Этапы и институты социализации личности — Студопедия
Социализация —это процесс формирования человека посредством обучения, воспитания, образования, защиты и адаптации. Процесс, в данном случае, — это последовательность действий, в результате которых из родившегося существа формируется человек.
Обычно выделяют три этапа:
дотрудовой — детство, юность;
трудовой — зрелость:
послетрудовой — старость.
От этапа к этапу расширяются формы связей человека с миром, увеличивается количество выполняемых им социальных ролей — в семье, обществе, на производстве.
Первый этап – время учебы, усвоения социального опыта. Здесь преобладает первая, пассивная форма социализации; человек некритически усваивает социальный опыт, приспосабливается к среде.
Второй этап – период зрелости, трудовой деятельности. По своей форме — это время сочетания пассивной формы усвоения опыта и начала воспроизводства, творческого обогащения накопленного опыта, своего рода вершина в развитии личности, ее, как говорили древние греки, акме, т.е. полный расцвет.
Третий этап — этап сохранения, консервации опыта, его воспроизведения для подрастающих поколений, вступающих в жизнь.
Институты:
Семья.В семье формируется первичная социальная сущность индивида. Социальное положение родителей определяет социальный статус человека на протяжении первых 20 лет его жизни. То, где и как родители живут, конкретизирует социальный контекст, в котором ребенок растет и развивается. Профессия родителей определяет культурный и образовательный уровень семьи.
Школа. Отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, научается преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними.
Трудовой коллектив – институт социализации, который специализирует и делает профессиональной социализацию личности.
Культура – институт социализации, который способствует творческому развитию личности и является продуктом ее деятельности в виде норм, ценностей, правил и образцов поведения. Культура делает из индивида личность, обладающую собственным, неповторимым «Я».
Институты социализации
Институты социализации – это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. Основные институты социализации – это семья и образовательные учреждения.
Семья. Такие институты организации, как семьи во всех концепциях личности традиционно рассматриваются как одни из важнейших. Именно в ней дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (например, авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка тех или иных особенностей «образа Я».
Такие институты социализации, как семьи имеют свою специфику, которая состоит в том, что семья, с одной стороны, может быть рассмотрена как структурный элемент общества, а с другой – как малая группа. Соответственно семья, выполняя свою социализирующую функцию по отношению к личности, является, с одной стороны, проводником макросоциальных влияний, в частности влияний культуры, а с другой – средой микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями.
Как элемент макросреды семья является проводником ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью. При этом отмечается, что роль семьи в трансляции культурных влияний тем больше, чем выше гомогенность окружающей ее социальной общности: в разнородном, поликультурном социуме отдельные культурные традиции могут находиться в противоречии друг с другом, затрудняя процесс вертикальной трансмиссии культуры. Однако множественные исследования показывают, что и при достаточной культурной разнородности общества родители становятся референтным источником выбора ценностей и моделей поведения в тех областях, в которых культурные нормы стабильны (таковыми преимущественно являются религиозные убеждения, этнические и полоролевые стереотипы).
Особенно ярко это можно видеть на примере трансляции полоролевых стереотипов. Начиная с младенческого возраста родительское отношение к мальчикам и девочкам носит явный отпечаток существующих в культуре представлений о «настоящем мужчине» и «истинной женщине»: в зависимости от пола в большей или меньшей степени поощряется двигательная активность, увеличивается/уменьшается количество вербальных реакций, направленных на ребенка, варьируют причинные объяснения его поведения и т. п. Интересно, что в экспериментальной ситуации, когда пол младенца специально затрудняли для идентификации (его одежда не несла явных признаков пола), взрослые испытуемые до начала взаимодействия так или иначе все-таки категоризовали его как мальчика или девочку и лишь потом на этой основе строили свое общение с ним. Было показано также, что существует определенная преемственность полоролевых представлений родителей и подростков именно с точки зрения стереотипов мужественности/женственности, хотя частные оценки допустимости, например, тех или иных аспектов сексуального поведения могут быть причиной межпоколенных конфликтов.
