Метод эксперимента: описание, недостатки и достоинства
В рамках познания окружающей реальности научный инструментарий предлагает немало средств эмпирического, то есть опытного исследования. Эксперимент является одним из самых эффективных, поскольку в его основе лежат принципы повторности и доказательности фактами. Что еще важно, метод эксперимента позволяет изучать отдельные явления независимо от случайных факторов, что отличает его от традиционного наблюдения.
По сравнению с практическим познанием посредством наблюдений, эксперимент организуется как подготовленное исследование, перед которым ставится конкретная задача с заранее установленными параметрами интерпретации результата. Важной особенностью является и участие исследователя в процессе такого познания. К тому же метод научного эксперимента именно благодаря возможностям организации его повторного проведения в тех же условиях отличается точностью и более достоверными сведениями. Таким образом можно устанавливать причинные связи между отдельными элементами эксперимента, выявляя и другие свойства с закономерностями в том или ином явлении.
В организации экспериментов нередко задействуются измерительные приборы и техническое оснащение, позволяющее обеспечить корректность данных. Классическое описание метода эксперимента можно представить как лабораторный процесс исследования, поскольку он полностью контролируется автором, но существуют и другие концепции данного способа познания реальности, которые будут рассмотрены ниже.
Экспериментальные модели
Обычно выделяют безупречные и случайные эксперименты. К первым относится модель организации, которая по тем или иным причинам не может быть реализована на практике, то есть в условиях научного наблюдения. Этот прием не только помогает выполнить поставленную задачу относительно изучения объекта, но и способствует совершенствованию экспериментального метода путем выявления отдельных ошибок. Что касается модели случайного эксперимента, то он строится на концепции случайного опыта, который может соответствовать реальному испытанию, но результат его будет непредсказуем. Случайный метод эксперимента требует соблюдения широкого ряда требований. Например, подготовленная математическая модель исследования в нем должна адекватно описывать эксперимент. Также при постановке задачи исследователи точно определяют модель, в рамках которой будут сопоставляться начальные математические данные для эксперимента и полученные результаты.
На какие типы делится метод эксперимента?
На практике чаще всего используются физические, компьютерные, мыслительные и критические эксперименты. Наиболее распространен физический эксперимент, который заключается в познании природы. Благодаря таким экспериментам, в частности, выявляются ошибочные гипотезы физики, которые изучались в рамках теоретического исследования. Компьютерные эксперименты подключают к процессу ЭВМ. В ходе испытаний специалисты обрабатывают исходные данные о конкретном объекте, как результат выдавая информацию о выявленных свойствах и характеристиках. Мыслительный метод эксперимента может затрагивать разные сферы исследования, в том числе физику и философию. Его принципиальным отличием является воспроизведение условий реальности не на практике, а в воображении. В свою очередь, критические эксперименты ориентированы не на изучение конкретных объектов или явлений, а на подтверждение или опровержение определенной гипотезы или теории.
Особенности психологических экспериментов
Отдельную группу экспериментов представляет психологическая сфера, обуславливающая свою специфику. Главным предметом изучения в этом направлении является психика. Соответственно, условия проведения исследований будет определять непосредственно жизнедеятельность испытуемого. И здесь можно отметить некоторое противоречие с базовыми принципами рассматриваемого метода как такового. По сравнению с другими видами исследования нельзя рассчитывать на полный контроль и создание условий испытания. Исходить можно только из необъективных данных, которые предоставит психологический эксперимент. Метод психологического исследования также не позволяет выделить один из процессов психической деятельности, поскольку экспериментальные воздействия оказывают влияние на организм в целом. Подобные исследования могут проводиться и над людьми, и над животными. В первом случае условия проведения иногда предусматривают изначальный инструктаж испытуемого.
Естественные и лабораторные эксперименты
Данное разделение также входит в концепцию психологического эксперимента. Естественные исследования можно в определенной степени соотнести с научным наблюдением, поскольку в данном случае предполагается минимальное вмешательство в ход психической деятельности испытуемого. К слову, отсюда происходит и существенное преимущество естественного метода. Испытуемый благодаря отсутствию вмешательства в его жизнедеятельность в процессе эксперимента может оставаться в неведении. То есть на нем никак не скажется сам факт проведения исследования. С другой стороны, из-за отсутствия возможности контроля данный метод научного эксперимента в психологии считается малоэффективным. Противоположные характеристики обуславливают и преимущества лабораторного эксперимента. В таких исследованиях испытатель может по возможности искусственно организовывать процесс изучения, акцентируя внимание на конкретных, интересующих его фактах. Но и в этом случае необходимость тесного взаимодействия между исследователем и испытуемым определяет субъективность полученного результата.
Преимущества экспериментального метода
К достоинствам такого подхода в исследованиях в первую очередь относится подконтрольность условий. Исследователь организует процесс в соответствии с его возможностями и ресурсами, что значительно облегчает работу. Также достоинства метода эксперимента обуславливаются возможностью его повторов, что позволяют уточнить данные без поправок на изменения условий проведения испытания. И напротив, гибкие возможности коррекции процесса позволяют отслеживать динамику изменения определенных качеств и свойств объекта.
Конечно, главным преимуществом данной методики является точность данных. Этот параметр будет зависеть от того, насколько верно были подготовлены условия процесса, но в заданных рамках и параметрах можно рассчитывать на высокую степень достоверности. Особенно преимущества таких испытаний в плане точности обнаруживает метод наблюдения. Эксперимент на его фоне более контролируем, что позволяет исключить сторонние факторы вмешательства в процесс исследования.
Недостатки метода
В основном слабые места экспериментальных методов относятся к организационным ошибкам. Здесь также стоит провести сравнение с наблюдением, которое именно в плане условий будет предельно корректным. Другой вопрос, что в отличие от наблюдения эксперимент по всем параметрам является фиксированным процессом. Кроме того, недостатки метода эксперимента связаны с невозможностью искусственного повторения явлений и процессов. Не говоря о том, что отдельные сферы применения технологии требуют существенных материальных вложений в организацию.
Примеры использования экспериментов
Один из самых первых экспериментов был проведен Эратосфеном Киренским, изучавшим физические явления. Суть его исследования заключалась в вычислении радиуса Земли естественным способом. Он использовал градус отклонения Солнца от Земли во время летнего солнцестояния, что позволило путем соотнесения параметров с расстоянием до точки, на которой вовсе отсутствовало отклонение, сделать вывод о том, что радиус составляет 6300 км. Разница с фактическим показателем составляет всего 5%, что говорит в высокой точности, с которой был выполнен метод. Эксперимент, примеры которого отражены в психологии, не может претендовать на математическую точность, но и они заслуживают внимания.
Так, в 1951 г. группа исследователей провела групповой эксперимент, целью которого было изучение конформизма. Участникам предлагалось давать ответы на несложные вопросы относительно количества и расположения палочек, которые якобы проверяли зрение. При этом всем, кроме одного участника, была дана команда давать ложные результаты – на выявлении этой разницы и основывался метод. Эксперимент, примеры которого множество раз были воспроизведены, в итоге давал неутешительные результаты. Участники, остававшиеся один на один с заведомо неправильным, но доминирующим мнением, в большинстве случаев также соглашались с ним.
Заключение
Экспериментальные исследования, несомненно, расширяют и делают глубже представление человека об окружающем мире. Тем не менее далеко не во всех сферах может использоваться данный метод. Наблюдения, эксперимент и опыты в комплексе дают куда больше информации, дополняя друг друга. Есть направления, в которых изучение возможно разными методами по отдельности, но в интересах рационализации научные центры все чаще применяют комбинированные подходы. В то же время надо признать, что основополагающую роль в контексте разработки теорий и гипотез все же имеет экспериментальное исследование.
Основные виды эксперимента в психологии
Существует несколько основных целей, для достижения которых нужна такая наука, как психология. С помощью неё можно научиться познавать себя, других людей, а также регулировать отношения между ними. Эти знания, как и любые другие, преподаются человеку в виде теории и практики. Последняя представляет собой несколько видов эксперимента в психологии, благодаря которым можно сделать полный анализ поведения личности в определенной среде.
Представление о видах эксперимента
Что такое виды эксперимента в психологии? Под этим понятием подразумевают длительное исследование одного или нескольких объектов. Причем результат может быть совершенно непредсказуемым.
Например, когда математик начинает решать задачу, то он точно знает, какое в ответе у него получится значение. Химику известно, каким станет раствор, если он смешает несколько компонентов. Физик может рассказать наперед результат любого явления, происходящего вокруг.
С этой гуманитарной наукой ситуация обстоит немного иначе. Существуют основные виды эксперимента в психологии. Каждое исследование может стать самым непредвиденным.
