Факторы социализации и формирования личности
Под термином «социализация» в педагогической науке принято понимать становление индивидуума частью социума, в котором он находится. Иными словами, речь идет о вхождение человека в общество. Безусловно, на первом этапе круг общения ребенка весьма ограничен – сверстниками, родителями или воспитателями, затем человек вступает в ученическую среду, а также, помимо тех людей, с которыми он соприкасается в школе, он общается и с другими социальными группами. Факторы социализации и формирования личности разнообразны и могут быть рассмотрены различные вариенты.
Если рассматривать идеальный вариант (который и воспринимается как одна из целей обучения и воспитания), то человек должен стать полноценным членом общества, относясь с уважением к другим его членам и взаимодействуя с ними, внося достойную лепту в жизнь этого общества. Причем под словом «общество» можно понимать и коллектив на работе, и родственников, и коллег, и друзей, и даже, в конечном итоге, целую страну. Все это и есть признаки успешной социализации.
Однако всегда ли социализация является успешной? И всегда ли вчерашний ребенок, становясь взрослым, трансформируется в ту личность, которую хотело бы видеть общество? Современные исследования в педагогике, социологии и психологии недвусмысленно свидетельствуют о том, что так бывает не всегда. Дело в том, что существуют особые факторы социализации и формирования личности, известные педагогической науке, и от влияния подобных факторов зависит успех социализации человека и формирование его личности.
Факторы социализации: взгляд изнутри
Так, отечественными педагогами факторы социализации и развития личности условно делятся на три группы:
- Макрофакторы,
- Мезофакторы,
- Микрофакторы.
Рассмотрим их подробнее.
- Макрофакторы (от греческого слова «макро» — «большой», «крцпный») – это наиболее значимые факторы, которые влияют на социализацию жителей определенного государства, культуры, государства и иногда даже всего населения Земли. К таким факторам относится, например, сфера высоких технологий, мировая культура и искусство, всемирно признанные научные достижения, окружающая среда.
- Мезофакторы (от греческого «мезо» — «промежуточный», «средний») – это те факторы социализации и развития личности, которые создают условия социализации по принципу этнической и (или) этнокультурной принадлежности, а также по принципу их места проживания: например, такие факторы характерны для жителей какого-либо региона – города, деревни или поселка. Например, у народов тюркского мира – один подход к семейным ценностям, а у жителей стран Скандинавии – совершенно иной. При этом примечательно, что такие факторы никак не влияют на нравственное самосознание, уровень образования, культуры и степень уважения к общечеловеческим ценностям представителей и тех, и других народов.
- Микрофакторы (от греческого «микро» — «малый») – это, пожалуй, те факторы социализации и развития личности, которые напрямую влияют на каждого человека отдельности или небольшую группу лиц. Это – семейное положение родителей и родственников, профессия и связанное с ней общение, сверстники, родственники, учителя, врачи. Позднее к ним добавляются члены созданной молодыми людьми семьи (например, супруг или супруга и (или) дети и внуки). Данные факторы оказывают огромное влияние на нравственное, культурное и профессиональное развитие личности. Именно по этой причине и в России, и в других развитых странах активно ведется борьба с семейным неблагополучием, асоциальным образом жизни, неблагоприятными экономическими факторами и всем тем, что может привести к неправильному развитию личности ребенка или молодого человека, а также сформировать у него набор ложных морально-нравственных ориентиров и установок, что чревато крайне плачевными последствиями, одними из которых является вовлечение в асоциальный образ жизни, который вели родители ребенка в семье. Особую роль здесь играет школа как институт общественного образования и медицина.
В то же время нельзя отрицать, что у каждого ребенка с рождения заложены те или иные генетические предрасположенности к какому-либо определенному виду деятельности или образу жизни. Последователи такой концепции называются бихевироистами (от английского слова «behavior» — «поведение»). Однако эти же ученые не отводят заложенным природным факторам решающей роли. В частности, и представители бихевиористики, и педагогической психологии считают, что решающую роль в процессах социализации и развитии личности играют факторы социализации и построенное на их основе воспитание.
Социализация личности
Определение 1
Социализация личности – это процесс вхождения индивида в социальную структуру, в результате чего происходят преобразования в структуре общества и в каждой личности.
Понятие социализации
В современных условиях социальной жизни актуальной является проблема включения каждого человека в структуру общества и единую социальную целостность. Основным понятием этого процесса является социализация личности, позволяющая человеку стать полноценным членом социума.
В результате процесса социализации усваиваются нормы жизнедеятельности групп и проявляется их уникальность, а человек усваивает ценности, образцы поведения, социальные нормы. Это необходимо для успешного существования в любом обществе.
Замечание 1
Личность социализируется на протяжении всей жизни, так как окружающая действительность находится в постоянном движении и трансформации. Человеческая жизнь – это непрерывный процесс адаптации, который требует постоянных обновлений и изменений.
Человек – это социальное существо. Процесс его интеграции в социум достаточно сложен и длителен, так как включает в себя определение ролей, усвоение норм и ценностей социальной жизни.
Готовые работы на аналогичную тему
Процесс социализации личности предполагает привыкание человека и его внедрение в общественную среду. Различают два вида социальной адаптации:
- Биофизиологическая адаптация личности – это привыкание личности к природным факторам и условиям ее функционирования. Человек постепенно привыкает к температурным условиям обитания и их смене, влажностью воздуха, атмосферным осадкам, смене времен года. Кроме того, такая адаптация связана с возможностью принятием человеком изменений в своем организме, его постепенном развитии. Личность адаптируется путем использования дополнительных материальных средств, а также активизации психических процессов, их регулированию.
- Психологическая адаптация – это процесс привыкания личности, ее внутреннего мира, качеств, приспособление своей индивидуальности к социальной среде, ее условиям, нормам и требованиям. Каждый индивид выполняет в социуме определенные роли. В процессе этой адаптации личность приобретает определенный социальный статус, который определяет ее положение в социальной сфере, функциональную роль, правовые возможности.
Этапы социализации личности
Процесс социализации человеческой личности в своем развитии проходит три главные фазы:
- освоение социальных норм и ценностей и норм;
- стремление личности к персонализации и самоактуализации, а также к определенному воздействию на других членов общества;
- интеграция человека в определенную социальную группу, в которой он может раскрыть свои свойства и возможности.
Только последовательное протекание процесса социализации может привести к благополучному его завершению. Процесс социализации включает определенные этапы социализации личности.
Основными считаются следующие этапы:
-
Первичная социализация, которая протекает с рождения до полного становления личности;
-
Вторичная социализация, подразумевающая перестройку зрелой личности в период пребывания в социуме.
-
Этап интеграции . Он связан с развитием стремления и потребности стать частью общество, благополучно вписаться в него. Этот этап может пройти успешно при принятии социумом свойств личности, ее индивидуальности. Если же, социум не способен принять личность со всеми ее особенностями, то имеются такие вариации развития событий:
- Сохранение своей индивидуальности, несмотря на общественное мнение и проявление агрессии к обществу, либо уверенность в себе и своих силах и внедрение в общественную среду, несмотря ни на что;
- Адаптация к требованиям общества, желание стать таким же его членом, как другие, координально изменив себя;
- Конформизм. В этом случае происходит лишь внешнее согласие индивида с общественными нормами и привыкание к ним. Однако, внутренне индивид не согласен с ними и не желает быть таким, как все.
-
Трудовой этап. Процесс социализации личности начинается в раннем возрасте, а именно с начала совершения человеком элементарной трудовой деятельности и протекает в течение всей его трудовой деятельности. предполагается, что личность не просто усваивает общественные нормы и требования, но и совершает действия на благо обществу, работая в его среде.
-
Пенсионный этап. Человек уже не принимает участие в трудовой деятельности, но все равно проходит процесс социализации, поскольку передает свой социальный опыт новому поколению.
Процесс социализации логично рассматривать в зависимости от возраста человека.
Детство. Социализация человека начинается с самой ранней стадии его развития. В детском возрасте почти на 70% формируется личность человека. В случае запаздывания этого процесса наблюдаются необратимые последствия. До семи лет понимание собственного «Я» проходит наиболее естественно, чем в старшем возрасте.
Подростковый возраст. Этот социальный этап в общем жизненном цикле каждого отдельного индивида очень важен. Именно на этом этапе происходят основные физиологические изменения и становление личности. С тринадцатилетнего возраста дети начинают брать на себя значительно больше обязанностей.