Косвенным подтверждением роли родителей в трансляции этнических и религиозных установок являются данные анализа причин конфликтных отношений в семье. Например, даже в подростково-юношеском возрасте, когда начинается процесс эмансипации ребенка от семьи, конфликты между родителями и детьми по поводу основных религиозных, политических или национально-культурных ценностей крайне редки, и независимый идеологический выбор (если он происходит) датируется уже собственно молодежным возрастом.
Как среда микросоциального взаимодействия семья может быть рассмотрена с точки зрения своего состава, сплоченности и качества коммуникации.
Так, с точки зрения состава семьи при анализе социализации отмечается следующее:
- в случае отсутствия одного из родителей самовосприятие ребенка центрируется на образе того из родителей, который живет вместе с ним и заботится о нем: эта тенденция больше выражена у мальчиков, воспитываемых матерью, нежели во всех остальных случаях;
- общее количество детей в семье незначимо влияет на их самооценку, впрочем, как и порядок их рождения; большее значение имеет характер отношений с родителем того же пола;
- эмоциональная депривация в раннем детстве (воспитание ребенка в отсутствие родителей или фигур, их замещающих) ведет к чувству собственной малозначимости, тревожности, а в подростковом возрасте – к нормативной дезориентации, социальной самоизоляции и чувству бессилия перед общественными институтами;
- сравнительные лонгитюдные исследования детей из полных семей и детей – воспитанников детских приютов показали, что и в возрасте 20-25 лет последние обнаруживают меньшую социальную зрелость даже при условии усыновления в школьном возрасте.
Что касается такого параметра, как сплоченность семьи, то исследования социализации показали, что:
- в целом сегодня для западноевропейских стран характерно увеличение уровня семейной сплоченности (по сравнению с 50-60-ми годами XX в.), что выражается в большей материальной и эмоциональной поддержке детского поколения со стороны родителей, в увеличивающемся времени пребывания подростков и молодежи в родительском доме, в большей доверительности межпоколенных отношений;
- в установлении высокого уровня семейной сплоченности на ранних этапах жизни семьи большую роль играет мать, а на этапе отделения подростка от семьи – отец: именно он занимает ключевую позицию в поведенческой и эмоциональной эмансипации подростка вне зависимости от его пола;
- наибольшая эффективность в семейной жизни (в частности, по параметрам способности к конструктивному разрешению конфликтов с детьми и субъективной удовлетворенности отношениями с ними) отмечается в семьях со «средним» уровнем сплоченности: как разобщенные, так и «сверхсвязанные» семьи оказались менее успешны в этих вопросах;
- одним из основных объективных факторов, влияющих на сплоченность семьи как малой группы, является возраст детей: по многочисленным данным, в целом семьи с маленькими детьми более сплоченны, чем семьи с тинэйджерами;
- существует взаимосвязь между полом подростков и оценкой сплоченности семьи, которую дают они сами: как правило, юноши склонны считать свои семьи менее сплоченными, нежели девушки.