Эксперимент, происходящий в лабораторных условиях
Можно выделить три самых основных вида эксперимента в психологии: лабораторный, естественный и формирующий. Первый является самым эффективным. Для его проведения создаются определенные условия в замкнутом пространстве. Например, необходимо завести в кабинет небольшую группу людей и попросить их сделать несколько конкретных действий.
В результате практического занятия можно определить реакцию личности на определенное действие, схожесть и различие характеров двух или более людей, скорость реакции каждого из них и многие другие индивидуальные особенности.
Положительные и отрицательные качества
Можно выделить в каждом виде эксперимента в психологии достоинства и недостатки. В лабораторных условиях могут получиться самые точные результаты. Все практические занятия при необходимости можно повторять неоднократно. Уже через некоторое время все они будут повторяться, в дальнейшем их уже можно будет предугадывать. Также в этом методе не будет присутствовать какой-либо скрытности, все участники эксперимента будут знать о его проведении.
Есть и существенный недостаток – результаты могут заметно отличаться о тех, которые обычно происходят в реальной жизни. Именно по этой причине зачастую такой способ называют неоправданным.
Примеры исследования
Существует самый распространенный пример лабораторного вида эксперимента в психологии и педагогике. Группу людей заводят в заранее обустроенную студию и рассаживают её таким образом, чтобы каждый из них находился в одинаковых условиях. Далее включают телевизор, на котором показывают картинки с деталями определенного объекта. Каждый человек должен догадаться, что именно их объединяет, и предугадать название предмета, который из них состоит. С помощью такого исследования можно определить скорость реакции мышления каждого участника.
К лабораторному методу также можно отнести ролевые игры на мероприятиях в детском саду. Создаются определенные условия, а каждому участнику задается определенная роль. Появляется возможность определить манеру поведения каждого ребенка.
Самый простой пример – это создание для человека определенных условий (завести его в незнакомое место) и анализ его реакции на них.
Эксперимент, происходящий в естественных условиях
В большей степени современные специалисты отдают предпочтение естественному методу в психологии. Эксперимент и его виды имеет несколько особенностей.
- Исследования проходят в стандартных условиях, в которых привык существовать каждый человек.
- Личность, над которой ставят эксперимент, не обязательно должна знать о его проведении.
Это может быть абсолютно любой прохожий человек.
- Метод проведения его может наступить абсолютно в любой момент.
Исследование в естественных условиях больше приближено к реальности, именно по этой причине в психологии он используется достаточно часто.
Положительные и отрицательные качества
Всего можно выделить несколько основных плюсов такого вида эксперимента в психологии. В первую очередь – это простота проведения. Нет необходимости создавать специальные условия и искать определенного человека.
Однако, в отличие от лабораторного метода, здесь экспериментатор не сможет полностью проконтролировать ситуацию. Также не будет шанса повторить еще одно аналогичное исследование, которое будет соответствовать всем этим же параметрам. Анализ в естественных условиях является достаточно сложным, так как не всегда он может привести к определенному результату, но, тем самым, он интереснее.
Примеры исследования
В качестве естественного метода можно использовать абсолютно любую трудовую структуру: магазин, больницу, парикмахерскую и т. д. Можно определить, как несколько рабочих справляются с одними и теми же обязанностями, за какой срок они решат определенную задачу и как общаются с клиентами. По результату их поведения можно создать общую картину о человеке.
Формирующий эксперимент
Формирующий метод – это единственный вид эксперимента в психологии, результат которого можно предугадать заранее. Для его проведения необходимо набрать небольшую группу людей и заранее дать каждому участнику процесса определенное задание, учитывая все самые важные детали его выполнения.
Экспериментатор будет пытаться предсказать, какое действие совершит каждая личность, а потом определит, оправдано ли его предположение. Подобное исследование может проводиться на любой возрастной категории людей от 5 до 70 лет.
Положительные и отрицательные качества
Всего можно выделить несколько положительных и отрицательных сторон подобного метода. В основном, он применяется из-за того, что все полученные навыки можно впоследствии будет применять на практике. Для проведения исследования не обязательно собирать большое количество исследуемых объектов, достаточно двух-трех человек.
Этот эксперимент достаточно интересный, так как его можно повторять неоднократно, а при одинаковых условиях результат может получиться разнообразным. Существует один недостаток. Его нельзя назвать эффективным, так один из участников может слукавить.
Примеры исследования
Психологи настоятельно рекомендуют проводить формирующий эксперимент в средней группе детского сада, где возрастная категория исследуемых объектов составляет от 3 до 5,5 лет. Для них разыгрывается небольшая сценка. Главные персонажи из неё говорят разными голосами, постепенно снижая и увеличивая громкость звука.
Цель исследования – узнать, насколько четко каждый малыш может распознавать определенную речь. С помощью этого метода можно выявить психологическое заболевание на ранней стадии развития.
Уровни осознанности эксперимента
Для того чтобы узнать, как поведет себя личность в определенной ситуации, необходимо провести специальный эксперимент. Виды и особенности в психологии подобных исследований заметно отличаются друг от друга. В лабораторном, формирующем и естественном методе существует несколько вариантов осознанности личности.
- Явное исследование. При нем человека, над которым будет проводиться эксперимент, полностью посвящают во все его подробности. Он будет знать ровно столько же, сколько и психолог, который будет наблюдать за ситуацией.
- При скрытом исследовании, наоборот, объект ничего не знает о том, что ему предстоит делать.
- Существует также промежуточное исследование, при котором объекта погружают в подробности частично.
Самым реалистичным является именно скрытый эксперимент, при нем личность не сможет как-то повлиять на его результат.
Эксперимент с камерой сенсорной депривации
Очень интересен, увлекателен и универсален каждый вид эксперимента в психологии. Кратко описать каждый из них практически невозможно. Например, существует самый популярный в психологии метод с использованием камеры сенсорной депривации, о котором можно рассказывать бесконечно.
Впервые это исследование в 1950 году применил Джон Лилли. Он создал определенные условия, которые полностью изолируют человека от внешней среды. На личность, над которой проводится эксперимент, надевается специальная непроницаемая маска и наушники, из которых доносится практически незаметный шум. Практикующий врач из медицинского института в результате своих опытов смог выяснить, что у объекта полностью изменяется восприятие всего происходящего. Например, при попытке определить вид объекта на ощупь он становился рассеянным, невнимательным и у него даже появлялось чувство тревоги.
Все эти условия для испытуемых казались невыносимыми, ни один из них не смог просидеть в камере более трех суток. Существуют и положительные стороны этого эксперимента: человек начинает лучше познавать себя, может полноценно расслабиться и даже значительно улучшить состояние своего здоровья.
Психология в настоящее время имеет большое значение для каждого человека. Благодаря этой уникальной науке человек может лучше понять себя, что ему нужно от жизни, как правильно поступить в определенной ситуации, наладить отношение с партнером, устранить конфликт, а также решить многие важные проблемы. Эксперименты в этой области позволят добиться положительного эффекта.
18.Экспериментальные методы в психологии.
Экспериментальная
методика в психологии сводится по
преимуществу к лабораторным (реже — к
естественным) исследованиям, в ходе
которых осуществляется предварительное
планирование и последующая организация
максимально корректных в
научно-методологическом отношении
экспериментов, имеющих то или иное
отношение к самым различным областям
психологической науки, включая почти
все направления прикладной психологии.
В частности, очень большое значение
для успешного развития экспериментальной
психологии имеет разработка эффективных
экспериментальных методов изучения
различных проблем и вопросов, связанных
с психофизиологией ощущений, восприятия,
развития, внимания, сознания, обучения,
памяти, мышления, языка. В последнее
время экспериментальные подходы стали
активно применяться в социальной
психологии, а также при исследовании
психологических мотивацийи
эмоций.
19.
Виды
эксперимента.
Различают
следующие виды экспериментальных
методов:
–
Лабораторный эксперимент
проводится в искусственно созданных
условиях, приближенных к реальным.
Результаты эксперимента с определенной
степенью достоверности переносятся в
реальную обстановку. –
Натуральный (естественный) эксперимент
проводится в условиях реальной
деятельности испытуемого: в учебном
классе, на самолете, в реально действующем
трудовом коллективе. В работе следователя
этот метод находит применение в виде
следственного эксперимента, когда
подозреваемого вывозят на предполагаемое
место преступления для подтверждения
его действий в реальной обстановке. –
Формирующий эксперимент
совмещает процедуры психологического
исследования, обучения, воспитания,
тренировки. Может проводиться в виде
тренингов, игр, решения конкретных
ситуаций и. т. д. -Метод не ограничивается
регистрацией результатов, а создает
специальные условия для развития
личностных качеств испытуемых. Широко
используется в педагогической психологии.
20.Достоинства и недостатки метода эксперимента.