Период молодости. Возраст шестнадцати лет наиболее напряженный и опасный. Это связано с тем, что с этого возраста индивид сознательно и самостоятельно решает, какой социум для дальнейшей жизни ему выбрать.
Период от 18 до 30 лет. В этом возрасте базовые инстинкты и становление социализации переориентируются на работу и личные отношения. Неправильное освоение или восприятие этих сфер может привести к необратимым серьезным последствиям, в результате которых человек бессознательно будет жить до кризиса, наступающего в возрасте тридцати лет.
Период зрелости. На данной стадии, которая длиться примерно до 60 лет, особо воспринимается воздействие со стороны других людей, подтверждение своей нужности. В этот период человек вкладывает свои ресурсы в труд, заботу о детях, удовлетворение своих и общественных потребностей.
Период старости. Для него характерно завершение создания формы эгоидентичности, человек переосмысливает свою жизнь, пытается осознать свое «Я» в процессе духовных раздумий о прожитых годах.
Факторы, влияющие на социализацию
На каждом из этапов социализации на индивида оказывают влияние определенные факторы, соотношение которых различно на разных этапах.
Выделяют четыре группы факторов социализации:
- Микрофакторы. К ним относятся социальные параметры, которые определяют жизненное устройство личности, ее местоположение, качество жизни, социально-экономическое устройство общества. Сюда входят малые социальные общности: семья, учреждения образования и воспитания, различные религиозные заведения.
- Мезофакторы. К ним относятся параметры общественного устройства, а именно того микросоциума, в котором обитает индивид. Сюда входит: местопребывания, тип поселения, его коммуникации, национальная принадлежность, традиции и обычаи этого общества.
- Макрофакторы. Это параметры социализации личности, как к социальной, так и к природной среде обитания, которые связаны с тем, что индивид проживает в составе большой социальной общности. К ним относится государство, в котором проживает личность, его политический строй, культурные ценности.
- Индивидуальные факторы. Сюда входят показатели развития личности на определенном возрастном этапе. От них зависит восприятие личности общественной среды, ее возможности и способности к прохождению процесса адаптации.
44) Факторы социализации личности.
Факторы социализации
личности. В самом
общем виде факторы социализации личности
могут быть представлены в виде двух
больших групп: в первую входят социальные
факторы, отражающие социально-культурный
аспект социализации и затрагивающие
проблемы ее групповой, исторической,
культурной и этнической специфики, во
вторую — индивидуально-личностные
факторы, в значительной мере определяемые
своеобразием жизненного пути личности.
К социальным
факторам обычно относят макро-, мезо- и
микрофакторы, отражающие
социально-политические, экономические,
исторические, национальные и т.д.
особенности развития личности, в том
числе и качество жизни, экологическую
обстановку, возникновение экстремальных
и других социальных обстоятельств.
Макрофакторы —
это социальные и природные детерминанты
социализации и развития личности,
обусловленные ее проживанием в составе
больших социальных общностей.
• Страна, государство
(в обыденном понимании синонимы) —
понятия, принятые для выделения людей,
проживающих в определенных
территориально-административных
границах и объединенных между собой в
силу исторических, социально-экономических,
политических и психологических причин.
Специфика развития страны, государства
определяет важнейшие особенности
социализации населения, особенно
молодежи.
• Культура —
система духовных форм обеспечения
жизнедеятельности и социализации людей.
Она охватывает все стороны жизни человека
— биологическую (еда, сон, отдых, половой
акт, естественные отправления, нужды в
чем-либо), производственную (создание
средств материального жизнеобеспечения
— орудий труда, пищи, одежды, жилищ),
духовную (язык и речевая деятельность,
мировоззрение, эстетическая деятельность
и др.), социальную (коммуникация, социальные
отношения).
Мезофакторы —
это детерминанты социализации личности,
обусловленные ее проживанием в составе
общностей средней величины.
• Этнос (нация) —
исторически сложившаяся на определенной
территории устойчивая совокупность
людей, обладающая единым языком, общими
относительно стабильными особенностями
культуры и психики, а также общим
самосознанием (сознанием своего единства
и отличия от всех других подобных
образований), зафиксированным в
самоназвании. Принадлежность к той или
иной нации, ее традициям во многом
определяет специфику социализации
личности.
• Региональные
условия — условия, характерные для
социализации людей, проживающих в той
или иной части страны, государства,
имеющей свои отличительные особенности
(единую социально-экономическую систему,
общее историческое прошлое, культурное
и социальное своеобразие).
• Тип поселения
— село, поселок, город, область, в силу
определенных причин придающие своеобразие
социализации проживающих в них людей.
• Средства массовой
коммуникации — технические средства
(печать, радио, кинематограф, телевидение),
с помощью которых осуществляется
распространение информации (знаний,
духовных ценностей, моральных и правовых
норм и т.п.) на количественно большие
аудитории.
Микрофакторы —
это детерминанты
социализации личности, относящиеся к
воспитанию и обучению людей в малых
группах (семье, трудовом коллективе,
религиозной организации или учебном
заведении).
Особое значение
в социализации личности имеет историческое
развитие государства, общности, групп
людей, к которым она принадлежит. Каждый
период и этап развития человеческого
общества предъявляет и определенные
требования к личности. Некоторые ученые
утверждают, что не оригинальность, не
отличие от других, но, напротив, максимально
деятельное включение в группу, корпорацию,
в богоустановленный порядок — такова
была общественная доблесть, требовавшаяся
от индивида, в средние века. Полностью
обрести и осознать себя человек той
эпохи мог лишь в рамках коллектива.
Аналогичные
особенности социализации в средние
века на Руси отмечали и другие
исследователи. И только с развитием
капитализма началось разрушение
интегрированное™ человека в социальную
группу, сословие, преобладание
индивидуально-личностного уровня
притязаний.
Замечено также,
что в стабильные периоды общественного
развития более социально адаптированными
к окружающей действительности оказались
люди с преобладанием ориентации на
групповые ценности, в то время как в
переломные кризисные моменты истории
активизировались разные типы личности:
с одной стороны, те, у которых одновременно
преобладают и общечеловеческие, и
индивидуально-личностные притязания;
а с другой — люди, спасающиеся от
общественных бурь с помощью привычных
стереотипов ориентации на групповые
нормы, присущие стабильному этапу
развития социума. В условиях общественного
кризиса доминирование последнего из
указанных типов личностей ведет к
поискам «внешних» врагов, предпочтению
«своей» (национальной, профессиональной,
возрастной, территориальной и т.п.)
группы.
Индивидуально-личностные
факторы социализации личности не менее
значимы. С точки зрения психологии,
социализация не может рассматриваться
как простое, механическое отражение
личностью непосредственно испытанного
или полученного в результате наблюдения
социального опыта. Усвоение этого опыта
субъективно. Одни и те же социальные
ситуации по-разному воспринимаются,
по-разному переживаются различными
личностями. А потому разные личности
могут выносить из объективно одинаковых
социальных ситуаций различный социальный
опыт.
Многое зависит и
от того, в каких условиях развиваются
и проходят социализацию конкретные
личности. В стабильные периоды развития
общества согласно исследованию
американского ученого, дети до семи лет
большей частью находятся на
доконвенциональном уровне морального
развития. Их поведение определяется в
основном стремлением избежать наказания
или получить поощрение, т.е., по всем
данным, у них доминирует незрелый
индивидуально-личностный уровень
притязаний. К 13 годам и до окончания
школы у большей части детей преобладает
групповой уровень идентичности, когда
реальность поступка оценивается в
зависимости от точки зрения референтной
группы ребенка. По-видимому, этот уровень
идентичности в стабильные периоды
развития общества остается доминирующим,
поскольку только 10% детей старше 16 лет
достигают постконвенционального уровня
морального развития, который соответствует
одновременной выраженности
индивидуально-личностных и общечеловеческих
характеристик направленности личности
(Сухов А.Н., 1995).
Иначе протекает
процесс социализации на разных этапах
онтогенеза в условиях общественного
кризиса. Социальный кризис характеризуется,
как правило, нарушением нормальной
жизни и деятельности общества,
расшатыванием его прежней системы
ценностей, состоянием аномии, т.е.
отчуждением людей друг от друга. В
принципиально иной ситуации оказываются
три возрастные группы: 1) дети до
подросткового возраста включительно;
2) юноши и молодые люди; 3) люди среднего
и пожилого возраста. Кроме того, отдельные,
наиболее развитые люди не принимают
навязываемых взглядов, а формируют
собственную, отличную от принятой
систему ценностей.