Наибольший эмпирический материал накоплен по вопросам характера коммуникации в семье. В основном он касается выделения тех или иных классификаций родительского поведения (типов родительской власти, стратегий воспитания, видов родительской любви и т. п.), а также анализа межпоколенных конфликтов. Анализ стилей родительского поведения показывает, что:
- влияние родительской любви и эмоциональной поддержки различно для мальчиков и девочек: если у девочек выражение любви родителей к ним более благоприятно сказывается на общем уровне самооценки, то у мальчиков оно более значимо в плане формирования навыков социального поведения и скорости адаптации к изменяющимся условиям социальной среды, причем гиперопекающий стиль воспитания чаще отрицательно сказывается на их самооценке;
- для формирования «Я-концепции» ребенка важны следующие три параметра родительского отношения: уровень контроля, степень эмоциональной близости и заинтересованности. Так, высокая степень авторитарности в отношениях с ребенком препятствует формированию у него позитивной «Я-концепции», эмоциональная отчужденность ведет к формированию нестабильного самоотношения, а незаинтересованность и безразличие сказываются на структурных составляющих образа «Я»;
- стиль детско-родительских отношений влияет на особенности детского самоотношения. Подростки, сталкивающиеся с демократическими, эгалитарными или разрешающими типами поведения родителей, редко испытывают чувства заброшенности и отверженности, в то время как они характерны для большинства тех подростков, которые испытывают попустительскую, игнорирующую или автократическую модель родительского воздействия;
- отмечается также зависимость определенных параметров социального поведения ребенка от характера родительской власти. Авторитарный и гиперопекающий стили приводят к формированию социальной ригидности, впрочем, авторитаризм воспитания традиционно оценивается как один из источников формирования предрассудков по отношению к аут-группам. Авторитарность воспитания в семье может вызвать неуверенность в отношениях со сверстниками; повышенная агрессивность по отношению к сверстникам коррелирует с уровнем физического насилия в семье; способность к самостоятельному принятию решений и социальному выбору раньше формируется у подростков из семей с демократической моделью родительской власти;
- либеральное воспитание (эмоциональная поддержка при отсутствии жесткого контроля) и авторитарное воспитание (отсутствие поддержки при высоком уровне контроля) в равной степени способствуют формированию у подростков ценностей, отличных от родительских;
- в последнее время все большее внимание в анализе закономерностей формирования социального поведения уделяется условиям, в которых оно проявляется, например характеру сопровождающего родительского дискурса. Отмечается также важность последнего в ситуации интернализации ребенком социальных норм: так, «субъективные» объяснения взрослым причин тех или иных своих предписаний оказываются более эффективными, чем «объективные», облегчая процесс рационализации.
Анализ детско-родительских отношений (в частности, отношений родителей с подростками) с точки зрения их конфликтности показывает, что:
- уровень конфликтности в детско-родительских отношениях в целом выше в семьях с авторитарным стилем воспитания;
- основные темы подростково-родительских конфликтов центрируются вокруг бытовых вопросов (одежды, прически, режима дня, помощи по дому), привычек, школьной успеваемости и общения со сверстниками, не затрагивая более глубокий, ценностный уровень;
- объективными факторами конфликтов этого возраста являются пол подростка и родителя: девочки чаще, чем мальчики, жалуются на трудности взаимопонимания в семье; и мальчики, и девочки чаще отмечают конфликты с отцом, нежели с матерью.
Но как бы ни варьировали ракурсы исследования социализационной функции семьи, общий вывод состоит в том, что ее роль в развитии ребенка является решающей. Как бы ни различались теоретико-методологические основания исследователей, они едины в одном: для развития дети нуждаются в безопасной, эмоционально-поддерживающей и предсказуемой социальной среде, предоставляющей им возможности для проявления собственной активности. Естественной такой средой является семья.
Но проходит время, и в процесс социализации включаются образовательные институты.
Образовательные институты. Институты социализации также включают в себя систему образования. В этом своем качестве она обладает рядом специфических особенностей.
Во-первых, отчетливо выраженным целенаправленным характером: для любой исторической формы образования характерна четкая экспликация своих целей, причем при всех возможных нюансах основная задача образовательной системы как социального института – воспроизводство существующей общественной системы, и в этом смысле образование неминуемо консервативно.
Во-вторых, для любой системы образования характерна ориентация на идеальную модель: и учебное и воспитательное воздействие предполагает наличие некоторого идеального образца (выражаемого в сумме умений и знаний или/и в качествах личности), который необходимо получить «на выходе».
В-третьих, любой образовательный институт подразумевает наличие операциональных критериев оценки своей деятельности через степень соответствия того, что получилось «на выходе», заявленному идеальному образцу.
В-четвертых, институты образования предполагают временную фиксацию сроков воздействия и наличие штата профессиональных социализаторов, отношения ребенка с которыми существенно отличаются от характера межличностных отношений в семейном институте социализации.
Особенности системы образования как института социализации могут быть раскрыты через систему взаимодействия ребенка и профессионального социализатора.