Достоинства:
1. Обеспечивается
высокая точность результатов; 2. Возможны
повторные исследования в аналогичных
условиях; 3. Осуществляется почти полный
контроль за всеми переменными. Недостатки:
1. Условия деятельности испытуемых не
соответствуют реальности; 2. Испытуемые
знают о том, что они являются объектом
исследования.
17. Достоинства и недостатки метода эксперимента
Достоинства |
Обеспечивается высокая точность |
результатов |
Возможны повторные исследования в |
аналогичных условиях |
Осуществляется почти полный |
контроль за всеми переменными |
Недостатки
Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности
Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследований
18.
Особенности естественно-научного и формирующего эксперимента (по Ю.В. Громыко, В.В. Давыдову)
Естественно-научный эксперимент
Строится исходя из представления, что воспроизводимый в его структуре объект существует сам по себе, естественно, натурально
Строится на монопредметной идеализации/выделенной внутри данного предмета
Средство организации и технологии исследовательского поиска
Опирается на критерии истинности
Формирующий эксперимент
Предполагает построение или порождение объекта внутри его структуры, после чего он и становится предметом изучения
Является комплексным и полидисциплинарным и предполагает либо использование одновременно нескольких идеализации, либо построение на основе принципов конфигурации новой идеализации
Помимо исследования включает элементы проектирования
Эффективность оценивается с точки зрения реализуемости проектной идеи и анализа последствий
19. Основные этапы психологического исследования
Симметричность этапов
20.
Валидность исследования (по В.Н. Дружинину)
Валидность исследования
оценка проведенного эмпирического исследования с точки зрения«правильности» его организации и возможности считать полученные результаты и сделанные выводы достоверными
Конструктивная валидность выражает адекватность метода интер- претации экспериментальных данных теории; она характеризует правильность обозначения (интерпретации причины и эксперимен- тального эффекта с помощью абстрактных терминов из обыденного языка или формальной теории
Операциональная валидность —
это мера соответствия методик и плана исследования проверяемой гипотезе
Теория
Идеальный эксперимент Внутренняя валидность Эксперимент
Реальность
Внутренняя валидность — это мера соответствия реаль- ного эксперимента идеальному; критерий оценки планиро- вания и проведения исследования, позволяющий считать достоверными выводы относительно именно представлен- ной в гипотезе зависимости (а не какой-то другой)
Внешняя валидность — это мера соответствия экс- периментальной процедуры реальности; критерий оценки исследования с точки зрения решения проблем соответствия сформулированных в гипотезе перемен- ных и реализованных методически условий тем, на которые осуществляется обобщение полученных результатов
21.
Факторы, нарушающие внутреннюю валидность исследования (по Д. Кэмпбеллу)
Факторы выборки
Селекция
Статическая
регрессия
Эксперимен- тальный отсев
Естественное
развитие
неэквивалентность групп по составу, которая вызывает системати- ческую ошибку в результатах
частный случай ошибки селекции, когда группы отбирались на основе «крайних» показателей
неравномерное выбывание испытуемых из сравниваемых групп, приводящее к неэквивалентности групп по составу
изменение испытуемых, являющееся следствием течения времени, без связи с конкурентными событиями: изменение состояния (голод, усталость, болезнь и др.), свойств индивида (возрастные перемены, накопление опыта и др.)
22. факторы, нарушающие внешнюю валидность исследования (по Д. Кэмпбеллу)
Эффект
тестирования
Условия
проведения
исследования
Взаимодействи е факторов
Интерференци я экспери- ментальных воздействий
уменьшение или увеличение восприимчивости испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования, так как генеральная совокупность предварительному тестирова- нию не подвергается, то результаты для нее могут быть нерепре- зентативными
они вызывают реакцию испытуемого на эксперимент; следова- тельно, его данные нельзя переносить на лиц, не принимавших участие в эксперименте, этими лицами является вся совокуп- ность, кроме экспериментальной выборки
взаимодействие факторов отбора и содержания экспериментального воздействия; их следствия — артефакты
испытуемые обладают памятью и обучаемостью; если эксперимент состоит из нескольких серий, то первые воздействия не проходят для них бесследно и сказываются на появлении эффектов от последующих воздействий
Тема 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Междисциплинарный подход к деятельности
2.Основные аспекты анализа деятельности
3.Деятельностный подход к изучению психики
4.Сущность и структура деятельности
5.Деятельность как объяснительный принцип психики
6.Семантические дерева понятий о деятельности и психической деятельности
7.Психологическое строение индивидуальной деятельности
8.Основные положения психологической теории деятельности
9.Основные аспекты анализа действия
10.Виды действий
11.Компоненты действия и их функции
12.Параметры действия
13.Теория планомерного формирования умственных действий и понятий
виды, структура, достоинства и недостатки :: SYL.ru
Уже не одно столетие великие исследователи стремятся составить полную научную картину о человеке и об особенностях его личности. Проводится подобная работа и психологами. Эта наука с момента своего возникновения и до наших дней смогла наработать большой материал. Внушительный объем достоверных данных накапливался благодаря применению самых различных методов и способов. Но наибольшей популярностью пользуются проводимые в психологии эксперименты. Примеры многих из них подтверждают высокую достоверность данных, полученных исследователями.
Немного о психологии
На современном этапе данная наука представляет собой обширную область знаний, в которую входит целый ряд научных направлений и отдельных дисциплин. Например, существует зоопсихология. Предметом ее изучения являются те особенности, которыми обладает психика животных. Более широким направлением является исследование человека. Здесь существуют такие отрасли психологии, как:
– детская, предметом исследования которой являются вопросы развития психических процессов и сознания личности растущего человека;
– социальная, изучающая поведение человека в обществе, а также влияние на него прессы, радио, моды, слухов и т.д.;
– педагогическая, отражающая картину закономерностей развития личности при проведении процесса воспитания и обучения.
Существует в психологии и целый ряд отраслей. Каждая из них рассматривает проблемы той или иной деятельности человека. В списке таких отраслей существует такая психология:
– трудовая;
– инженерная;
– авиационно-космическая;
– медицинская;
– юридическая;
– военная.
При этом задачи психологии, вне зависимости от направления, заключаются в том, чтобы:
– изучить сущность имеющих место явлений, рассматриваемых данной сферой, и понять их закономерности;
– научиться управлению ими;
– служить теоретической основой соответствующих служб на практике.
Решая свои задачи, психология вскрывает сущность процесса, направленного на отражение в мозге человека объективного мира. При этом исследователи выясняют, каким образом происходит регулирование действий человека и развитие его психической деятельности, а также формирование свойств личности.
Все получаемые данные основываются на понимании того, что деятельность людей обуславливается не только объективными условиями. Несомненно, на данный процесс оказывают непосредственное влияние субъективные факторы. Среди них личностные установки и отношения, собственный опыт, находящий выражение в умениях, навыках и знаниях, и т. д. В связи с этим задача психологии несколько расширяется и охватывает круг вопросов, позволяющих выяснить особенности деятельности человека в зависимости от имеющихся субъективных и объективных моментов.
Экспериментальная психология
Рассматриваемая дисциплина имеет одно весьма значимое направление. Оно называется экспериментальной психологией и ставит перед собой цель исследований по изучению поведения человека.
Впервые опыт в этой сфере провели еще в 18 в. Однако экспериментальное научное направление сложилось лишь во второй половине 19 в. Произошло это благодаря работам В. Вунда, Э. Вебера, В.М. Бехтерева и других.
Принято считать, что именно после введения в нее эксперимента психология выделилась в качестве отдельной науки. Ведь получение данных опытным путем открыло перспективу обоснований рассматриваемых процессов с математической точностью. Достоверность имеющихся фактов стала выявляться на основе показателей их объективности, проверяемости и повторяемости. С течением времени необходимость в выделении экспериментальной психологии в отдельное направление отпала сама собой. Ведь метод исследователей стал применяться во всех сферах данной дисциплины.
Понятие эксперимента
Что он представляет собой в психологии? Это некий опыт, проводимый в специальных условиях. Цель, которую ставит перед собой исследователь, заключена в получении психологических данных при вмешательстве специалиста в процессы деятельности испытуемого. Проводить подобные опыты могут не только ученые. Психологические эксперименты ставят порой и простые обыватели. При этом исследователь действует всегда упорядоченно. Он изменяет определенный фактор того или иного процесса, поддерживая остальные без всяких изменений. Во время этих действий человек, ставящий подобный опыт, наблюдает за результатами систематических отклонений показателей и фиксирует их.
Понятие эксперимента может иметь и более широкий смысл. В таком случае к проведению самого опыта подключают наблюдение, тестирование, опрос и другие методы исследования.
