочный процесс.
В своих работах К. Роджерс жестко постулировал, что единственной подлинной реальностью для индивида, определяющей его поведение, является субъективная интерпретация объектов внешнего мира и предшествующего опыта, а следовательно, исключительно внутренний мир или, иными словами, психическая реальность конкретного человека заслуживает внимания психолога.
Исходя из этих соображений, К. Роджерс разработал систему клиент-центрированной терапии, целью которой провозглашалось понимание самовосприятия клиента и помощь ему в воссоединении со своим организмическим оценочным процессом.
С точки зрения социальной психологии особый интерес представляет вклад К. Роджерса в разработку Я-концепции. Он также разработал оригинальную концепцию воспитания, основанную на безусловном позитивном внимании, т. е. принятии индивида таким, как он есть, без критики и оговорок как единственном способе не препятствовать актуализации ребенка и не разрушать организмический оценочный процесс.
Хотя взгляды К. Роджерса одно время были крайне популярны, его максимализм и идеализм вызывали критику даже у представителей гуманистической психологии. В частности, Р. Мэй отмечал, что ортодоксальные роджерианские психотерапевты оказывались неэффективными в случае проявления клиентами интенсивных негативных эмоций и агрессии. Попытки использования роджерианских идей и подходов в организационном контексте не получили сколько-нибудь широкого распространения, хотя сам К. Роджерс заявлял об успешности шагов, предпринятых им в данном направлении.
Если попытаться в целом оценить вклад гуманистического направления в психологическую науку, то безусловного внимания заслуживает попытка его представителей, образно говоря, развернуть психологию лицом к человеку. В этой связи особо следует отметить отказ от психопатологической направленности традиционной психологии и акцент на изучении здоровой личности. Неизменно привлекательными остаются присущий гуманистической психологии оптимизм и относительная простота ее технологий. Это особенно важно в педагогической практике. Вместе с тем гуманистический подход представляется ограниченным с практической точки зрения в силу того, что, будучи эффективным как инструмент развития и самоактуализации здоровых людей, он не дает психологу-практику действенных средств коррекции дисфункциональных процессов как внутриличностностного, так и социально-психологического порядка. Он может служить скорее позитивной общефилософской базой и хорошим практическим дополнением к другим направлениям практической психологии.
* * *
– ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название “третьей силы”. К данном у напрвлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:
1. Человек целостен.
2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи.
3. Главной психологической реальностью являются переживания человека.
4. Человеческая жизнь – единый процесс.
5. Человек открыт к самореализации.
6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.
На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.
* * *
направление в зарубежной психологии,в последнее время бурно развивающееся и у нас в стране, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а “открытую возможность” самоактуализации, присущую только человеку.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.
Что такое гуманистическая психология? | Познание мира
Люди являются сложными существами, и существуют различные факторы, которые могут влиять на наше психическое здоровье. Наши эмоции, тело, чувства, поведение и мысли сходятся и взаимосвязаны. Гуманистическая психология — это раздел психологии, который рассматривает человека в целом для понимания, диагностики и лечения психических заболеваний.
Истоки гуманистической психологии
«Я понимаю, что если бы я был стабильным, расчетливым и статичным, я бы жил в смерти. Поэтому я принимаю растерянность, неуверенность, страх и эмоциональные взлеты и падения, потому что это цена, которую я готов заплатить за изменчивую, озадаченную и захватывающую жизнь».
Карл Роджерс
Гуманистическая психология возникла в середине 20-го века. Она возникла в качестве альтернативы двум основным областям психологического мышления — бихевиоризму и психоанализу — чтобы по-другому подходить к проблемам человека.
Гуманистический подход восхваляет психическое здоровье и все положительные качества жизни. Человек рассматривается как личность, к которой нужно обращаться многомерно и индивидуально.
Корни гуманистической психологии можно найти в европейском экзистенциализме, с такими авторами, как Жан-Поль Сартр, Жан-Жак Руссо, Эрих Фромм и Виктор Франкл.
У этих авторов было видение состояния человека, основанное на свободе, смысле жизни, эмоциях и ответственности. Они рассматривают человека как существо, ответственное за его собственную жизнь и действия, способное найти свой собственный путь к свободе.
Основатели гуманистической психологии
Авраам Маслоу и Карл Роджерс считаются главными основателями гуманистической психологии.
Авраам Маслоу наиболее известен благодаря знаменитой «пирамиде Маслоу», теории, которая установила иерархию человеческих потребностей. Самореализация — это концепция, созданная Маслоу, которая означает, что как только человек удовлетворяет все свои потребности, только тогда он может полностью раскрыть свой потенциал.
У Карла Роджерса есть инновационное видение терапии, которое создает более прямые отношения с «клиентом».