Сказанное не
означает, что подавляющее большинство
людей среднего и старшего возраста
абсолютно невосприимчиво к кардинальным
общественным изменениям. Однако их
социализация проходит: 1) либо через
переживание глубокого личностного
кризиса; 2) либо достаточно легко, если
в стабильные периоды развития общества
такой человек был среди социальных
аутсайдеров (или не в полной мере
реализовывал свой потенциал), а в
кризисных условиях его способности
оказались востребованными.
Статья “Факторы социализации личности”
Тарасова О.Х., ОмГПУ
ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Личное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.
Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними, почти все психологические теории личности едины в одном: личностью человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, т.е. они формируются и развиваются.
Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относится: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические, физические факторы [1].
Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация – процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Процесс социализации и адаптации тесно взаимосвязаны. Адаптация предполагает согласование требований и ожидание социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом. Обособление – процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.
Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешенный конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе.
Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.
Важнейшими факторами социализации выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества. Группа выступает в качестве ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта.
Основными определяющими факторами на внеличностном уровне выступают понятия социальной сертификации: статус, роль, престиж, должность.
На следующем, межличностном уровне важными факторами являются национальные особенности, характер деловых и личных взаимоотношений между членами группы, сплоченность членов группы на основе общих интересов.
На личностном уровне характеристики личности проявляются через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении.
В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации [2].
Подводя итоги, следует отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой «Я»-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Формируя свой «Я»-образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, т.к. опыт каждой из них уникален и неповторим.
Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Но, в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков в социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права [3].
К основным формам девиантного поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийства. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностью и общественными интересами. Отклоняющее поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако не всегда отклоняющее поведение носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющему поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.
Литература
-
Андреева Г.М. социальная психология. М., 1979
-
Лисина М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978
-
Социология. Словарь-справочник. М., 1990
Средства социализации
Процесс социализации: что это?
Определение 1
Социализация выступает в качестве одного из процессов освоения человеком определенной системы норм и ценностей, а также знаний. Именно эта система позволяет ему в дальнейшем осуществлять успешную жизнедеятельность, а также функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает в себя целенаправленное воздействие на личность, то есть это в первую очередь воспитательный процесс.
Этапы социализации совпадают с возрастными характеристиками и особенностями человека. Сегодня исследователи выделяют два ключевых этапа социализации:
- Первичная социализация индивида;
- Вторичная социализация индивида.
Первичная социализация индивида связана с приобретением самых элементарных, первоначальных знаний о культуре и окружающем мире. Индивид осваивает начальные представления о мире, а также о характере его взаимоотношений с другими людьми. В особой степени важным периодом первичной социализации индивида является подростковый возраст. Человек в этом возрасте особо конфликтен, и с этим связана активность человека, возможности и способности ребенка, которые превышают предписанные рамки поведения.
Готовые работы на аналогичную тему
Что касается вторичной социализации, то она протекает в условиях нескольких аспектов жизни человека. Во-первых, это его профессиональная социализация. Она напрямую связана с овладением специальными навыками и знаниями, которые необходимы индивиду для трудоустройства и организации своей карьеры. Также очень важно приобщение к определенному типу субкультуры, при которой индивид приобретает новый культурный опыт, начинает воспринимать нормы и ценностную систему совершенно иного порядка. Благодаря этому профессиональная социализация расширяет контакты индивида, помогая ему примерять как можно большее количество социальных ролей.
Во-вторых, упомянем о включении индивида в систему общественного разделения труда как о втором уровне вторичной социализации. Уровень предполагает адаптацию в профессиональных кругах, а также реализацию себя в иных социальных институтах, например, в институте семьи. Скорость социальных изменений в современных обществах может привести к тому, что возникает необходимость так называемой ресоциализации. Человеку приходится полностью менять свою картину мира, отказываться от своего мировоззрения, усваивать новые знания и ценности вместо тех, что уже приелись, устарели.
Последний этап социализации – пенсионный возраст. Здесь индивид теряет свои профессиональные навыки, он более не может быть так активен в трудовой или любой другой деятельности. Усложняется и его переобучаемость. Период характерен изменениями в образе жизни и мышлении человека.
Факторы и средства социализации
На процесс социализации оказывают влияние многие факторы. Перечислим следующие из них:
- Микрофакторы;
- Мезофакторы;
- Макрофакторы.
Микрофакторы присущи первичной социализации в рамках малой социальной группы. Сюда следует отнести распределение ролей в рамках семейных отношений, а также распределение ролей в коллективе как в учебном процессе, так и на работе. Таким образом, микрофакторы затрагивают более узкие сферы жизнедеятельности индивида. Что касается мезофакторов, то они проявляются в социализации личности в рамках средней группы общества. Это могут быть этнические особенности индивида, его религиозные предпочтения, а также среда или место проживания, которое также влияет на его жизненные ориентиры.
Переходя к макрофакторам, хотелось бы отметить, что они в большей степени влияют на социализацию индивида, когда тот принадлежит к более обширной социальной группе. Это может быть государство, в котором привязываются культурные и иные ценности, поддерживаемые большинством населения. Все перечисленные факторы осуществляются благодаря ряду механизмов. Например, это может быть идентификация (определение или отождествление самого себя с другими членами конкретной социальной группы), копирование или подражание – стремление быть похожим на отдельных людей, желание может быть в копировании модели поведения как сознательного, так и несознательного толка.
Социальный контакт между личностями, а также между отдельной личностью и социальной группой обеспечивается благодаря некоторым средствам социализации. Во-первых, это язык как основной инструмент социализации. При помощи языка человек принимает информацию, анализирует ее, обобщает и передает другим членам общества. также с помощью языка он может выражать свои эмоции, заявляет о своей позиции и отстаивает ее. Во-вторых, средством социализации становятся ценности. Ценности – это идеальные представления, а также принципы, с которыми человек соотносит свои собственные поступки. Чтобы понять, соответствуют ли эти поступки общему мнению, человек ориентируется на нормы. Норма как еще одно средство социализации – это усвоенный личностью образ мышления, а также общения и поведения, который в идеале должен поддерживаться большинством, чтобы в обществе сохранялся баланс и не происходили глобальные конфликты.
Еще одним средством социализации является опыт, а также навыки и умения. Это образцы деятельности человека, к которым он стремится. Осваивая их, человек может считаться профессионалом в определенной сфере деятельности. Свой опыт в дальнейшем он может передавать другим людям, своим последователям и ученикам, усовершенствуя его и внося коррективы в соответствии с собственным видением. Навыки и умения играют не только поведенческую роль, но и дидактическую функцию. Это значит, что они позволяют обучаться на протяжении всей своей жизни. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так закрепление навыки и умения позволяет гораздо быстрее и, что самое главное, увереннее и эффективнее овладевать уже более новыми навыками и умениями. Таким образом, социализация играет важную роль в жизни человека, а ее средства и механизмы могут определять, как и с какими особенностями будет протекать вышеупомянутый процесс.
Факторы социализации, формирования и развития личности — Студопедия
Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относят: макро – и микросреду, воспитание, деятельность, социальное взаимодействие и искусственную среду обитания человека.
Наряду с социальными обстоятельствами, исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека и в первую очередь особенности общих и специфических типов высшей нервной деятельности, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов.
Социальные факторы формирования и развития личности
Факторы | Характеристика факторов |
Макросреда
|
Это общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в системах международный связей и отношений и т.д. |
Микросреда
|
Это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие, ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой |
Воспитание
|
Специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных учреждениях, школьное, вузовское, производственное, трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и т.д. |
Деятельность
|
Игра, учебная, производственно-трудовая, научная деятельность. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные ее виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практических действий, поведения |
Социальное взаимодействие | Все многообразие его разновидностей и прежде всего общение с другими людьми |
Искусственная среда обитания
|
Это современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-техническая среда, которая создается современными радио-, теле-и другими техническими устройствами |
Системно-структурное представление о личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности (по К.К. Платонову). Соотношение биологического и социального в структуре личности
Одной из проблем изучения личности является понимание ее психологической структуры.
Во второй половине прошлого века в отечественной психологии сложилось представление о личности как эпицентре индивидуального и социального. Все больше и больше отечественных психологов склонялось к мысли о том, что именно личность есть узел общественных отношений, а это означает, что природа личности конкретно-исторична; личность – мера индивидуальной активности, самовыражения, самоактуализации, самоутверждения, творчества; личность – субъект истории, существующий в социальной целостности. Главной детерминантой становления личности в отечественной психологии признается деятельность. Деятельность всегда субъективна. Условием ее осуществления и ее основным продуктом является человек, который всегда вполне определенно относится к окружающему миру. Его сознание обусловлено структурой самой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. В представлении же заложено то, что определяет структуру его личности.
Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.
Психологическую структуру личности составляют ее психические свойства (направленность, характер, темперамент, способности), жизненный опыт, характерные психические состояния, индивидуальные особенности психических процессов, самосознание и т.д. Структура личности складывается постепенно в процессе ее социального развития и является продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека. Функционирование такого образования возможно лишь посредством взаимодействия личностных свойств, являющихся компонентами структуры личности
В современной психологии существуют различные точки зрения на внутреннее строение личности.
Наиболее известной является динамическая функциональная психологическая структура личности К.К. Платонова.
Направленность. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. При этом один из компонентов направленности доминирует и имеет ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности.
Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки.
Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.). Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко называть опытом.
Через подструктуру опыта личность наиболее отчетливо проявляется в своем развитии, в выборе ведущих форм деятельности, в достижении определенных результатов. С одной стороны, успешность овладения знаниями и умениями во многом определяется задатками и способностями человека, с другой, огромную роль в приобретении знаний и умений играют направленность личности и ее мотивы.
Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни. Познавательные психические процессы и другие формы отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такое сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнений.
Биопсихические свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне. Процесс формирования данной подструктуры осуществляется путем тренировки.
Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности.
Характер, или стиль поведения человека в социальной среде – это сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте. В системе характера тоже можно выделить ведущие свойства, к которым относятся в первую очередь моральные и волевые, составляющие его основу.
Способности обеспечивают успех деятельности, они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются. Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.
Все эти поструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность. Не только каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь, имеет свои подструктуры, но и каждая черта личности, также имеет свою структуру.
4. Потребности как источник активности личности. Классификация человеческих потребностей. Концепция потребностей А. Маслоу
Всеобщей характеристикой живых существ является их активность, обеспечивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром. Источником активности человека являются его потребности. Потребности побуждают человека действовать в определенном направлении и определенным образом, становятся мощным регулятором его жизни и деятельности, фактором его развития и саморазвития.
Из этого следует то, что формирование, развитие и становление личности – это в определенном смысле слова процесс формирования и развития потребностей человека, прежде всего социальных: процесс развития потребностно-мотивационной сферы личности. В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни.
Потребности– состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития.
Это своего рода состояние физического и психического дискомфорта, возникающее у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности. Именно потребности вызывают у человека стремление принимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта.
В потребностях человека выражаются характер и степень его зависимости от конкретных условий существования. Кроме того, сама обстановка может актуализировать различные потребности в человеческой жизнедеятельности.
Потребности не существуют в виде физиологических или психических устойчивых образований. Они проявляются в форме состояний организма и психики человека. По мере удовлетворения та или иная потребность перестает существовать, функционировать (и действовать) как реальное состояние дискомфорта.
Потребности имеют ряд особенностей:
§ Конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно
или с предметом, которым стремятся обладать, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение.
§ Более или менее ясное осознание потребности, сопровождаемое харак-
терными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, неудовольствие, страдание от неудовлетворения потребности и т.д.).
§ Наличие эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск
и нахождение возможных путей удовлетворения потребностей.
§ Ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состояний или прев-
ращение их в противоположные при удовлетворении ранее реализованных потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения).
§ Повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в ее ос-
нове, вновь дает о себе знать.
§ Существуют различные классификаций потребностей.
Потребности различают по происхождениюи по предмету.
По своему происхождению выделяют потребности естественные (простые) и культурные(сложные).
Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению. Регулирующая функция естественных потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей.
Культурные потребности обусловлены уровнем развития цивилизации, особенностями жизни и деятельности человека. В них выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную.
По предмету выделяют материальные и духовныепотребности. В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта).
Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания: потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т.п.
Очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету, культурная по происхождению – либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.
В зависимости от носителяпотребности бывают индивидуальными, групповыми или общества в целом.
Потребности человека могут иметь общественный и личныйхарактер. Это находит выражение в том, что для удовлетворения своих узколичных потребностей человек использует результаты общественного труда.
У человека могут проявляться ведущие (основные) потребности, невозможность удовлетворения которых угрожает его существованию (приводит к разрушению физиологических систем организма, деградации личности) и второстепенные (нежизненно важные потребности), которые в определенных обстоятельствах могут играть ведущую роль в детерминации поведения человека.
Есть и другие основания для классификаций потребностей человека. Так, например, потребности могут быть социально полезными и вредными, асоциальными; реальными, соответствующими возможностям данного человека и уровню развития социальной и природной среды его жизнедеятельности; иллюзорными, наделенными фантазиями личности.
Если взять за основу содержание отражаемой в потребностях объективной реальности, то можно выделить следующие потребности: профессиональные, политические, правовые, нравственные и др.
По времени существования потребности могут быть устойчивыми (периодически актуализирующиеся, длительные) и неустойчивыми (кратковременные, ситуативные).
Потребности, определяющие линию поведения личности в тот или иной момент или в течение определенного отрезка времени, называют доминантными потребностями, а недоминантными те, которые косвенно влияют на особенности реализации первых. Следует признать, что в принципе каждая потребность в той или иной ситуации, при определенных обстоятельствах может стать доминантной.
В психологии принято выделять три типа доминантных потребностей человека: ситуативные (кратковременные) потребности; жизненные, определяющие стратегию жизни, линию поведения человека (потребности длительного существования), и потребности деятельности (промежуточные между двумя первыми), которые представляют собой потребности текущих дел.
Различают потребности теоретические (в познании) и практические(в предметно-практической деятельности).
Потребности человека во многом обусловлены внешними обстоятельствами, предметами и явлениями объективно существующей вне человека реальности – объектами потребностей. Объект, ставший для человека потребностью, преобразуется в ее цель, побуждая и активизируя человека. Объекты потребностей обычно способны удовлетворить несколько различных потребностей человека. Те или иные стороны объекта, которые служат удовлетворению конкретных потребностей человека, принято называть предметами потребностей.
По мере развития человека (физиологического и психологического), становления его как личности развиваются, видоизменяются и его потребности. Процесс удовлетворения человеком своих потребностей связан с его взаимодействием со средой, с объектами потребностей, использованием средств и способов этого взаимодействия, что, в свою очередь, ведет к формированию и развитию личностных качеств и свойств личности. Из этого следует – удовлетворение потребностей человека выступает одним из важнейших условий его всестороннего развития, формирования и становления.
Воспитание и актуализация у человека потребности в труде также являются непременными условиями развития личности. Отсутствие у человека этой потребности (труд является источником материальных и духовных благ, культуры в целом) неминуемо ведет к сужению материального и духовного потенциала социума, а потребительское отношение личности к обществу – к ее деградации. Изучая потребностно-мотивационную сферу личности, следует учитывать, что основные ведущие потребности личности различаются не только содержанием, но и уровнем социальной обусловленности.
Наиболее популярной как в западной, так и в отечественной психологии является концепция потребностей известного американского психолога А. Маслоу. Согласно этой концепции, все потребности человека являются врожденными и в мотивационной сфере образуют иерархическую систему приоритетов.
Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием личности, высшие ее уровни «вызревают» лишь к моменту достижения индивидом психологической зрелости. Но, будучи сформированными, высшие уровни потребности, особенно потребности в самореализации, самосовершенствовании, начинают играть системообразующую роль в системе потребностей. Иерархия индивидуальных потребностей составляет основную отличительную особенность личности – ее направленность. В порядке очередности потребности располагаются в следующей последовательности.
Потребности в
самоактуализации |
||||||||||||
Эстетические потребности | ||||||||||||
Познавательные потребности | ||||||||||||
Потребности в самоуважении | ||||||||||||
Потребности в принадлежности и любви | ||||||||||||
Потребности в безопасности и защите | ||||||||||||
Физиологические потребности | ||||||||||||
Классификация потребностей («пирамида» А. Маслоу)
Физиологические потребности являются основными, непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены хотя бы на самом минимальном уровне, прежде чем станут актуальными потребностями более высокого порядка. Это базовые, жизненные, основные естественные, природные, физические потребности: в воздухе, пище и другой энергетике, одежде, жилище, в продолжении рода и т.д. Формы и способы реализации этих потребностей имеют социальный, культурно окрашенный характер. Пока человек не удовлетворит базовые (нижние) потребности, более высокие потребности теряют для него мотивационную силу. Когда же физиологические потребности будут удовлетворены, для человека становятся значащими следующие потребности.