Необходимость проведения
Эксперименты в области психологии позволяют разложить на отдельные компоненты то или иное явление, чтобы затем заняться изучением каждого из них. Также в ходе проводимых практических исследований удается с определенной точностью зафиксировать полученные результаты и следить за процессом развития предмета изучения. При этом экспериментатор чаще всего не ждет возникновения рассматриваемого им психического явления. Он активно воссоздает его в самых благоприятных для этого условиях, варьирует, планово вмешивается в процесс, многократно повторяя особенности проведения опыта.
Нередко психические явления изучаются в естественных условиях с помощью методики непосредственного наблюдения. А вот использование эксперимента позволяет искусственно отделить изучаемое явление от прочих и целенаправленно варьировать условия воздействия на испытуемых. В ходе проведения таких работ прослеживаются получаемые результаты, что и является основанием для определенных выводов.
Классификация
Существуют различные виды эксперимента в психологии. Причем выделяют их исходя из условий проведения, целей, характера влияния и многих иных факторов.
Сам по себе методы эксперимента в психологии подразделяются на лабораторные и естественные, а также на формирующие исследования. Помимо этой классификации существует подразделение на пилотажный (первичный) опыт и последующий. Также эксперименты бывают явными и имеющими скрытую цель и т.д. Рассмотрим самые часто применяющиеся из них подробнее.
Лабораторный эксперимент
Подобные исследования классифицируются согласно условиям их проведения. Причем лабораторный является одним из наиболее часто используемых методов эксперимента в психологии. В чем же он заключен?
Лабораторный эксперимент представляет собой такой тип исследований, которые проводятся в искусственно созданных для этого условиях. Какими они бывают? Примером тому может служить получение данных непосредственно в научной лаборатории, где происходит взаимодействие исследуемого субъекта (лица или группы лиц) лишь с факторами, интересующими экспериментатора.
В чем заключаются достоинства проведения подобной работы? С помощью лабораторного эксперимента, в ходе которого исследователь применяет регистрирующие приборы, можно получить показания о времени протекания различных психических процессов, например, скорости формирования трудовых и учебных навыков, быстроте реакции человека и т.д.
Исходя из этого описания можно говорить об основных признаках опытов, проводимых в лабораторных условиях. Такие эксперименты привлекательны из-за следующего:
– высокой точности получаемых результатов;
– возможности проведения повторных опытов с созданием аналогичных условий;
– возможности осуществления максимального контроля экспериментатора над всей ситуацией.
Все это является достоинство подобных работ.
Однако в этом случае испытуемым известно о том, что они принимают участие в научной работе; субъекты исследования находятся в условиях, которые не соответствуют реальности.
В этом заключены недостатки рассматриваемого вида эксперимента. Искусственно созданная обстановка порой нарушает нормальный ход изучаемых процессов.
Естественный эксперимент
Для того чтобы устранить недостаток лабораторных исследований, на практике нередко анализируют явления в обычной для них ситуации. Для этого проводится естественный эксперимент.
В психологии во время таких работ испытуемый находится в привычных для него условиях жизнедеятельности. Специалист же вмешивается в этот процесс лишь незначительно.
Какими достоинствами обладает естественный эксперимент? Они состоят в том, что:
– условия, в которых находятся испытуемые, соответствуют реальности;
– субъекты исследования чаще всего не подозревают о том, что участвуют в научных разработках;
– получаемые результаты относительно точны.
Среди недостатков естественного эксперимента выделяют:
– невозможность его повторного проведения в аналогичных условиях;
– отсутствие полного контроля специалиста над ситуацией.
В этом и заключаются основные достоинства и недостатки эксперимента в психологии, проводимого в естественных условиях. С одной стороны, в этом случае имеются неоспоримые плюсы. Ведь, например, учащийся, осваивающий тот или иной предмет, способен запомнить данный ему материал в естественных условиях вовсе не так, как он сделал бы это в присутствии исследователя. Но и учесть неизбежное возникновение некоторых факторов, влияющих на процесс, в такой ситуации становится просто невозможным.
Полевые исследования
Выделенные согласно условиям проведения виды эксперимента в психологии не ограничиваются лабораторным и естественным их типом. Существуют еще и полевые опыты. Их проводят аналогично естественным, но при этом, как правило, применяют стационарную аппаратуру. Это позволяет получать более точные результаты работ. Все участники исследований предупреждаются о проведении такого эксперимента, но благодаря обычной обстановке уровень искажения мотивации является минимальным.
Классификация опытов исходя из их цели
В зависимости от поставленной задачи выделяют следующие виды эксперимента в психологии:
- Поисковый. Такой эксперимент проводится для определения наличия причинно-следственных связей между рассматриваемыми явлениями. Причем используют данную методику лишь на начальных этапах исследования. Полученные данные должны позволить сформулировать гипотезу, а также выделить независимые, зависимые и побочные переменные, определив способы их контроля.
- Пилотажный. Подобные эксперименты являются пробными. В ходе их проведения происходит уточнение основной гипотезы, подходов к исследованию и т.д. Требования к эксперименту в психологии пилотажного типа – его проведение перед трудоемкими и объемными работами с целью выбора конкретного направления, что позволило бы рационально использовать денежные средства. Получение данных при таком виде опытов осуществляется при привлечении меньшего количества испытуемых, с использованием сокращенных планов и без особого контроля над внешними факторами. Конечно, надежность результатов подобного эксперимента невелика, но они все же позволяют избежать грубых ошибок, связанных с выдвижением основной гипотезы, построением планов работ и т.д. Порой пилотаж конкретизирует основное предположение, сузив зону поиска, а также окончательно указывает на методику, подходящую для масштабного исследования.
- Подтверждающий. Данный эксперимент проводят для установления разновидности функциональной связи, а также для уточнения количественного соотношения между полученными данными. Подобный тип работ выполняется на заключительной стадии исследования.
Классификация опытов исходя из характера их влияния
С учетом этого критерия существуют следующие виды эксперимента в психологии:
- Констатирующий. Во время проведения такого опыта специалист не изменяет какие-либо свойства участника, не стремится сформировать у него новых качеств и развить те, которые у него имеются. Очень часто применяют констатирующий эксперимент в возрастной психологии педагоги-исследователи. Он позволяет установить состояние существующей проблемы и зафиксировать факт наличия связи между имеющими место явлениями. Целью констатирующего эксперимента может являться, например, выявление степени влияния семьи на процесс становления личности ребенка, посещающего начальную школу.
- Формирующий. Это один из методов исследования, который широко применяется специалистами и педагогами. Формирующий эксперимент предполагает получение человеком тех или иных качеств, которые заданы специалистом. Для этого специально создаются необходимые условия. Полученные результаты при этом не вызывают никаких сомнений, так как очевидно, что они сформированы в ходе осуществления работ. Формирующий эксперимент применяют для глубокого изучения процесса становления личности, а также всех этапов его протекания. Помимо этого, подобный метод является наиболее эффективным при испытании новых способов воспитания и инновационных технологий. Формирующий эксперимент не всегда проводится по заранее намеченному плану. Прежде всего определяют проблему исследования, а только после этого формулирую гипотезу, создают программу работ и проводят испытания. Течение всего процесса находится под пристальным наблюдением, а его результаты фиксируют для дальнейшего осмысления, что позволит сформулировать выводы. Для участия в формирующем опыте, как правило, привлекают либо двух человек, либо 2 группы людей. Причем одну из них считают экспериментальной, а другую – контрольной. Перед участниками психологического опыта ставятся задачи, способствующие формированию определенного качества. Контрольной группе такого задания не выдают. После завершения формирующего эксперимента исследователи проводят сравнительный анализ полученных результатов и дают их оценку.
- Контрольный. Данный вид проводимых специалистами работ представляет собой повторное измерение определенных показателей состояния объекта (человека или группы людей) для их сравнения с теми, которые были зафиксированы до начала опыта. Полученные данные сопоставляются также с теми, которыми обладает группа людей, не получавшая заданий.
Классификация по уровню осознанности
Какие виды экспериментов в психологии существуют еще? Подобные исследования делятся и по уровню осознанности происходящего человеком.
При этом выделяют:
- Явный эксперимент. При его проведении испытуемый обладает исчерпывающими сведениями о целях и задачах проводимого исследования.
- Промежуточный. Данный вариант предполагает ознакомление испытуемого лишь с частью информации об опыте. Прочие же сведения либо искажаются, либо утаиваются.
- Скрытый. Об этом эксперименте его участник, как правило, не знает ничего. Ему не известно не только о тех целях, которые стоят перед психологами, но и о самом факте проведения работ.
Классификация по возможности влияния
По этой характеристике также существует определенная градация психологических опытов. В этом случае выделяют:
– спровоцированные исследования;
– эксперимент, на который после ссылаются.
Спровоцированное исследование является классическими. При проведении данного опыта специалистом самостоятельно меняются условия эксперимента. Именно поэтому те виды реакции, которые наблюдаются у испытуемого, считают спровоцированными.