В своей книге Пациент-центрированной терапии, он показывает, как в своем клиническом опыте он отвергает метод, показывая более тесную связь со своими клиентами, которая помогает им найти себя.
С этой точки зрения его вклад в психологию имеет большую ценность, поскольку он считает, что индивид способен найти в себе все ресурсы, необходимые для поддержания сбалансированности его жизни.
Для Роджерса люди страдают, потому что они «спят» и должны быть разбужены внутренней мудростью. Терапевт действует как путеводитель, чтобы они могли найти свои собственные ответы. Это основано на его доверии к способностям самовосстановления каждого человека.
Основные положения гуманистической психологии
- Она охватывает широкую и целостную перспективу. Человек рассматривается как единое целое, причем каждый аспект имеет одинаковую значимость: мысли, тело, эмоции и духовность. Эти аспекты взаимно взаимосвязаны и сходятся.
- Человеческое существование происходит в межличностном контексте. Поэтому отношения с другими людьми очень важны и необходимы для личностного развития человека.
- Люди обладают способностью принимать свои собственные решения, нести ответственность за себя и приступить к развитию и реализации своего собственного потенциала.
- Личное развитие поощряется и облегчается. Психолог служит инструментом для человека, так что благодаря своим способностям он может понять и развить себя.
- У людей есть врожденная склонность к самореализации. Люди могут полагаться на мудрость внутри себя. Все исцеление можно найти в их собственных ответах. Нам не нужно контролировать свое окружение или свои эмоции, подавляя их.
Гуманистическая психология фокусируется на человеке с целостного взгляда, понимая, что каждый аспект, составляющий человека, важен. Человека считают уникальным, ответственным за собственный опыт и способным осознавать свои собственные ресурсы для развития, достижения самореализации и раскрытия своего собственного потенциала.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Гуманистическая психология: определение и история
(Последнее обновление: 15 мая 2018 г.)
Гуманистическая психология , также известная как гуманизм или гуманистическая перспектива, – это движение, которое подчеркивает врожденную доброту людей. Вместо того чтобы сосредотачиваться на том, что не так с людьми, гуманистическая психология использует более целостный подход, рассматривая человека в целом и подчеркивая стремление к самоактуализации.
Краткая история гуманистической психологии
Гуманистическая психология возникла в середине двадцатого века как прямая реакция на психоанализ и бихевиоризм.Основатели гуманистического подхода считали, что психоаналитическая точка зрения Зигмунда Фрейда слишком негативна и сосредоточена только на патологии. С другой стороны, бихевиоризм Б.Ф. Скиннера был слишком механистичным и сводил человеческую природу к простым условным реакциям.
Психолог по имени Карл Роджерс был заинтересован в понимании всего того, что помогает людям расти, меняться, улучшаться и процветать. Он считал, что психология – это гораздо больше, чем просто исправление проблемного поведения или психических заболеваний.Речь шла также о том, чтобы помочь людям прожить лучшую жизнь, на которую они способны, и достичь максимального счастья.
Роджерс считал, что все люди обладают так называемой тенденцией к актуализации или врожденной потребностью стремиться стать как можно лучше. Именно эта концепция актуализирующей тенденции вдохновила психолога Абрахама Маслоу на создание иерархии человеческих потребностей. Маслоу предположил, что более элементарные потребности лежат в самом низу этой иерархии. По мере того, как эти потребности удовлетворяются, он предположил, что более сложные потребности приобретают большее значение, включая потребность в самоактуализации.Он описал это как необходимость реализовать весь свой потенциал и стать всем, чем вы можете быть.
Пять основных принципов гуманистической психологии
Согласно одной ранней статье, написанной двумя выдающимися психологами, существует пять основных принципов гуманистической психологии:
- Люди – это больше, чем просто сумма их частей.
- Чтобы понять людей, вы должны смотреть на них как в их человеческом контексте, так и в их месте во вселенной.
- Люди обладают сознанием, что означает, что они осознают, а также осознают это осознание.
- Люди обладают свободой воли и способны делать свой собственный выбор, но с этим выбором приходит большая ответственность.
- Люди сознательно ищут вещи и стремятся оставить свой след в мире, ставя цели, проявляя творческий потенциал и ища смысл.
Развитие гуманистической психологии
Карл Роджерс не только верил, что люди в своей основе хорошие и всегда стремятся к росту, он также чувствовал, что эти основные принципы также играют важную роль в психотерапии.Он разработал подход к лечению, известный как клиентоцентрированная терапия, в которой подчеркивается важность безусловного положительного отношения. Он считал, что безоговорочная поддержка клиентов может способствовать процессу лечения.