К числу других естественных, природных потребностей, имеющих вполне конкретно-содержательное наполнение, формы, средства и способы реализации, относятся: потребности в безопасности и защите, и потребности в принадлежности и любви.
Потребности в безопасности и защите (стабильность, чувство защищенности, избавление от страха и неудач, порядок, свобода от хаоса и т.п.). В этих потребностях отражается заинтересованность человека в выживании.
Потребности в принадлежности и любви вступают в действие лишь тогда, когда удовлетворены физиологические потребности и потребности в безопасности и защите. Когда эта потребность не удовлетворяется или удовлетворяется слабо, человек испытывает чувство одиночества, общественного остракизма.
Потребности в самоуважении, по Маслоу, делятся на два основных типа: самоуважение и уважение со стороны других. Самоуважение включает такие понятия, как компетентность, уверенность, независимость, свобода. Уважение другими – это престиж, репутация, признание, статус, принятие.
Познавательные (когнитивные) потребности– это потребность в знаниях, умениях, понимании, в творческом труде, в раскрытии своих способностей.
Потребность в познании жизни, объективного мира реализуется:
§ через науку (главная особенность такого познания – объективность знаний), расширяющую возможности человека, делающую его более защищенным, позволяющую принимать более адекватные, правильные решения, успешнее прогнозировать свои действия и поступки;
§ искусство, в котором проявляется стремление к непосредственному, образному, субъективному восприятию, познанию и пониманию жизни;
§ религию, дающую человеку научную и религиозную картину мира;
§ собственный социальный, этнический, профессиональный и другой опыт;
§ через использование данных естественных, социальных, гуманитарных, технических и других наук.
Эстетические потребностивключают в себя понимание человеком канонов красоты, гармонии, восприятие и осуществление поведения, деятельности, жизни в целом по законам красоты, неприятие безобразного, низменного, уродливого, нарушающего естественную и социальную гармонию.
Когда описанные выше потребности удовлетворены, на первый план выступают потребности в самоактуализации, т.е. желание человека стать тем, кем он может стать. Достигая этого уровня иерархии потребностей, человек добивается полного использования потенциала личности, своего таланта и способностей.
Процесс социализации: развитие личности
Личность
Развитие
|
|
пышный |
|
Личность человека – это совокупность
психические характеристики, которые делают их уникальными от других людей.Это
включает в себя все шаблоны мыслей и эмоций, которые заставляют нас делать и
говорите вещи определенным образом. На базовом уровне личность
выражается через наш темперамент или эмоциональный тон. Однако,
личность также окрашивает наши ценности, убеждения и ожидания. Есть
множество потенциальных факторов, влияющих на формирование личности. Эти
факторы обычно рассматриваются как происходящие от наследственности и окружающей среды. Исследования психологов за последние несколько десятилетий
все чаще указывали на важность наследственных факторов, особенно
для основных черт личности, таких как эмоциональный тон.Однако приобретение
ценностей, убеждений и ожиданий, по-видимому, в большей степени связаны с социализацией и
уникальный опыт, особенно в детстве.
Некоторые наследственные факторы, влияющие на личность
развитие делают это в результате взаимодействия с конкретными социальными
среда, в которой живут люди. Например, ваш генетически
унаследованные физические и умственные способности влияют на то, как другие видят
вы, а затем и то, как вы себя видите.Если у вас плохая моторика
которые мешают вам бросить мяч
прямо, и если вы регулярно получаете плохие оценки в школе, вы, скорее всего,
быть отмеченным вашими учителями, друзьями и родственниками как кто-то
неадекватный или неадекватный в некоторой степени. Это может стать
самоисполняющееся пророчество, поскольку вы все больше воспринимаете себя таким образом и становитесь более пессимистично
возможности и ваше будущее. Точно так же ваше здоровье и внешний вид могут быть
очень важно в развитии вашей личности.Вы можете быть слабым или
надежный. У вас может быть нарушение обучаемости. Вы можете быть стройными в
культура, которая считает ожирение привлекательным, или наоборот. Эти
в основном наследственные факторы могут заставить вас почувствовать, что вы
красивый, некрасивый или просто адекватный. Точно так же цвет кожи, пол и
сексуальная ориентация может сильно повлиять на ваше восприятие
сами. Считаете ли вы вас нормальным или ненормальным
может заставить вас думать и действовать в социально приемлемом или маргинальном и даже
девиантный способ.
отклоняющиеся от культуры волосы стиль выбранный этими север Американец женщины помечать их социально маргинальный образ жизни |
Есть много потенциальных воздействий окружающей среды
которые помогают формировать личность.Практика воспитания детей особенно
критический. В доминирующей культуре Северной Америки дети обычно воспитываются таким образом, чтобы
поощряйте их становиться самостоятельными и независимыми. Дети
часто позволяли вести себя как равные своим родителям. За
например, они участвуют в принятии решений о том, какой тип еды и
развлечение семьи на вечеринке. Детям выдаются пособия и
небольшие работы по дому, чтобы научить их нести ответственность за
самих себя.В отличие от этого, детей в Китае обычно поощряют
думать и действовать как член своей семьи и подавлять собственные желания
когда они противоречат потребностям семьи. Независимость и
самостоятельность рассматривается как признак несостоятельности семьи и
обескуражен. Неудивительно, что китайские дети
традиционно не позволяли вести себя наравне со своими родителями.
Несмотря на значительные различия в воспитании детей
Практики во всем мире есть некоторые сходства.Мальчики и девочки
социализируются по-разному во всех обществах. Они получают
различные сообщения от родителей и других взрослых относительно того, что
уместно для них делать в жизни. Им рекомендуется подготовиться к
их будущее на работе, соответствующей их полу. Чаще разрешают мальчикам
свобода экспериментировать и участвовать в физически рискованных действиях.
Девочек поощряют учиться выполнять домашние дела и участвовать в
воспитание ребенка няней.Если дети не следуют этим
традиционные пути, их часто называют маргинальными или даже девиантными. Девушки
могут быть названы “сорванцами”, а мальчиков могут высмеять за то, что они недостаточно
мужское начало.
|
||
рискованные действия, которые до |
Всегда есть уникальные ситуации и
межличностные события, которые помогают формировать нашу личность.Такие вещи
родители-алкоголики, получившие серьезные травмы в автокатастрофе, или
изнасилование может оставить душевные шрамы, которые сделают нас пугающими и менее доверчивыми. Если вы единственный ребенок, вам не нужно учиться идти на компромисс.
как дети, у которых есть несколько братьев и сестер. Случайные встречи и действия
может иметь большое влияние на всю нашу жизнь и повлиять на нашу личность.
Например, поступление в престижный университет или
оказаться в нужном месте в нужное время, чтобы встретить человека, который станет
ваш супруг (а) или спутник жизни может значительно изменить ход вашей остальной жизни.
Точно так же, будучи призванным в армию во время войны, узнав, что вас усыновили, или
лично стал свидетелем трагического события, такого как разрушение Мира
Башни торгового центра в Нью-Йорке могут изменить вашу основную перспективу.
Есть ли типы личности?
Мы часто разделяем черты характера с другими,
особенно члены нашей семьи и сообщества. Это вероятно из-за
в основном для того, чтобы быть социализированным таким же образом.Для нас нормально
приобретают личностные качества в результате инкультурации. Большинство людей перенимают традиции, правила, манеры и предубеждения
их культура. Учитывая этот факт, неудивительно, что некоторые
исследователи утверждали, что существуют общие национальные типы личности,
особенно в более однородных в культурном отношении обществах. Вовремя
1940-х годов ряд ведущих антропологов и психологов утверждали, что существуют
отличные японские и немецкие личности, которые побудили эти две страны
другие страны пытаются их уничтожить.
Понятие национального
типы личности в первую очередь возникли в антропологии с исследованиями
Рут Бенедикт, начиная с 1920-х годов. Она считала, что личность была почти
полностью узнал. Она сказала, что нормальные люди приобретают особый этос ,
или
культурно специфический образец личности в процессе инкультурации
как дети. Бенедикт сказал, что наша культурная личность
паттерны мы считаем «естественными», а другие паттерны личности
рассматривается как «неестественное» и ненормальное.Она сказала, что такие чувства
характерно для всех людей во всех культурах, потому что мы
этноцентрический. Бенедикт сравнил типичных личностей Северной Америки XIX века.