Так, разделяя процессы первичной (семейной) и вторичной (институциональной) социализации, некоторые исследователи видят их принципиальное различие в степени эмоциональной идентификации ребенка со значимыми Другими: грубо говоря, необходимо любить свою мать, но не учителя. В семье ребенок интернализует мир своих родителей именно как мир, как неизбежную и не подвергающуюся сомнениям реальность, вне определенного социального контекста. Задачей же вторичной социализации является усвоение именно социального контекста, и некоторые из кризисов бывают вызваны осознанием того, что мир родителей не единственный из существующих. Именно потому, что учитель есть, по сути, репрезентация специфических институциональных значений, ему и не нужно быть значимым. Другим в абсолютном смысле этого слова: при вторичной социализации роли характеризуются гораздо большей степенью формальности и анонимности, очевидно подразумевающей значительно меньшую эмоциональность межличностного взаимодействия. Именно эта особенность вторичной социализации оказывает, согласно П. Бергеру и Т. Лукману, определяющее влияние на личность ребенка, а именно – на развитие его самосознания. В силу формального и анонимного характера отношений содержание, которое усваивается в процессе вторичной социализации, наделяется качеством гораздо меньшей субъективной неизбежности. Иными словами, волей-неволей ребенок живет в мире, определяемом его родителями, но он может с радостью покинуть мир математики, как только выйдет из класса. Именно это умножение интернализуемых миров, различных по степени субъективной значимости, создает возможность дифференциации «Я-концепции»: выделение целостной и частных самооценок, общеэкзистенциальных и специфически-ролевых представлений о себе связывается с началом вхождения ребенка в систему образовательных институтов.
На сегодняшний день изучение школы как института социализации весьма насыщено эмпирическими исследованиями. Например, в том, что касается особенностей личности учителя и их влияния на образовательный процесс, показано следующее:
- особенности «Я-концепции» учителя связаны с выбором им того или иного стиля преподавания: чем более позитивной является «Я-концепция», тем выше поведенческая гибкость учителя в процессе преподавания;
- особенности персональной идентичности учителя специфизируют особенности его обратной связи во взаимодействии с учащимися;
- позитивность/негативность «Я-концепции» учителя взаимосвязана с самооценкой учащихся: благодаря большей эмоциональной поддержке, получаемой от учителя с позитивной «Я-концепцией», представления школьников о самих себе приобретают более реалистичный характер.
Отдельный исследовательский сюжет составляет изучение влияния различных типов взаимодействия, характерных для школьного обучения, на личность ребенка. В целом, как известно, выделяют два основных типа взаимодействия: характерный для предметно-ориентированного преподавания и свойственный личностно ориентированной педагогике. Интересно, что сравнительный анализ их эффективности не дает однозначных результатов. Так, было показано, что гипотезы о различиях в самооценке, в структуре «Я-концепции» и в учебных достижениях учащихся «традиционных» и «неформальных» школ не подтверждаются, единственным исключением является характер отношения детей к школе: более позитивный во втором случае. Кроме того, для детей с повышенной тревожностью «неформальный» стиль преподавания выступает дополнительным стрессогенным фактором. Наибольшее же значение имеет рассогласование педагогических установок конкретного учителя и организационной структуры школы в целом: максимально негативное воздействие на самооценку большей части учащихся оказывает ситуация «традиционного» преподавания в «неформальной» школе.
Основная линия критики в адрес современных образовательных институтов заключается в подчеркивании все увеличивающегося разрыва между ними и жизнью общества, что ставит под сомнение адекватное выполнение ими социализирующей функции. Конкретные основания для таких сомнений различные исследователи видят по-разному, отмечая, в частности, что современное образование утратило свою ценностно-ориентирующую функцию в силу доминирования в нем технократического мышления, разобщенности с другими социальными институтами, чрезмерного «огосударствливания» и централизации.
Средства массовой информации. Институты социализации наряду с семьей и системой образования включают себя средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение, Интернет.
С одной стороны, это связано с глобальными макросоциальными изменениями. Мир рубежа веков и начала XXI в. все чаще определяют как информационное общество, т. е. как такую социально-экономическую и социокультурную реальность, в которой информация становится самостоятельным экономическим и социальным ресурсом, определяя как процессы материального и духовного производства, так и социальную стратификацию.