Эксперименты, на которые ссылаются, представляют собой опыт, при осуществлении которого не происходит вмешательства исследователя. Такой метод применяют в тех случаях, когда воздействие на испытуемого способно вызвать у него серьезное психологическое или физиологическое нарушение.
Структура эксперимента
Что входит в перечень основных критериев, составляющих рассмотренные в статье исследования? Структура психологического эксперимента включает в себя:
- Исследуемый (испытуемый) объект или группу.
- Исследователя (экспериментатора).
- Стимуляцию, которая представляет собой выбранный специалистом способ влияния на испытуемого.
- Ответ участника эксперимента на стимуляцию, то есть его психологическую реакцию.
Условия проводимого исследования, которые представляют собой дополнительные воздействия, способны оказать влияние на реакцию испытуемого.
Использование метода эксперимента в психолого-педагогическом исследовании
Использование метода эксперимента
в психолого-педагогическом исследовании
План
- Понятие «эксперимент»………………………………………………..3
- Основные особенности и задачи эксперимента………………………4
- Типы эксперимента……………………………………………….……6
- Понятие «психолого-педагогический эксперимент»………….……..7
Список использованной литературы………………………………………..12
Понятие «эксперимент»
Эксперимент является одним из основных методов научного исследования. В общенаучном плане эксперимент определяется как особый метод исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез, требующий строгой логики доказательства и опирающийся на достоверные факты. В эксперименте всегда создается некоторая искусственная (экспериментальная) ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действий этих причин, выясняются связи между исследуемыми явлениями.
Суть экспериментального метода заключается в том, что экспериментатор намеренно создает и контролируемым образом изменяет условия, в которых действует изучаемый испытуемый, ставит перед ним определенные задачи и по тому, как они решаются, судит о возникающих при этом процессах и явлениях.
Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – исследовательская стратегия, которая характеризуется тем, что в нем осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы.
Для практических задач важно то, что, проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.
Основные особенности и задачи эксперимента
Многие авторы в качестве ключевой особенности психолого-педагогического эксперимента выделяют «субъектность объекта» исследования. Человек как объект познания обладает активностью, сознательностью и тем самым может оказать влияние как на процесс своего изучения, так и на его результат. Поэтому к ситуации эксперимента в психологии предъявляются особые этические требования, а собственно эксперимент может рассматриваться как процесс общения экспериментатора с испытуемым.
Основные особенности эксперимента, обусловливающие его силу, заключаются в следующем.
1) В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы ждать, как при объективном наблюдении, пока случайный поток явлений доставит ему возможность его наблюдать.
2) Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их такими, какими ему их доставляет случай.
3) Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении неизменными остальных, эксперимент тем самым выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс. Эксперимент, таким образом, очень мощное методическое средство для выявления закономерностей.
4) Выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия в смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения. В результате эксперимента устанавливаются допускающие математическую формулировку количественные закономерности. В основном именно благодаря эксперименту естествознание пришло к открытию законов природы.
Основная задача психолого-педагогического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего процесса. Для этого нужно, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее содержание. Задача экспериментального варьирования условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной-единственной психолого-педагогической интерпретации действия или поступка, исключив возможность всех остальных.
Типы эксперимента
В психологии применяют два основных типа эксперимента:
– лабораторный эксперимент, который обычно проводится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента;
– естественный эксперимент, участники которого не знают о своей роли испытуемых.
Естественный эксперимент сочетает в себе положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента. Здесь сохраняется естественность условий наблюдения и вводится точность контролируемого эксперимента. То, что испытуемые не подозревают о том, что они подвергаются психологическому исследованию, обеспечивает естественность их поведения.
Вместе с тем, для правильного и успешного проведения естественного эксперимента необходимо соблюдать все те требования, которые предъявляются к лабораторному эксперименту.
В соответствии с задачей исследования экспериментатор подбирает такие условия, которые обеспечивают наиболее яркое проявление интересующих его сторон психической деятельности.
Понятие «психолого-педагогический эксперимент»
Одним из вариантов естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.
Психолого-педагогический эксперимент был разработан в детской и педагогической психологии. Это своеобразная форма естественного эксперимента, так как проводят его в естественных условиях жизни и деятельности детей.
Существенная же особенность психолого-педагогического эксперимента та, что он имеет целью не только собственно изучение, но и активное, целенаправленное изменение, преобразование, формирование той или иной психической деятельности, психологических качеств личности.
Соответственно различают два его вида:
– обучающий психолого-педагогический эксперимент,
– воспитывающий психолого-педагогический эксперимент.
При этом особую роль в построении различных теорий психического развития играет обучающий эксперимент. Это – форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов, прежде всего связанных с когнитивной сферой, происходит при их целенаправленном формировании.
Таким образом, психолого-педагогический эксперимент, или формирующий эксперимент, – это применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого.
Психолого-педагогический эксперимент требует очень высокой квалификации со стороны экспериментатора, так как неудачное и некорректное использование психологических методик может привести к негативным для испытуемого последствиям.
Суть психолого-педагогического эксперимента заключается в том, что вначале изучают особенности психической деятельности детей (не только регистрация выделяемых фактов, но и раскрытие закономерностей, механизмов, динамики, тенденций развития). Затем на этой основе организуют специальное обучение, чтобы оптимизировать выявленные процессы и продвинуть их на более высокую ступень.
Психолого-педагогический эксперимент не просто устанавливает, уровень развития памяти и других сторон психической деятельности школьника, а изучает возможности и пути, которые обеспечивают совершенствование этой деятельности. Здесь изучение школьников совершается в процессе обучения, прослеживается влияние обучения и воспитания на развитие психической деятельности учащихся, на формирование тех или иных качеств личности. Именно поэтому он обеспечивает соединение исследований психологических с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.
В ходе психолого-педагогического эксперимента, предполагается формирование определенного качества (именно поэтому он еще и называется «формирующий»). Формирующий эксперимент широко используется в отечественной психологии при изучении конкретных путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.
В психолого-педагогических исследованиях выделяют констатирующий и формирующий эксперименты. В первом случае педагог-исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы, констатирует факт связи, зависимости между явлениями. Когда же педагог-исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у учеников определенных личностных качеств, на улучшение их учения, трудовой деятельности, говорят уже о формирующем эксперименте.
В ходе психолого-педагогического эксперимента и обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная.
Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества.
Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.
В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.
Формирующий эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию.
Основные этапы проведения психолого-педагогического исследования включают в себя:
- Изучение состояния проблемы. Постановку проблемы, выбор объекта и предмета исследования.
- Разработку или уточнение общей исходной исследовательской концепции, выдвижение гипотезы.
- Планирование исследования:
- Определение целей и задач исследования.
- Определение экспериментальных планов.
- Выбор методов и методик исследования.
- Определение математических методов обработки данных и др.
- Сбор данных и их описание.
- Обработку данных.
- Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретацию результатов в рамках исходной исследовательской концепции.
- Соотнесение результатов с соответствующими концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.
Обязательным для полноценного психолого-педагогического эксперимента является соблюдение следующих основных правил:
- Четкая формулировка проблемы, целей и задач исследования, проверяемых в нем гипотез.
- Установление критериев и признаков, по которым можно судить о том, насколько успешно прошел эксперимент, подтвердились или не подтвердились предложенные в нем гипотезы.
- Точное определение объекта и предмета исследования.
- Выбор и разработка валидных и надежных методов психодиагностики состояний исследуемого объекта и предмета исследования до и после проведения эксперимента.
- Использование непротиворечивой и убедительной логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно.
- Определение подходящей формы представления результатов проведенного эксперимента.
Задачи конкретных экспериментов в области дидактики и методик обучения отдельным предметам чаще всего сводятся к следующим:
1. проверка определенной системы;
2. сравнение эффективности определенных методов обучения;
3. проверка эффективности системы проблемного обучения;
4. разработка систем мер по формированию у учащихся познавательных интересов и потребностей;
5. проверка эффективности мер по формированию у учащихся навыков учебного труда;
6. развитие познавательной самостоятельности школьников;
7. дидактические исследования, связанные с выбором оптимального варианта той или иной системы мер или педагогических действий:
– обновление системы мер по предупреждению неуспеваемости,
– выбор оптимального числа упражнений для формирования определенного умения,
– выбор оптимальных вариантов системы мер по формированию у учащихся навыков планирования,
– построение проблемного обучения слабоуспевающих школьников.
Все эти задачи в определенной мере переплетаются друг с другом, но каждая из них имеет и некоторый специфический акцент, определяющий особенности педагогического эксперимента.
Таким образом, круг задач, которые решаются с помощью педагогического эксперимента, весьма широк и разносторонен, охватывает все основные проблемы педагогики и психологии.
Список использованной литературы
- Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты [Текст] / Б.Б. Айсмонтас. – М.: Владос, 2002. – 208 с.
- Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие. [Текст] / Под ред. В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988. – С.94
- Горбунова, В.В. Экспериментальная психология в схемах и таблицах: Учебное пособие. [Текст] / В.В. Горбунова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 184 с.
- Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
- Зароченцев, К.Д. Экспериментальная психология: учебник [Текст] / К.Д. Зароченцев, А.И. Худяков. – М.: Проспект, 2005. – С. 30-51.
- Кондаков, И.М. Практикум по общей психологии. Учебник для вузов [Текст] / И.М. Кондаков. – М.: МГППУ, 2004. – 312 с.
- Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. [Текст] / Т.В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002.– 381 с.
- Немов, Р.С. Психология. Психодиагностика. кн.3 [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2001. –640 с.
- Никандров, В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии. [Текст] / В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2002. – с.78.
8 Основные преимущества и недостатки экспериментальных исследований – Green Garage
Экспериментальные исследования, обычно используемые в таких науках, как социология, психология, физика, химия, биология и медицина, представляют собой набор исследовательских проектов, которые используют манипуляции и контролируемое тестирование для понимания случайных процессов. Чтобы определить влияние на зависимую переменную, необходимо изменить одну или несколько переменных.
Экспериментальные исследования использованы где:
- приоритет времени в причинно-следственной связи.
- последовательность в причинно-следственной связи.
- величина корреляции велика.
В самом строгом смысле экспериментальное исследование называется настоящим экспериментом. Здесь исследователь манипулирует одной переменной и контролирует или рандомизирует остальные переменные. В исследовании участвует контрольная группа, в которой испытуемые случайным образом распределяются между группами. Исследователь проверяет только один эффект за раз. Переменные, которые необходимо проверить и измерить, также должны быть известны заранее.
Другой способ определить экспериментальное исследование – это квазиэксперимент. Здесь ученые активно на что-то влияют, чтобы увидеть последствия.
Цель экспериментального исследования – предсказание явлений. В большинстве случаев эксперимент построен так, чтобы можно было объяснить некоторые виды причинно-следственной связи. Экспериментальные исследования полезны для общества, поскольку помогают улучшить повседневную жизнь.
Когда исследователь выбирает интересующую тему, он пытается определить исследовательскую проблему, что действительно помогает, поскольку сужает область исследования, таким образом, они могут изучить ее более подходящим образом.Как только проблема исследования определена, исследователь формулирует исследовательскую гипотезу, которая затем проверяется против нулевой гипотезы.
В экспериментальных исследованиях огромную роль играют группы выборки, и поэтому их следует выбирать правильно, особенно если в эксперименте участвует более одного условия. Одна из групп образцов обычно служит контрольной группой, а другие используются для экспериментальных условий. Определение групп выборки осуществляется различными способами, в том числе:
- вероятностная выборка
- Невероятностная выборка
- простая случайная выборка
- удобная выборка
- стратифицированная выборка
- систематический отбор проб
- кластерная выборка
- последовательная выборка
- непропорциональная выборка
- оценочная выборка
- Выборка снежков
- квотная выборка
Возможность уменьшить количество ошибок выборки важна, когда исследователи хотят получить достоверные результаты своих экспериментов.Таким образом, исследователи часто вносят коррективы в размер выборки, чтобы уменьшить вероятность случайных ошибок.
Все это говорит о том, каковы популярные примеры экспериментальных исследований?
Эксперимент Стэнли Милгрэма – Проводится, чтобы определить, подчиняются ли люди приказам, даже если это явно опасно. Он был создан, чтобы объяснить, почему многие люди были убиты нацистами во время Второй мировой войны. Убийства были совершены после того, как был отдан приказ. Фактически считалось, что военные преступники просто следуют приказам и, следовательно, не несут ответственности за свои действия.
Закон сегрегации – , основанный на эксперименте с горохом Менделя и проведенном в 19 веке. Грегори Мендель был австрийским монахом, учившимся в Венском университете. Он ничего не знал о процессе, лежащем в основе унаследованного поведения, но нашел правила о том, как характеристики передаются из поколения в поколение. Мендель был способен генерировать проверяемые, а не наблюдательные данные.
Эксперимент с воздушным змеем Бена Франклина – считается, что Бенджамин Франклин открыл электричество, запустив своего воздушного змея в грозовое облако, получив в результате удар током.Это не обязательно так, но эксперимент с воздушным змеем стал важным вкладом в физику, поскольку он расширил наши знания о природных явлениях.
Но, как и в любом другом исследовании, есть определенные стороны, которые поддерживают этот метод, и другие, которые находятся на противоположной стороне. Вот почему:
Список преимуществ экспериментальных исследований
1. Управление переменными
Этот вид исследования направлен на управление независимыми переменными с целью удаления посторонних и нежелательных переменных.
2. Определить причинно-следственную связь легко.
Из-за своего экспериментального плана, этот вид исследования манипулирует переменными, так что причинно-следственную связь можно легко определить.
3. Обеспечивает лучшие результаты
При проведении экспериментальных исследований существуют особые настройки контроля, а также строгие условия, которых необходимо придерживаться. Используя эти два параметра, можно добиться лучших результатов. При таком исследовании эксперименты можно повторить, а результаты снова проверить.Получение лучших результатов также дает исследователю дополнительную уверенность.
Другие преимущества экспериментального исследования включают в себя понимание методов обучения, проведение экспериментов и комбинирование методов для повышения жесткости, определения лучших для людей и обеспечения большой переносимости.
Список недостатков экспериментальных исследований
1. Не всегда можно проводить эксперименты
Некоторые проблемы, такие как этические или практические соображения, могут помешать началу эксперимента.Во-первых, не каждая переменная, которой можно манипулировать, должна быть.
2. Создает искусственные ситуации
Экспериментальные исследования также подразумевают контроль нерелевантных переменных в определенных случаях. Таким образом, это создает несколько искусственную ситуацию.
3. Возможны человеческие ошибки
Исследователи тоже люди, и они могут ошибаться. Однако вне зависимости от того, была ли ошибка совершена машиной или человеком, остается ясно одно: это повлияет на результаты исследования.
Другие проблемы, названные недостатками, включают личные предубеждения, ненадежные образцы, результаты, которые могут быть применены только в одной ситуации, и сложность измерения человеческого опыта.
Также упоминается как недостаток то, что результаты исследования не могут быть обобщены на реальную ситуацию. Кроме того, экспериментальные исследования требуют много времени и могут быть очень дорогими.
4. На участников может влиять окружающая среда
На тех, кто участвует в испытаниях, может влиять окружающая среда.Таким образом, они могут давать ответы не на основе того, что они действительно чувствуют, а на том, что, по их мнению, исследователь хочет услышать. Вместо того, чтобы обдумывать, что они чувствуют и думают о предмете, участник может просто согласиться с тем, что, по их мнению, пытается достичь исследователь.
5. Манипуляция переменными не рассматривается как полностью объективная
Экспериментальные исследования в основном связаны с манипуляциями с переменными, а практика, которая не рассматривается как объективная. Как упоминалось ранее, исследователи активно пытаются воздействовать на переменную, чтобы увидеть последствия.
Об авторе
Брэндон Миллер имеет степень бакалавра искусств. из Техасского университета в Остине. Он опытный писатель, написавший более ста статей, которые прочитали более 500 000 человек. Если у вас есть какие-либо комментарии или сомнения по поводу этого сообщения в блоге, свяжитесь с командой Green Garage здесь.
16 Преимущества и недостатки естественных наблюдений в психологии – Green Garage
Натуралистическое наблюдение – это метод исследования, который часто используется социологами и психологами.Он использует технику, которая предполагает наблюдение за объектами, пока они остаются в своей естественной среде. Этот процесс позволяет проводить исследования в ситуациях, когда пребывание в лаборатории либо дорого обходится, либо нереально, либо может повлиять на поведение людей, участвующих в исследовании.
Люди не всегда ведут себя в лабораторных условиях так же, как в естественных условиях. Когда конкретное поведение требует отслеживания, тогда единственный способ наблюдать за ним – это наблюдать за тем, как принимаются решения в конкретных ситуациях и стимулах в реальных условиях.Этот процесс позволяет социологам понять, как люди реагируют.
Он отличается от структурированного наблюдения, поскольку он рассматривает поведение, как оно происходит в естественной обстановке, без попытки вмешательства со стороны исследователя.
Есть несколько причин, по которым психологи будут использовать этот метод, а также есть несколько ситуаций, в которых он не подходит. Вот почему каждый раз повторение плюсов и минусов натуралистических наблюдений важно для всего исследовательского процесса.
Список плюсов натуралистических наблюдений
1. Это позволяет исследователям непосредственно наблюдать за людьми в их естественной среде.