Равнинные индейцы и земледельцы пуэбло
Индейцы
Юго-Запада. Она сказала, что равнины охоты на зубров
У индейцев были личности, которые можно было охарактеризовать как агрессивных, склонных к
насилие и поиск крайних эмоциональных состояний. Напротив, она сказала
что типичный индеец пуэбло был прямо противоположным – мирным, неагрессивным и трезвым человеком.
Индийская равнина |
Полинезийская женщина |
Взгляды Бенедикта были особенно популярны в
1930-е годы среди
ранние феминистки, такие как ее ученица Маргарет Мид.Это было потому, что если
личность полностью изучена, это означает, что женское и мужское начало
черты личности
биологически не зашит. Другими словами, культура, а не
гены, делают женщин
заботливое отношение к детям и пассивное отношение к мужчинам. Точно так же
культура делает мужчин агрессивными и властными. Если это правда, то эти
стереотипное поведение можно изменить и даже обратить вспять. Мид проведен
этнографические полевые работы среди полинезийских
а также
Меланезийский
народы
Южной части Тихого океана, чтобы найти примеры обществ, в которых женственность и
мужественности имеют очень разные и даже противоположные характеристики от тех
найдено в западном мире.Она начала свои исследования на Самоа в 1925 году.
где она обнаружила расслабленный отрочество, в котором о сексе свободно говорят мальчики и девочки
а не скрытые или подавленные.
ПРИМЕЧАНИЕ. В 1983 году Дж. Дерик Фриман утверждал, что Маргарет Мид ошибалась в своем утверждении.
о расслабленном самоанском подростковом возрасте в отношении сексуальности. Он описал
Самоанское общество как сравнительно пуританское в результате христианской
миссионерские влияния.Другие исследователи возражают, говоря, что
Фриман выполнил большую часть своих полевых исследований через поколение после Мида и этого Самоа.
общество могло измениться за это время.
Большинство современных антропологов считают, что Бенедикт
и ее ученики зашли слишком далеко в своих утверждениях о влиянии культуры на личность
образования и в дисконте наследственности. Они также имели тенденцию чрезмерно упрощать, определяя людей, которые
не разделяют всех черт “национального типа личности” как
девианты.Более правильно рассматривать членов общества как имеющих
ряд типов личности. То, что описывал Бенедикт, на самом деле
модальная личность
.
Это наиболее распространенный тип личности в обществе. В реальности,
Обычно в каждом обществе существует ряд нормальных типов личности.
В начале 1950-х годов Дэвид Рисман предложил
что есть три общих типа модальной личности, которые возникают вокруг
Мир.Он называл их ориентированными на традиции, внутренними и другими направленными
личности. В
ориентированная на традиции личность – это личность, которая уделяет большое внимание
делать то же самое, что и всегда. Физическим лицам
с такой личностью менее склонны пробовать что-то новое и искать
новый опыт. Те, у кого есть личности, направленные внутрь, – это
ориентированный на чувство вины. То есть их поведение строго контролируется
их совесть.В результате полиции не нужно
уверен, что они соблюдают закон. Эти люди следят за собой.
Если они нарушат закон, они, скорее всего, предадутся наказанию.
Напротив, люди с личностями, ориентированными на других, имеют
более неоднозначные представления о добре и зле. Когда они отклоняются от
социальная норма, они обычно не чувствуют себя виноватыми. Однако если они
пойманные на месте преступления или разоблаченные публично, они, вероятно, почувствуют стыд.
Сторонники концепции Рисмана трех модальных
личности предполагают, что личность, ориентированная на традиции, является наиболее распространенной
в малых обществах и в некоторых субкультурах крупных.
Считается, что внутренние личности более распространены в некоторых крупных обществах, особенно в тех, которые являются однородными в культурном отношении.
Напротив, личность, ориентированная на другого, скорее всего, будет обнаружена в культурно
разнообразные крупномасштабные общества, в которых нет единообразия в
процессы социализации и значительная анонимность горожан.
В то время как анализ личностей Рисмана
проницательный, критики указали, что люди могут иметь характеристики
всех трех идентифицированных им модальных типов. Например, большинство северных
Американцы, вероятно, не чувствуют себя виноватыми за превышение скоростного режима, когда они
едут по автострадам, однако они будут чувствовать себя виноватыми, если кого-то
со своей машиной и, скорее всего, вызовут полицию. Другими словами, для некоторых
нарушения закона они направлены против других (или контролируются позором),
а для других они направлены внутрь (или контролируются чувством вины).Точно так же многие люди любят делать
одни вещи одинаковы каждый день, но ищите новые впечатления в других областях
их жизней. Вы можете носить такой же стиль
одевайтесь и чаще всего проводите свободное время в одном месте с друзьями.
Однако вам может быстро надоесть есть одни и те же продукты каждый день и регулярно посещать новые рестораны, когда вы идете поесть. В
Другими словами, в одних вещах вы ориентируетесь на традиции, а в других – нет.
Эта страница последний раз обновлялась
Вторник, 4 июля 2006 г.
Авторские права 2002-2006 Деннис
О’Нил.
Все права защищены.
Изображение предоставлено
.
ЛИЧНОСТЬ, Определение личности – Организационное поведение
Определение личности
Личность означает, как человек влияет на других и как он понимает и рассматривает себя, а также структуру внутренних и внешних измеримых черт и взаимодействия человека и ситуации (Фред Лютанс). Согласно Стивену П. Роббинсу, личность – это совокупность способов, которыми человек реагирует и взаимодействует с другими. Его можно определить как те внутренние психологические характеристики, которые одновременно определяют и отражают реакцию человека на свое окружение.
Личность можно определить как те внутренние психологические характеристики, которые и определяют, и отражают реакцию человека на окружающую среду.
Детерминанты
1. Наследственность: На человеческое поведение частично влияет наследственность. Родительские качества передаются детям через молекулярную структуру генов, расположенных в хромосомах. В нашей повседневной жизни мы очень часто используем термин «Как отец, как сын», как «Как мать, как дочь».
2. Окружающая среда: Все черты личности не определяются наследственностью. Окружающая среда также играет очень важную роль в развитии личности человека. Окружающая среда состоит из культурных, семейных, социальных и ситуационных факторов.
(a) Культура: Культура – это совокупность усвоенных убеждений, ценностей и обычаев. Культурные факторы
определяет, действует ли человек независимо или зависимо. Культура устанавливает нормы, отношения и ценности, которые передаются из поколения в поколение.
(b) Семья: Семья влияет на поведение человека, особенно на ранних стадиях.
Характер такого влияния будет зависеть от следующих факторов:
(i) Социально-экономический уровень семьи
(ii) Размер семьи
(iii) Распоряжение о рождении
(iv) Гонка
(v) Религия
(vi) Уровень образования и географическое положение родителей.
(c) Социальные: Социализация – это процесс, посредством которого младенец приобретает общепринятые и приемлемые
поведение. Социальная жизнь оказывает значительное влияние на поведение человека. Мужчину знают по компании, которую он составляет. Социальные группы влияют на поведение людей.
(d) Ситуационные: Ситуационные факторы также играют очень важную роль в определении личности человека. Жизнь – это совокупность переживаний.Некоторые события и переживания могут служить важными детерминантами его личности.
Природа личности
Три различных свойства имеют центральное значение в изучении природы личности:
1. Личность отражает индивидуальные различия: Например, некоторых людей можно охарактеризовать как «склонных к смелости», например, готовых принять риск сделать что-то новое или необычное, например, скайдайвинг или альпинизм, тогда как другие могут описываются как «низкие» в предприимчивости, например.г., боятся покупать действительно новый товар.
2. Личность последовательна и стойкая: Несмотря на то, что личности потребителей могут быть последовательными, их потребительское поведение часто значительно различается из-за различных психологических, социокультурных, экологических и ситуационных факторов, которые влияют на поведение. Например, хотя личность человека может быть относительно стабильной, конкретные потребности или мотивы, отношения, реакции на групповое давление и даже реакции на новые доступные бренды могут вызвать изменение в поведении человека.Личность – лишь один из множества факторов, влияющих на поведение потребителя.
3. Личность может измениться: Например, личность человека может измениться в результате важных жизненных событий, таких как рождение ребенка, смерть любимого человека, развод или значительный карьерный рост. Личность человека меняется не только в ответ на внезапные события, но и в процессе постепенного взросления.