С другой стороны, усиление роли информационных агентов влияния определяется их специфическими особенностями, которые оказываются максимально востребованы человеком современной эпохи. Ускорение темпов общественного развития, возрастание числа неопределенных социальных ситуаций и отсутствие жестких оснований для социальной идентификации постоянно ставят перед человеком задачу ориентировки в усложняющемся социальном мире, а СМИ, в силу интерпретативного характера передаваемых ими сведений, позволяют решить эту задачу максимально «удобным» способом. Как отмечает Г.М.Андреева, подаваемая ими информация уже прошла через отбор, классификацию, категоризацию фактов и явлений общественной жизни. Человек получает в итоге интерпретацию информации, как бы ни подчеркивался ее объективный характер.
СМИ также предоставляют современному человеку больший простор поиска оснований для социальной идентификации. Сегодня дело даже не только в том, что информация, передаваемая через СМИ, расширяет перед индивидом возможности выбора группы принадлежности. Значительно большая интерактивность современных информационных потоков (прежде всего телевизионных и электронных) определяет и большие возможности непосредственного активного участия человека в этом процессе, возможности конструирования своей социальной идентичности.
Другая отмечаемая характерная особенность современных СМИ – их экспрессивность – также способствует общей задаче социальной ориентировки человека: готовые образы, в большинстве своем визуальные, буквально «впечатываются» в его сознание, формируя определенные идеальные модели социальной самокатегоризации.
Возрастающая роль СМИ в процессе социализации, в частности на ее подростково-юношеском этапе, неоднократно отмечается как зарубежными, так и отечественными исследователями. В большинстве случаев эта констатация опирается на данные о возрастании количества часов потребления продукции СМИ в общей структуре досугового времени подростка (в основном речь идет о телевидении). В начале 90-х годов XX в. американский школьник смотрел телевизор в среднем 6,5 ч в день, ненамного отставал от него западноевропейский сверстник – около 5 ч в день, а их российские ровесники проводили у экрана в среднем до 3 ч в день, причем с того времени доля «телеманов» в отечественной подростковой выборке значительно возросла.
Однако дело не только в том, что для большой части детей каналы «активного» и самостоятельного освоения культуры вытесняются «пассивными» и интерпретативными. Как убедительно доказывает В. С. Собкин на материале социологических исследований школьников младших классов, определенные типы телевизионных передач «встраиваются» в традиционные, культурно отнормированные воспитательные ритуалы (например, «Спокойной ночи, малыши!» вместо родительской сказки на ночь) и не только «обслуживают» их, но и вытесняют. В результате детско-родительские отношения опосредуются телевизором («детские» передачи ребенок смотрит, как правило, один, а «взрослые» – рядом с родителями), все больше «пристраиваясь» к взрослой структуре ТВ-потребления.
Об увеличении роли современных СМИ в процессе социализации подрастающего поколения свидетельствуют также данные об изменившейся референтности различных источников информации: так, по сравнению с традиционными источниками информации (родителями, друзьями, учителями) значение СМИ (прежде всего телевизионных и электронных) постоянно растет.
Наконец, социализационное влияние СМИ определяется тем, что они во многом задают содержательное пространство, в котором разворачивается социализация современного подростка: этические нормы и поведенческие модели, транслируемые СМИ, присваиваются подростком, формируя его ценностные ориентации и нередко реальное поведение. Особенно ярко это можно видеть на примере формирования политических предпочтений, а также агрессивного и полоролевого поведения. По поводу направленности данного влияния в равной степени распространены две точки зрения: с одной стороны, демонстрация подобного содержания способствует формированию аналогичных моделей поведения в реальности, а с другой – является способом их катарсического отреагирования.
Анализируя роль информационного влияния на личность в ходе социализации, мы практически лишь обозначили возможные модификации данной проблемы в результате бурного развития новых информационных технологий. Между тем очевидно, что все большее их проникновение (особенно в виде электронных СМИ) в обыденную социальную практику задает как новые социокультурные и психологические реалии, так и соответственно возможные направления их исследования.