Люди по-разному реагируют, когда оказываются в ситуации, которая выводит их из зоны комфорта. Люди в лабораторных условиях могут даже попытаться предоставить конкретные результаты, которые хотят исследователи, или сделать наоборот и попытаться саботировать проект. Применяя подход натуралистического наблюдения, исследователи получают возможность наблюдать непосредственно при оценке объектов, не изменяя их уровень комфорта.
2. Это дает ученым возможность из первых рук взглянуть на социальное поведение.
Люди будут реагировать по-разному в естественных социальных ситуациях по сравнению с тем, как они реагируют в условиях, когда они знают, что их взаимодействия находятся под наблюдением. Социальные исследователи могут наблюдать за выбором в естественной обстановке, что может даже позволить им увидеть вещи, которые могут никогда не происходить в лабораторных условиях. Эти уникальные наблюдения могут затем вдохновить на дальнейшее исследование конкретных форм поведения. Этот процесс затем может привести к пониманию, которое может помочь людям преодолеть проблемы и в конечном итоге привести к более счастливой и здоровой жизни, чем это было раньше.
3. Это позволяет исследователям изучать идеи, которыми нельзя манипулировать иначе.
Натуралистическое наблюдение позволяет исследователям изучать концепции, которыми нельзя было бы манипулировать, если бы они находились в лабораторных условиях, из-за вовлеченной этики. В качестве примера возьмем исследование поведения заключенных. Было бы неэтично ограничивать субъектов исследования для создания возможностей для сбора информации, но этот процесс может собирать данные, используя принципы этого метода в реальной тюрьме или тюрьме.
4. Это помогает поддерживать внешнюю валидность исследовательских усилий.
Когда социологи наблюдают за поведением, выбор, сделанный в лабораторных условиях, не всегда приводит к обобщению, обнаруживаемому в большей популяции или демографической группе изучаемого. Если первоначальные результаты лабораторных исследований можно увидеть в естественных условиях в аналогичных условиях, то данные, полученные в ходе первоначальной работы, проходят проверку. Это делает результаты работы более правдоподобными и пригодными для использования в будущем.
5. Он позволяет использовать несколько методов сбора данных.
У исследователей есть множество доступных методов, когда им нужно собрать данные с помощью натуралистических методов наблюдения. Они могут записать, сколько раз они видели конкретный выбор или действие в течение определенного времени, сделать видеозаписи вовлеченных лиц или создать рассказ наблюдателя, описывающий сеанс. Аудиозаписи также подходят в некоторых ситуациях. Эта структура позволяет исследователям вернуться к наблюдаемым сценариям, чтобы определить, есть ли дополнительная информация, чтобы сделать другой вывод.
6. Он предлагает различные окна для сбора данных, не влияя на результаты.
Для исследователей нецелесообразно наблюдать и собирать информацию о каждом моменте жизни человека. Для некоторых людей этот процесс даже нереалистичен при попытке своевременно собрать данные о конкретных снимках. Натуралистическое наблюдение решает эту проблему, позволяя использовать временную выборку и выборку ситуаций как часть усилий по сбору.
Первый вариант позволяет собирать образцы в разное время, случайным образом или систематически (или и то, и другое) для сбора информации, которая делает возможным заключение.Исследователи использовали бы второй вариант, чтобы наблюдать за выбором или поведением, когда они появляются в различных условиях.
7. Это создает возможность для более искренней реакции.
Социологи, которые используют подход естественного наблюдения в своих исследованиях, могут получать реалистичные и точные реакции от людей, которых они отслеживают, по сравнению с другими методами сбора данных. Этот процесс подходит даже для нечеловеческих субъектов. Люди могут забыть о том, что за ними наблюдают, когда они сталкиваются со стрессовыми или эмоциональными ситуациями, что позволяет исследователям видеть процесс накопления, который в конечном итоге приводит к выбору или поведению.
8. Это может быть безопаснее для исследователей по сравнению с другими методами.
Социологи, использующие метод натуралистического наблюдения, не имеют таких же требований к взаимодействию с людьми или объектами, не относящимися к людям, вовлеченными в их исследовательский проект. Эти исследователи могут наблюдать за естественной средой обитания или обстановкой из защищенного помещения без ущерба для качества собираемых данных. Поведение непредсказуемо даже в обстановке, которая кажется спокойной, поэтому это преимущество часто является главным приоритетом при создании основы для нового исследования.
Список недостатков натуралистических наблюдений
1. Контроль внешних переменных может оказаться сложной задачей.
Возможно, наиболее значительный недостаток натуралистических наблюдений состоит в том, что исследователи иногда не могут определить точную причину поведения или выбора из-за присутствия внешних переменных. Когда вы действуете в естественной обстановке, существует множество факторов давления, которые могут заставить людей реагировать определенным образом, что может не наблюдаться.Тот, кто поссорился дома перед посещением урока, может по-разному отреагировать с точки зрения социализации, чем тот, кто получил новости, которые сделали его счастливым.
2. Он не всегда дает точные данные.
Люди по-прежнему будут реагировать по-разному, если будут знать, что за ними наблюдают, даже если они находятся в естественной обстановке. Есть фактор подотчетности, к которому люди чувствительны, когда имеют дело с личным выбором, этикой и моралью.Если кто-то знает, что их выбор записывается, он попытается вести себя наиболее «правильным» из возможных способов. Для социологов это означает, что люди, участвующие в моей работе, стараются казаться приемлемыми или желанными с социальной точки зрения.
Даже когда исследователи прилагают усилия, чтобы избежать этого недостатка, полностью устранить проблему может оказаться сложной задачей.
3. Это может вызвать проблемы с соответствием собранных данных.
Некоторые люди также будут пытаться вести себя определенным образом или предлагать варианты, которые, по их мнению, будут соответствовать их ожиданиям для целей исследования.В окружающей среде могут быть тонкие подсказки, которые некоторые участники могут видеть, сознательно или нет, которые сообщают им то, что ученые надеются найти с помощью своей работы. Когда эта проблема возникает в условиях естественного наблюдения, некоторые люди могут изменить свое поведение, чтобы «согласиться» с тем, что, по их мнению, исследователи хотят от них видеть.
4. Создает информацию, которая иногда может быть субъективной.
Когда в исследовательском продукте участвует несколько наблюдателей за поведением или выбором, каждый человек может сделать свой вывод из того же поведения, свидетелем которого был каждый.Нередко два исследователя видят одни и те же действия, но затем связывают их с разными причинами.
5. Для завершения натуралистических наблюдений требуется больше времени.
Этот метод исследования требует больше времени по сравнению с другими вариантами, доступными социологам. Требуется больше времени для появления определенного выбора или поведения, особенно когда кто-то может вспомнить, что за ним наблюдают. Даже при всех преимуществах, которые дает естественная реакция при сборе данных, могут потребоваться значительные вложения в количество времени, необходимое для получения результатов.Некоторые проекты длятся несколько лет, прежде чем у них будет достаточно информации для завершения исследовательского процесса.
6. Он не может учитывать потенциальные отвлекающие факторы в окружающей среде.
Исследователи могут контролировать некоторые переменные во время естественного наблюдения, но они не могут контролировать все. Отвлечения могут изменить способ взаимодействия людей друг с другом. Представьте себе классную комнату, где социологи пытаются увидеть, как учатся студенты.Если бы за пределами этой контролируемой среды постоянно раздавался громкий рожок, это могло бы изменить взаимодействие вовлеченных людей. Вместо того, чтобы сосредоточиться на учителе, их внимание будет сосредоточено на внешнем шуме. Любые данные, собранные в этот период, будут бесполезны.
7. Он предлагает информацию, полезность которой может быть ограничена.
Данные, которые социологи собирают в процессе естественных наблюдений, часто полезны на первых этапах исследовательской программы.Это может помочь исследователям начать формировать основу для мнения или создать возможность, которая приведет к подтвержденным результатам. Как только проект выходит за рамки этого первого этапа, ценность данных становится «удачной или пропущенной» с точки зрения ценности. Вот почему проект может начинаться с этого метода, а в будущем перейти к чему-то другому.
8. Он не может объяснить предвзятость наблюдателя.
Нет никаких твердых выводов, доступных в процессе натуралистических наблюдений, потому что нет способа учесть погрешность наблюдений.Хотя этот недостаток относится практически к любому методу исследования, этот вариант основан на прямом наблюдении за поведением для сбора информации. Даже бессознательная предвзятость может повлиять на окончательные данные, при этом исследователи не знают, что они каким-то образом повлияли на информацию. Это означает, что социологи практически не контролируют ситуацию или результаты, которые они в конечном итоге получают от своих усилий.
Плюсы и минусы натуралистического метода наблюдения доказывают, что он может быть эффективным для наблюдения за людьми в их естественной среде, а не в лабораторных условиях.Это также может привести к ряду недостатков, которые исследователи не могут полностью контролировать. Вот почему к данным, собранным в ходе этого процесса, даже если обобщения могут быть доступны широкой публике, необходимо подходить осторожно.