Фиг.12.1: Типы профессиональной личности
R = Реалистичная (Физическая активность, требующая навыков, силы и сотрудничества) I = Исследовательская (Деятельность, предполагающая мышление, организацию и понимание) A = Художественная (Неоднозначная и бессистемная деятельность, позволяющая творчески выражаться) S = Социальная (Действия, которые включают помощь и развитие других)
E = Предприимчивый (Словесная деятельность, в которой есть возможности повлиять и достичь власти C = Обычная.
Личность
Это набор черт и характеристик, которые образуют образец, отличающий одного человека от всех остальных. Мы все очень разные, и мы должны осознавать это, работая с другими и руководя ими.
> «Будь собой» – худший совет, который ты можешь дать некоторым людям »- Т. Массон
Закуски и личные качества_
Закуски |
Черты характера |
Картофельные чипсы |
Честолюбивый, успешный, успешный, нетерпеливый к меньшему, чем к лучшему |
Чипсы Тортилья |
Перфекционист, высокие ожидания, пунктуальный, консервативный, ответственный |
Крендели |
Жизнерадостный, легко скучающий по старой рутине, флирт, интуитивный, может чрезмерно увлекаться проектами. |
Сухарики |
Рациональный. Логичный, созерцательный, застенчивый, предпочитает побыть наедине с собой. |
Сырные завитки |
Добросовестный, принципиальный, порядочный, справедливый, может показаться жестким, бюст, большая честность, планы на будущее, любит порядок |
Орехи |
Спокойный, чуткий, понимающий, спокойный, уравновешенный. |
Попкорн |
Берет на себя ответственность, часто выступает, скромный, самоуверенный, но показной. |
Мясные закуски |
Общительный, щедрый, заслуживающий доверия, склонен к чрезмерному доверию. |
Личность, способности и обучение
– Вопрос?
> Что было легче сделать?
> Ответ обычно твой сосед или друг.
– Почему это так?
Другие дескрипторы личности
Самоконтроль
> Внутренний и внешний локус контроля.
> Макиавеллизм
> Цели оправдывают средства.
> Самоуважение
> Использование индикаторов типа 16 Майерс-Бриггс или Юнга
Личность Тип А человек:
> кажется всегда в движении.
> Обычно ходят и едят быстро.
> Всегда стараются делать сразу несколько дел.
> испытываете проблемы с расслаблением, часто чувствуете, что время потрачено зря.
> часто одержимы числами и стремятся приобрести вещи.
> Тип B человек:
> Никогда не страдайте от ощущения срочности времени с сопровождающим его нетерпением.
> не чувствуют необходимости демонстрировать или обсуждать свои достижения или достижения, если только такого раскрытия не требует ситуация.
Личностные ассоциации выбранных цветов
Цвет |
Личная ссылка |
Маркетинговые идеи |
Синий |
Повелевает уважением, властью |
Цвет, популярный в Америке |
IBM владеет титулом синего |
||
Связанный с клубной газировкой |
||
Мужчины ищут товары в синей упаковке |
||
Дома, окрашенные в синий цвет, избегаются |
||
Молоко обезжиренное низкокалорийное |
||
Кофе синего цвета может восприниматься как «мягкий» |
||
Желтый |
Осторожно, новинка, временное, тепло |
Глаза регистрируют быстрее всех |
Кофе в желтой банке на вкус «слабый» Остановка движения |
||
Продает дом |
||
Зеленый |
Безопасный, естественный, расслабленный или |
Хорошая рабочая среда, связанная с овощами |
спокойный, живые |
и жевательная резинка |
|
Продажи сухого имбирного эля в Канаде выросли на |
||
изменил пакет без сахара с красного на зеленый и |
||
белый |
||
Красный |
Человек, волнующий, горячий, страстный, сильный |
Улучшает “запах” пищи |
Кофе красного цвета может восприниматься как «насыщенный» |
||
Женщины отдают предпочтение голубовато-красному |
||
Мужчины отдают предпочтение желтовато-красному |
||
Coca-Cola «владеет» красным |
||
оранжевый |
Мощный, доступный, неформальный |
Быстро привлекает внимание |
Коричневый |
Неформальный и расслабленный, мужской, характер |
Кофе в темно-коричневой банке оказался «слишком крепким» |
Доброта, чистота, целомудрие, |
||
Белый |
чистота, изысканность, изысканность, формальность |
Предлагает снижение калорийности Чистая и полезная пища |
Чистые, банные принадлежности женские |
||
Черный |
Изысканность, мощь, авторитет, тайна |
Мощная одежда |
Высокотехнологичная электроника |
||
Серебро, |
||
золота, |
Царственный, богатый, величественный |
Предлагает премиальную цену |
Платина |
Источник: Из Бернис Каннер, «Цветовые схемы», New York Magazine, 3 апреля 1989 г., 22–23.
– планируйте веселье и отдых, а не демонстрируйте свое превосходство любой ценой.
– может расслабиться без вины.
.
Социализация
Социальные проблемы в новостях
«Уроки смерти Чарли Ховарда», – гласил заголовок колонки. 7 июля 2009 года в Бангоре, штат Мэн, исполнилось 25 лет со дня смерти Чарли Ховарда, открытого гея, 23-летнего мужчины, которого 7 июля 1984 года трое подростков избили и сбросили с моста в реку. Ховард не умел плавать и утонул. Трое его нападавших в конце концов признали себя виновными в непредумышленном убийстве и были отправлены в исправительный центр для несовершеннолетних.Один из уроков его смерти, писал обозреватель, профессор теологии, – это необходимость бросить вызов ненавистническому мышлению, которое лежит в основе гомофобии. «Трое молодых людей, убивших Чарли Ховарда, не были социальными повстанцами, действовавшими против социальных норм и ценностей», – писал он, а «были социальными конформистами, которые думали, что будут вознаграждены за то, что действуют в соответствии с нормами этого сообщества. Фактически, когда трое мальчиков вернулись в среднюю школу Бангора, сверстники и некоторые взрослые приветствовали их как героев.”(Эллисон, 2009 г.)
Почему четверть века назад трое подростков в маленьком городке избили гея и бросили его на смерть? Мы, возможно, никогда не узнаем, но кажется очевидным, что они научились ненавидеть геев на основе норм сообщества тогда, а также, возможно, от некоторых из многих людей, с которыми они общались каждый день. Это не было первым преступлением на почве ненависти против гея или другого человека и не было последним, но, тем не менее, оно иллюстрирует один из уродливых аспектов того, чему мы учимся у нашей культуры и у окружающих нас людей.Мы узнаем много хорошего, все необходимое для существования общества, но мы также можем научиться принимать очень вредные убеждения и практиковать очень вредное поведение.
Истории Сары Паттон Бойл и Лилиан Смит слишком хорошо иллюстрируют это. Сара Паттон Бойл родилась в 1906 году в одной из ведущих семей Вирджинии. Прадедушка был известным поверенным и исполняющим обязанности губернатора штата; оба ее деда сделали блестящую военную карьеру; ее отец был уважаемым епископальным священником.Она выросла на плантации, на которой ее предки когда-то владели рабами, а в ее семье было несколько слуг-афроамериканцев.
Именно в этом окружении маленькая Сара научилась расовым предрассудкам. Ей запретили посещать комнаты для прислуги, которые, как ей сказали, были грязными и зараженными болезнями. Сами слугам не разрешалось пользоваться семейной ванной или посудой, чтобы они не распространяли болезнь от микробов, которые, как они считали, содержат. Мать Сары любила своих слуг так же, как домашних животных в семье, «без малейшего ощущения, что они очень похожи на нее», и учила Сару, что афроамериканцы «принадлежат к более низкому классу людей, чем мы» (Boyle, 1962, стр. .14). Когда Саре исполнилось 12, ей сказали перестать играть с детьми слуг, потому что она была слишком стара, чтобы быть «знакомой» с чернокожей молодежью, и затем она пережила «ужасный период обучения», в котором ее ругали, если она забыла о себе. новая, сдержанная роль. В течение следующих нескольких лет ее приучили к тому, чтобы обращаться с белыми лучше, чем с черными. Когда юность Сары закончилась, она была «так же близка к типичной южной женщине, как и все остальные к типичному чему-либо» (Boyle, 1962, стр. 14, 29). Ее расовые взгляды остались с ней на долгие годы.
Белые, такие как Сара Паттон Бойл и Лилиан Смит, выросшие на Юге до движения за гражданские права 1960-х годов, научились проявлять расовые предубеждения по отношению к афроамериканцам.