Группы социализации – 📙 Социология
- Социализация и её агенты
- Институты социализации личности
У человеческой личности различают два начала: социальное и биологическое. Биологическое дается при рождении, а социальное воспитывается в обществе, когда личность развивается, изучает нормы, правила, ценности во взаимодействии с окружающими людьми. Этот весь процесс называется социализацией личности.
Социализацией является такой процесс, в котором человек осваивает нормы поведения, ценности, что в последующей его жизни дадут ему базу для успешной деятельности в социуме.
Исследователи считают, что процесс социализации является двусторонним: одна сторона проявляется в передаче обществом индивиду определенного опыта и знаний, а вторая сторона состоит в том, что индивид усваивает этот опыт, изменяет его согласно своим потребностям, а после передает окружающим и следующим поколениям.
Замечание 1
Выделяют два этапа социализации. Первый называется первичной социализацией, а второй – вторичной. На первом этапе индивид овладевает новыми нормами и ценностями, которые соответствуют его возрастной категории. Это период детства. Второй период характерен тем, что новыми нормами и ценностями овладевает взрослый человек.
При социализации различают группы и агентов социализации, а также институты, формирующие, направляющие, стимулирующие и ограничивающие формирование личности в имеющихся условиях.
К группам социализации относятся социальные институты, так как находясь в них человек овладевает и обменивается опытом и знаниями, и передает их дальше.
Агентами социализации есть определенные люди. Например, мать, отец, учителя, коллеги, друзья и прочие. Институтами социализации являются учреждения, что влияют на процесс социализации и направляют его в нужное русло с целью полезности для индивида и его окружения.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Агенты социализации классифицируются согласно видам социализации. То есть, агенты первичной социализации – это родители и близкие родственники. Также к ним относятся друзья, воспитатели, участники различных кружков и других организаций, которые посещает ребенок. Все эти люди имеют определенное влияние на становление личности и индивида.
Агентами вторичной социализации являются учителя, преподаватели, а также участники других учреждений, с которыми контактирует индивид. Стоит отметить влияние религии на жизнедеятельность человека, так как знакомство с ней в раннем детстве зависит от семьи, а во время второго этапа социализации человек уже сам определяет, какое мировоззрение и вероисповедание он принимает.
Институтом социализации является сфера, где человек реализуется и удовлетворяет свои основные потребности. В наши дни понятие “институт” в большей степени применяется относительно к учреждению образования.
Замечание 2
Институтами социализации являются семья, школа, группа сверстников, различные кружки, секции и прочее. Эти институты являются институтами первичной социализации. К институтам вторичной социализации относятся государство, органы власти, университеты, церковь и прочее.
Основной особенностью институтов социализации является то, что они предоставляют индивиду возможности всесторонне развиваться, позволяют применить к себе различные социальные роли и вследствие определиться с тем, что ему больше всего подходит. Находясь в определённых социальных институтах или группах индивид общается с другими индивидами, обменивается с ними опытом и знаниями, а также в дальнейшем передает их в общество.
В каждой из групп индивид преодолевает несколько стадий социализации:
- стадия адаптации. Человек привыкает к членам группы и к существующим условиям, сравнивает свои ценности с ценностями данной группы;
- стадия идентификации, то есть желание выделиться среди остальных;
- стадия интеграции. Возможно два варианта развития событий: благополучная интеграция либо неблагополучная. В случае неблагополучной интеграции человеку приходится изменять сферу деятельности.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Необходимо отметить еще несколько важных стадий социализации. Одной из них является трудовая стадия, для которой характерно желание человека воспроизводить свой социальный опыт, активно действовать в окружающем мире и применять накопленные знания. Послетрудовая стадия характерна для людей, которые переходят в пожилой возраст. В этой стадии люди передают социальный опыт и ценности следующим поколениям. В основном, человек ощущает серьёзную ответственность за свои деяния и он всегда готов передать свой опыт, а также показать полезные навыки как своим детям, так и другим подрастающим поколениям.