Об авторе
Брэндон Миллер имеет степень бакалавра искусств. из Техасского университета в Остине. Он опытный писатель, написавший более ста статей, которые прочитали более 500 000 человек. Если у вас есть какие-либо комментарии или сомнения по поводу этого сообщения в блоге, свяжитесь с командой Green Garage здесь.
12 больших преимуществ и недостатков лонгитюдных исследований – Green Garage
Поскольку лонгитюдные исследования носят наблюдательный характер, не будет никакого вмешательства в респондентов или субъектов, если это будет опрос. Они отличаются от других типов исследований своим графиком. Это означает, что одни и те же субъекты наблюдаются несколько раз (часто в течение многих лет) вместо того, чтобы исследователи пытались собрать данные от разных субъектов с целью изучения одних и тех же переменных.Психологи предпочитают использовать этот метод для измерения влияния различных терапевтических практик с течением времени, обычно беря за основу контрольную группу.
Еще одним ярким примером медицинского исследования, в котором используется продольный метод, является исследование тех же 100 человек в течение 4 лет для измерения эффекта экспериментального фармацевтического продукта. Используя одни и те же предметы, ученые и исследовательский персонал могут позволить получить измеримые изменения за определенный период времени.Как и любой другой тип исследовательской методологии, лонгитюдные исследования определенно имеют определенные недостатки, но имеют свои очевидные преимущества. Вот список этих ограничений:
Список преимуществ лонгитюдных исследований
1. Они могут показывать четкие изменяющиеся модели с течением времени.
Одним из ключевых преимуществ проведения лонгитюдных исследований является их способность отображать закономерности изменения переменной во времени, что является очень мощным способом, с помощью которого исследователи узнают о причинно-следственных отношениях.В зависимости от объема исследования, продольное наблюдение также может помочь в обнаружении «эффектов сна» или связи между различными событиями в течение длительного периода времени, где события иначе не могут быть связаны.
2. Они обеспечивают четкую направленность и обоснованность.
С четкой направленностью лонгитюдные исследования позволили бы увидеть, каким будет конкретное конечное состояние или набор обстоятельств. И хотя люди обычно не помнят прошлые события, это может быть решено с помощью фактических записей, что обеспечивает высокий уровень достоверности.
3. Они могут предоставить полезные данные.
Лонгитюдное исследование уникально по своей способности предоставлять полезные данные об индивидуальных изменениях.
4. Они обладают большей мощностью, чем поперечные исследования.
Поскольку в большинстве лонгитюдных исследований используется метод наблюдения (они наблюдают за состоянием мира, не манипулируя им), утверждалось, что они могут иметь меньше возможностей в обнаружении причинно-следственных связей, чем эксперименты. Однако из-за повторяющихся наблюдений, которые они используют на индивидуальных уровнях, они обладают большей мощностью, чем перекрестные наблюдательные исследования, с точки зрения возможности исключить неизменные во времени, ненаблюдаемые индивидуальные различия и с точки зрения наблюдения временного порядка определенного события.
5. Они идеально подходят для исследования тенденций развития.
Лонгитюдное исследование часто используется в психологии для изучения тенденций развития на протяжении всей жизни и в социологии для изучения жизненных событий на протяжении поколений или воплощений. Это в первую очередь потому, что, в отличие от перекрестного исследования, в котором сравниваются разные люди с одинаковыми характеристиками, продольное исследование будет отслеживать одних и тех же людей, поэтому различия, наблюдаемые в группе, с меньшей вероятностью будут результатом культурных различий. через поколения.
6. Они обеспечивают высокую точность наблюдения за изменениями.
Поскольку они идеально подходят для исследования тенденций развития, продольные исследования могут сделать наблюдение изменений более точным, что делает их более предпочтительным методом в различных областях. В медицине такой метод используется для обнаружения индикаторов или предикторов определенных заболеваний, в то время как в рекламе он используется для выявления изменений, которые рекламная кампания произвела в поведении и отношении людей, принадлежащих к целевой аудитории, которые видели рекламу. .
7. Они гибкие.
Продольные исследования позволяют проявить гибкость, что означает, что их фокус может быть смещен во время сбора данных.
Список недостатков лонгитюдных исследований
1. Они выбывают из панельного исследования.
Одним из самых больших недостатков проведения продольных исследований является истирание панелей. Если вы зависите только от одной и той же группы субъектов в исследовании, которое проводится время от времени в течение многих лет, очевидно, что некоторые из этих субъектов больше не смогут участвовать по различным причинам, таким как отказ, изменение контактной информации и смерть, которая сокращает полезные данные, которые можно сделать для окончательного вывода.
2. Они требуют очень много времени.
Еще один серьезный недостаток любого лонгитюдного исследования – это большое количество времени, которое требуется для сбора всех необходимых данных. Обычно требуется много времени, чтобы собрать результаты, прежде чем вы сможете начать строить шаблоны.
3. Они будут собирать не очень надежные данные.
Хотя продольные данные собираются в нескольких точках, эти периоды наблюдений заранее определены и не могут быть приняты во внимание, что бы ни происходило между этими точками.Помимо этого, существует также идея группового кондиционирования, когда респонденты могут часто неосознанно изменять свои качественные ответы с течением времени, чтобы лучше соответствовать тому, что они считают предполагаемой целью наблюдателя. Сам процесс лонгитюдных исследований изменил взгляд испытуемых или респондентов на используемые вопросы.
4. Они требуют большого размера выборки.
Этот недостаток означает, что в таких исследованиях должно быть большое количество субъектов, желающих сотрудничать.
5. Они могут быть дорогостоящими по сравнению с поперечными исследованиями.
Известно, что поперечные исследования более доступны по сравнению с продольными исследованиями. При меньшем количестве точек соприкосновения первые также гораздо быстрее приходят к наблюдательному выводу. Учитывая, что они используют тщательно подобранный размер выборки, они могут быть более полезными при представлении всего населения вместо использования подмножеств, что может быть очень полезно, когда речь идет об изменении политики.
Последняя мысль
Многие исследования поощряют и приветствуют использование наборов продольных данных в качестве ресурса для дальнейших разработок, где исследователи могут применять и получать доступ к данным с помощью соответствующих путей, установленных организациями, обладающими такой информацией. Однако у этого метода есть свои ограничения. Исходя из перечисленных выше преимуществ и недостатков, считаете ли вы, что лонгитюдные исследования более полезны для развития общества или нет?
Об авторе
Брэндон Миллер получил B.А. из Техасского университета в Остине. Он опытный писатель, написавший более ста статей, которые прочитали более 500 000 человек. Если у вас есть какие-либо комментарии или сомнения по поводу этого сообщения в блоге, свяжитесь с командой Green Garage здесь.
Очерк экспериментальной методики, ее достоинства и недостатки
Все социологические исследователи используют собранные данные для проверки своих гипотез, но способы и методы исследования различаются от одного социологического исследования к другому.Есть четыре общих метода: тематическое исследование, эксперимент, наблюдение и опрос. Эксперимент – это научный метод, при котором данные собираются для проверки, чтобы подтвердить гипотезу с использованием либо независимых переменных в закрытой среде, либо зависимых переменных в открытой среде.
Есть два типа экспериментов: лабораторный эксперимент, который, как следует из названия, проводится в лаборатории, и полевой эксперимент, проводимый в естественной среде. Сторонники позитивизма поддерживают использование эксперимента из-за его многочисленных преимуществ.Карл Поппер, например, считал, что экспериментальный метод чрезвычайно полезен, потому что он позволяет с точностью делать и многократно проверять прогнозы, за которые он выступает. Благодаря точности получения научных результатов исследователи могут быть более уверенными, поскольку их теории могут быть проверены с научной точки зрения.
В лабораторных экспериментах независимые переменные можно контролировать и манипулировать ими по своему желанию. Они могут изолировать переменные и добавлять переменные для измерения влияния зависимых переменных, которые они изучают.Это позволяет им делать прогнозы и устанавливать корреляции, причинные связи и предполагаемые законы между переменными. Например, если исследователи хотят найти лекарство от болезни, например рака, он или она могут выделить зависимые переменные и добавить внешние элементы, независимую переменную, чтобы увидеть эффект такого действия, может ли независимая переменная устранить рак. клетки.
Затем результат будет наблюдаться, измеряться и количественно оцениваться. Это еще одно преимущество лабораторного эксперимента.Результат можно объективно наблюдать, и оценочное суждение исследователей будет иметь меньшее влияние на результат или не повлияет на него.
Лабораторный эксперимент также способствует …
Продолжить чтение
Присоединяйтесь к StudyMode, чтобы прочитать полный документ
.