В конце 1950-х годов Абрахам Маслоу и другие мыслители-гуманисты начали формализовать растущий гуманистический подход. Когда они начали развивать профессиональную организацию, они обозначили некоторые из центральных тем, представляющих интерес, включая самоактиализацию, творчество, индивидуальность и самореализацию.
Несколько важных событий в истории гуманистической психологии:
- В 1961 году Американская ассоциация гуманистической психологии.
- Публикация Маслоу К психологии бытия в 1962 году часто считается официальным введением того, что Маслоу называл «третьей силой» в психологии (психоанализ и бихевиоризм являются первой и второй силой).
- В 1971 году гуманистическая психология получила отдельное подразделение Американской психологической ассоциации.
Поддержка и критика гуманистической психологии
С самого начала гуманистическая психология получила похвалу за то, что она помогает передать власть над собственным психическим здоровьем в руки человека. Гуманистический подход считает, что люди могут внести большой вклад в собственное психическое состояние.
Хотя гуманисты верят в личный контроль и автономию, они также признают важную роль, которую влияние окружающей среды может играть в влиянии на психическое здоровье и благополучие.Наше окружение и опыт также помогают формировать наше поведение и взгляд на мир.
Гуманистическая психология также сыграла свою роль в снятии некоторой стигмы, связанной с психическими заболеваниями. В то время как раньше считалось, что терапия предназначена только для людей, страдающих тяжелыми психическими заболеваниями, гуманистические подходы помогли людям понять, что психотерапия также может быть полезным инструментом для тех, кто хочет исследовать свой разум и поведение и улучшить свою жизнь.
Гуманистическая психология также подвергалась критике.Поскольку многие из его концепций настолько субъективны, иногда бывает трудно эмпирически проверить его утверждения. Такие понятия, как самоактуализация, пиковые переживания и личная самореализация, трудно измерить, и их необходимо оценивать с помощью в основном субъективных оценок.
Влияние гуманистической психологии
Гуманистическая психология часто описывается как отдельная отрасль психологии, но она также представляет собой точку зрения или способ мышления о человеческом поведении.Гуманистический подход помог открыть новые взгляды на человеческую мотивацию и поведение. Он также представил новые подходы к лечению и методы психотерапии, чтобы справиться с психическими заболеваниями и способствовать психологическому благополучию.
Гуманистическая психология продолжает оказывать мощное влияние и сегодня, и ее влияние можно увидеть как в других областях психологии, так и в областях образования, философии и даже политики. Сравнительно недавнее развитие таких областей, как позитивная психология и трансперсональная психология, во многом обязано влиянию гуманистической психологии.
Сегодня гуманистическая психология остается жизненно важной частью области знаний, которая продолжает вносить большой вклад в наше понимание человеческого разума и поведения.
Хотите узнать больше? Пройдите наш тест на самоактуализацию, чтобы узнать больше о том, насколько вы на самом деле реализованы.
Артикулы:
Маслоу, А. Х. (1968). К психологии бытия. Принстон, Нью-Джерси: Ван Ностранд.
Роджерс, C.R. (1951).Клиент-центрированная терапия. Бостон: Хоутон-Миффлин.
Шнайдер, К.Дж., Пирсон, Дж. Ф., и Бугенталь, Дж. Ф. Т. (2015). Справочник по гуманистической психологии: теория, исследования и практика. Лос-Анджелес: Публикации SAGE.
.
Что такое гуманистическая психология? (с иллюстрациями)
Теория гуманистической психологии была разработана в 1950-х годах, частично как реакция на обилие военных конфликтов, характерных для первой половины 20-го века. Два его основных сторонника, Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, опубликовали первые исследовательские работы по этому подходу в 1950-х и 1960-х годах. Основное убеждение этого подхода заключается в том, что люди по своей природе хороши, и что вера и уважение к человечеству важны для психического здоровья.
Гуманистическая психология развивалась вопреки взглядам Зигмунда Фрейда.
К этому основному убеждению примыкают несколько других важных положений этой точки зрения. Во-первых, настоящее важнее и значительнее, чем прошлое или будущее.Поэтому более полезно изучить, что можно делать здесь и сейчас, чем принимать решения, основанные на том, что может произойти в будущем, или постоянно размышлять о прошлом опыте.
Теория гуманистической психологии утверждает, что каждый человек достоин уважения, независимо от внешности и других факторов.
Во-вторых, идея о том, что каждый человек должен нести личную ответственность за свои действия или бездействие. При гуманистическом подходе это чувство личной ответственности имеет решающее значение для хорошего психического здоровья. Третье убеждение заключается в том, что каждый по своей природе достоин элементарного человеческого уважения и достоинства, независимо от таких факторов, как раса, этническая принадлежность, внешность, богатство или действия.
Гуманистическая психология подчеркивает события, которые происходят в современной жизни пациента, в отличие от событий из его прошлого.