Таким образом, группы и институты, принимающие участие в социализации индивида, играют очень важную роль в становлении его личности. Они влияют на мировоззрение индивида, демонстрируют ему нормы и ценности.
Отличие первичных и вторичных групп социализации состоит в том, что большая ответственность лежит на первичных группах, так как они отвечают за первоначальное формирование личности. Функцией вторичных групп является продолжение воспитания личности, развитие более взрослого индивида, вступающего в осознанную жизнь.
Контрольная работа: Социализация личности – Studrb.ru
Тема: Социализация личности
Раздел: Бесплатные рефераты по психологии и педагогике
Тип: Контрольная работа | Размер: 31.28K | Скачано: 35 | Добавлен 02.04.15 в 17:58 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Тула 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1.Понятие социализации личности и её формы 4
2. Стадии социализации, её институты и механизмы 8
3. Тестовое задание 11
Заключение 13
Список литературы 14
ВВЕДЕНИЕ.
В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.
1. Понятие социализации личности и ее формы.
Социализация – это процесс становления и развития личности, состоящей в освоении индивидом в течение всей его жизни социальных и иных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющих индивиду функционировать в данном обществе. Она включает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и поведения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества. Социализация представляет собой двухсторонний процесс, состоящий, с одной стороны, в передаче обществом социально-исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой – в их усвоении индивидом, интериоризации (переход внешних по своей форме процессов общественной жизни во внутренние процессы сознания). Социализацию можно назвать становлением социального Я.
Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей.
Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976):
Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года). На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.
Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».
Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.
Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.
Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении.
Стадия юности (от 21 до 25 лет). На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.
Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью.
Стадия старости (старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.
Тем самым признаётся упорядоченность, закономерность в развитии человеческой психики, наличие в процессе ее становления ряда последовательных этапов и, следовательно, возможность целенаправленного воздействия на нее, управления ею. Эту точку зрения разделяет большинство современных психологов.
Процесс социализации включает в себя две основные формы взаимодействия личности и среды:
- пассивную форму потребления уже накопленного до ее проявления социального опыта, который обеспечивает вхождение личности в жизнь, в систему сложившихся социальных связей; это репродуктивная по своему характеру деятельность:
- активную форму, проявляющуюся в создании или разрушении существующих социальных связей путем активной, творческой, креативной деятельности.
Можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:
- биологическая наследственность;
- физическое окружение;
- культура, социальное окружение;
- групповой опыт;
- индивидуальный опыт.
2. Стадии социализации, ее институты и механизмы.
Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых “специализируется” на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:
дотрудовая стадия, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;
послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.
Общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.
На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка “образа Я”. Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.
Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Она обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему.
Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. Трудовой коллектив рассматривается как социальный (общественный) результат духовного единения людей на основе их общего трудового мировоззрения, мироощущения, мировосприятия и миропонимания. Трудовой коллектив выступает универсальным основанием в процессе самоопределения личности, которая в процессе собственной вовлеченности в трудовую коллективистскую социальность решает главный для себя вопрос – о смысле собственной жизни. Социально корректное и экономически эффективное решение этого вопроса возможно только в условиях трудового коллективизма.
На послетрудовой стадии социализации главными институтами являются различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры. Это взаимодействие людней связанных общими интересами, общение, культурные мероприятия. Цель объединения – помощь пенсионерам в разрешении их жизненных проблем, к примеру, в оплате жилья, в получении надбавок по инвалидности, в уходе на дому за теми, кто сам себе помочь не в состоянии.
На каждом этапе становления личности роль различных социальных институтов неодинакова. В этом процессе, прежде всего, участвуют организации макроуровня, т.е. высшего уровня: государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, система образования. Но велика роль в социализации и организаций микроуровня, таких как семья, трудовой коллектив, спортивные организации и др.
На всех этапах и уровнях на процесс становления личности действуют сходные механизмы (методы) влияния, воздействия на психологию человека. Главными из них являются два способа влияния.
1. Механизм идентификации, т.е. осознание, определение личностью своей связи, своей принадлежности к определенной социальной группе: половой, возрастной, профессиональной, этнической, конфессиональной. Этот механизм функционирует под влиянием совокупности социальных воздействий, импульсов, идущих от социальной среды и обеспечивающих тождественность, одинаковость психики и поведения людей, относящихся к одной социальной группе.