Лиллиан Смит познала подобные убеждения после своего рождения, за несколько лет до Сары, в богатой семье во Флориде. Она узнала о табу и манерах в расовых отношениях так же, как научилась играм, молитвам и другим детским практикам. Главный урок заключался в том, что «я был лучше, чем негр, что у всех черных людей есть свое место, и они должны оставаться в нем … что ужасная катастрофа постигнет Юг, если я когда-нибудь буду относиться к негру как к своему социальному равному» (Smith, 1949 , п.17). Ее родители сыграли первостепенную роль в этом процессе обучения: «Мать, которая научила меня всему, что я знаю о нежности, любви и сострадании, также научила меня мрачным ритуалам удержания негров на их месте. Отец, который … напомнил мне, что «все люди братья», обучил меня жестким, как сталь, приличиям, которые я должен требовать от каждого цветного мужчины. Они … научили меня также отделять свою совесть от моих поступков и христианство от южных традиций »(Смит, 1949, стр. 17–18). Эти расовые взгляды остались с ней на долгие годы.
Благодаря движению за гражданские права Юг, конечно, сильно отличается от того, когда росли Сара Паттон Бойл и Лилиан Смит, но их острые описания и смерть Чарли Ховарда напоминают нам, что дети и подростки учатся всякому, хорошо или плохо, без официальных инструкций. Они учатся этому от своих родителей, друзей и других лиц своего социального окружения. То, что они изучают, составляет их культуру: нормы, ценности и символы.Социализация – процесс, посредством которого люди познают культуру своего общества. Это термин, который социологи используют для описания процесса познания людьми своей культуры. Социализация происходит в обществах, больших и малых, простых и сложных, доиндустриальных и индустриальных. Это происходит в США, Бразилии, Саудовской Аравии и Индонезии. Без социализации мы не смогли бы изучить нашу культуру, и, как указано в главе 3 «Культура», без культуры у нас не могло бы быть общества. Таким образом, социализация – важнейший процесс для возможного существования любого общества.
В этой главе рассматриваются несколько аспектов социализации. Поступая так, он продолжает развивать социологическую перспективу, рассмотренную в предыдущих главах, поскольку мы снова увидим способы, которыми наша социальная среда формирует наши мысли, действия и жизненные шансы.
4.1 Важность социализации
Цель обучения
- Опишите, почему социализация важна для того, чтобы быть полноценным человеком.
Мы только что отметили, что социализация – это способ познания культуры, но социализация также важна по другой важной причине.Чтобы проиллюстрировать эту важность, давайте представим, что мы находим шестилетнего ребенка, который почти не контактировал с людьми с рождения. После рождения ребенка ее мать сменила подгузники и кормила ее минимальной диетой, но в остальном не общалась с ней. Ребенок годами оставался один днем и ночью и никогда не выходил на улицу. Сейчас мы находим ее в возрасте 6 лет. Чем ее поведение и действия будут отличаться от поведения среднего шестилетнего ребенка? Найдите минутку и запишите все различия, которые вы обнаружите.
В произвольном порядке вот список, который вы, вероятно, написали.Во-первых, ребенок не мог говорить; самое большее, она могла издать несколько ворчаний и других звуков. Во-вторых, ребенок будет бояться нас и, вероятно, забиться в угол. В-третьих, ребенок не будет знать, как играть в игры и взаимодействовать с нами. Если бы мы дали ей немного еды и посуды, она бы ела руками и не знала, как пользоваться посудой. В-четвертых, ребенок не сможет выразить весь спектр эмоций. Например, она могла плакать, но не умела смеяться. В-пятых, ребенок будет незнаком с материальными объектами нашей культуры, включая сотовые телефоны и телевизоры, и, вероятно, будет их бояться.В этом и во многих других отношениях этот ребенок разительно отличался бы от среднего шестилетнего подростка в Соединенных Штатах. Она выглядела бы человеком, но не действовала бы как человек. Фактически, во многих отношениях она будет вести себя больше как напуганное животное, чем как молодой человек, и она будет менее способна, чем обычная собака, выполнять приказы и подчиняться командам.
Как показывает этот пример, социализация позволяет нам полностью функционировать как человеческие существа.Без социализации у нас не могло бы быть нашего общества и культуры. А без социального взаимодействия у нас не было бы социализации. Наш пример социально изолированного ребенка был гипотетическим, но реальным примером таких детей, часто называемых дикими – термин, используемый для детей, которые были чрезвычайно социально изолированы. детей, к сожалению, произошли и являются ярким доказательством важности социального взаимодействия для социализации и социализации для нашей способности функционировать как люди.
Одним из самых известных диких детей был Виктор из Аверона, который был найден блуждающим в лесу на юге Франции в 1797 году.Затем он сбежал из-под стражи, но вышел из леса в 1800 году. Считалось, что Виктору было около 12 лет, и несколько лет назад его бросили родители; он не мог говорить и вёл себя больше как дикое животное, чем человеческий ребенок. Виктор сначала жил в приюте, а затем в частном доме. Он так и не научился говорить, и его когнитивное и социальное развитие в конечном итоге было не лучше, чем в детстве, когда он, наконец, умер в возрасте около 40 лет (Lane, 1976).
В редких случаях дети росли в крайней изоляции и в конечном итоге лишались некоторых качеств, делающих их полностью человечными.Это фотография Виктора из Аверона, который вышел из леса на юге Франции в 1800 году после того, как несколько лет назад его бросили родители. Он не мог говорить, а его когнитивные и социальные навыки никогда не развивались дальше, чем у маленького ребенка, пока он не умер в возрасте 40 лет.
Другой такой ребенок, найденный более полувека назад, был назван Анной, которая «была лишена нормального контакта и получала минимум человеческой заботы почти все свои первые шесть лет жизни» (Дэвис, 1940, стр.554). После того, как ее перебрасывали из одного дома в другой в течение ее первых 5 месяцев, Анна в конечном итоге жила со своей матерью в доме своего деда и содержалась в маленькой безвоздушной комнате на втором этаже, потому что дед был так встревожен ее рождением вне брака. что он ненавидел ее видеть. Поскольку ее мать работала весь день и выходила из дома по ночам, Анна почти все время была одна и жила в грязи, часто еле жива. Все эти годы ее единственной пищей было молоко.
Когда Анна была найдена в возрасте 6 лет, она не могла говорить, ходить или «делать что-либо, демонстрирующее разум» (Дэвис, 1940, с.554). Она также была крайне истощена и истощена. Два года спустя она научилась ходить, понимать простые команды, есть и запоминать лица, но она не могла говорить и в этом отношении больше походила на годовалого ребенка, чем на семилетнего ребенка, которым она была на самом деле. . К тому времени, когда она умерла от желтухи примерно в 9 лет, она приобрела речь двухлетнего ребенка.
Вскоре после того, как Анна была обнаружена, другая девочка по имени Изабель была найдена в аналогичных обстоятельствах в возрасте 6 лет.Она также была рождена вне брака и жила одна с матерью в темной комнате, изолированной от остальной семьи матери. Поскольку ее мать была немой, Изабель не научилась говорить, хотя общалась с матерью с помощью простых жестов. Когда ее наконец нашли, она вела себя как дикое животное среди незнакомцев, а в остальном больше походила на ребенка шести месяцев, чем на ребенка более шести лет. Когда впервые показывали мяч, она смотрела на него, держала в руке, а затем терла им лицо взрослого.После этого интенсивные тренировки помогли Изабель выздороветь, и через 2 года она достигла нормального уровня речи для ребенка ее возраста (Davis, 1940).
Эти случаи одичавших детей показывают, что крайняя изоляция – или, говоря другими словами, отсутствие социализации – лишает детей очевидных и не столь очевидных качеств, которые делают их людьми, и в других отношениях замедляет их социальную, когнитивную и интеллектуальную деятельность. эмоциональное развитие. Серия известных экспериментов психологов Гарри и Маргарет Харлоу (1962) подтвердила последнее утверждение, показав, что оно справедливо и в отношении обезьян.Харлоу изучали макак-резусов, оторванных от матери при рождении; некоторые были воспитаны в полной изоляции, в то время как другим давали фальшивых матерей из ткани и проволоки, с которыми они могли обниматься. Ни одна из групп не развивалась нормально, хотя обезьяны, обнимавшиеся с фальшивыми матерями, жили несколько лучше, чем те, которые были полностью изолированы. В общем, обезьяны не могли впоследствии взаимодействовать с другими обезьянами, и младенцы женского пола жестоко обращались со своими детенышами, когда они становились матерями. Чем длиннее их –
.