Цель подхода гуманистической психологии состоит в том, чтобы, следуя этим основным идеям, можно было достичь счастья через личностный рост.Для счастья необходимы как самопонимание, так и самосовершенствование. Кроме того, понимание того, что каждый человек несет как личную, так и социальную ответственность, способствует не только личному росту, но и вовлечению в сообщество и общество.
Авраам Маслоу, один из первых сторонников этой теории, считал, что эти идеи прямо противоположны теории психоанализа Фрейда.Одно из основных убеждений теорий Фрейда состоит в том, что человеческие побуждения и желания являются подсознательными и скрытыми, в то время как для Маслоу люди сознательно осознают мотивации, управляющие их поведением. По сути, полагал Маслоу, психоанализ признает, что большинство аспектов жизни находятся вне индивидуального контроля, тогда как гуманистический подход основан на свободе воли.
Гуманистический подход имеет ряд сильных сторон, которые делают его особенно полезной теорией в современном мире.Этот подход подчеркивает идею о том, что каждый может внести свой вклад в улучшение своего психического и физического здоровья тем способом, который ему наиболее полезен. Кроме того, эти теории принимают во внимание факторы окружающей среды при формировании личного опыта. Концепция всех людей, имеющих одинаковые права на уважение и достоинство, также полезна, поскольку она поощряет расовую и этническую терпимость, а также укрепляет веру человека в свою собственную ценность.
Критики отмечают, что в гуманистической перспективе мало стандартизированных подходов к лечению.Этот эффект в значительной степени является результатом важности свободы воли, что чрезвычайно усложняет разработку стандартизированных методов лечения. Другая проблема заключается в том, что гуманистическая теория не подходит для лечения людей с органическими психическими заболеваниями, такими как шизофрения или биполярное расстройство, что не позволяет рассматривать ее как всеобъемлющую школу мысли.
Несмотря на эту критику, элементы гуманистической психологии были включены во многие стили терапии.Такой подход с акцентом на личную ответственность, социальную ответственность и социальную терпимость делает его полезной основой для позитивных личных и социальных изменений. Следовательно, даже если эта психологическая теория может быть неадекватной в некоторых отношениях, она предоставляет несколько простых и практических инструментов для самоанализа.
Гуманистическая психология обычно не является эффективным методом лечения людей с биполярным расстройством..
Гуманистическая психология – определение гуманистической психологии от The Free Dictionary
Слушание, сочувствие и безусловное позитивное отношение не только как строительные блоки гуманистической психологии, которая была выдвинута в прошлом веке, но и в соответствии с тем, что практиковал наш Пророк (са). Она была избрана президентом Американской ассоциации гуманистической психологии. занимаясь частной практикой и занимая должности преподавателей в различных колледжах, включая USC. Нейробиологическое возрождение гуманистической психологии, журнал Humanistic Psychology, 55, 323-345.Альтернативы модельному подходу к «шизофрении», который появился в специальном выпуске «Диагностические альтернативы» для журнала гуманистической психологии (Cooke and Kinderman, 2018), выпуске, который «[…] посвящен предлагаемым альтернативам существующим диагностическая парадигма ». (Каменс, Фланаган и Дин Роббинс, 2018: стр. 3). В этом сборнике эссе он опирается на традиции американского письма о природе и гуманистической психологии, чтобы размышлять об экологии, философии и духовности.Можно также сказать, что гуманистическая психология, представленная в предыдущем двойном выпуске работ Карла Роджерса и Абрахама Маслоу, не является всеобъемлющей областью психологии. Альянс консультирования и психотерапии, Ассоциация Гуманистическая психология (GB), Люди с ограниченными возможностями против сокращения, Сеть действий социальной работы, Алекс Макфадден, Salford TUC, профессора Ричард Бенталл, Питер Бересфорд, Ян Паркер, Эндрю Сэмюэлс и Эрнесто Спинелли Таким образом, положительная психология используется в качестве основы для содействие организации досуга для людей с ограниченными возможностями, присоединилась к гуманистической психологии в качестве теоретической основы для практики оздоровительной терапии.Позже сторонники гуманистической психологии, такие как Маслоу (1962) и Роджерс (1961), поддержали это мнение, когда они утверждали, что психология должна быть сосредоточена на том, чтобы помогать людям полностью раскрыть свой потенциал. с его предположением о том, что взрослые учащиеся являются самостоятельными и ответственными за собственное обучение3, также влияет на то, чтобы сосредоточиться на преимущественно гуманистическом решении2. Во время занятий, которые проводила Шарлотта Селвер, впоследствии прославившаяся в гуманистической психологии, она просила своих учеников лягте и позвольте полу поддерживать вашу опору.’
.