3. Механизм самопознания это темперамент, характер, способности, волевые качества, эмоции; мотивации. Эти компоненты, интегрируясь в психическую структуру личности, выражают индивидуальность и определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения в различных ситуациях. Взаимосвязанные компоненты личности существуют на базе индивидуальных физических особенностей организма.
3. Тестовое задание.
Структура направленности личности включает:
а) идеалы;
б) интересы;
в) потребности;
г) навыки.
Выберите правильный вариант ответа.
Обоснуйте свой выбор.
Ответ: а, б.
Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.
Направленность личности включают следующие структурные элементы:
1. Влечение – это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознаваемую или недостаточно осознаваемую потребность. Под действием эмоций нет четко поставленной цели.
2. Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Данная форма направленности характеризуется осознаванием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.
3. Стремление – возникает, когда в структуру желания включается волевой компонент.
4. Интересы – это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности.
5. Склонность – характеризует направленность индивида на определенную деятельность, основой является интерес к тому или иному виду деятельности.
6. Идеал – конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, на что ориентируется. Идеал может выступать как одна из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека.
7. Мировоззрение – это система взглядов человека об окружающих людях, обществе в целом и внешнем мире.
8. Убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами.
Направленность объединяет в себе всю систему отношений личности к самому себе, другим людям, внешнему миру, но это система отношений не остается замкнутой внутри самой личности, а постоянно взаимодействует с системой отношений других личностей в социальных группах и обществе в целом. Это взаимодействие формирует так называемую систему межличностных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения.
Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит, как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность.
Список литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник, 2003.
2. Социализация личности в обществе [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socializaciya-lichnosti.html
3. Этапы и механизмы социализации [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/mehanizmy-socializacii.html
4.Структура направленности личности [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://studopedia.net/10_49037_struktura-napravlennosti-lichnosti.html
5.Социализация личности. Этапы социализации личности [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.edu-psycho.ru/socializaciya-lichnosti.html
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.
10. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ. Основы социологии и политологии: Шпаргалка
10. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ
В процессе социального взаимодействия индивид усваивает социальный опыт, определенную систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения. Они позволяют ему успешно устанавливать взаимосвязи между людьми и творчески преобразовывать социальную реальность. Эти процессы объединены общим названием социализации личности.
Социализация – двусторонний процесс формирования личности, включающий в себя и усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в систему социальных взаимодействий с другими людьми, и процесс активного воспроизводства социального опыта за счет активной социальной деятельности и видоизменения социального опыта. Первичная социализация охватывает период детства. В ней решающую роль выполняет семья, обеспечивающая вход индивида в социальные общности. Вторичная социализация охватывает весь жизненный путь человека и накладывается на результаты первичной социализации. Успех вторичной социализации обеспечивает способность индивида отождествлять себя с какой-либо социальной группой. Ресоциализация – процесс усвоения новых способов действия, установок, умений, правил вместо прежних. В этом процессе важно наличие новых ценностей, так как их отсутствие приводит к различным социальным и правовым нарушениям. Десоциализация – процесс, протекающий с момента прекращения трудовой деятельности и приобретения пенсионного статуса. Агенты социализации – социальные группы и социальная среда, которые оказывают значительное влияние на вхождение человека в общество. Ими являются все субъекты и группы, с которыми индивид тесно взаимодействует в определенный период своей жизни. В младенчестве главными агентами социализации являются родители. В период от трех до восьми лет агентами социализации кроме родителей становятся друзья, воспитатели и другие люди. В период от 13 до 19 лет начинает формироваться отношение к противоположному полу и как следствие изменяется роль агентов социализации, уменьшается роль родителей и усиливается влияние друзей. В период от 14 до 18 лет появляются новые агенты социализации —учебно-трудовой коллектив.
Институты социализации – социальные группы способствующие усвоению индивидом социальных норм и правил поведения. К ним относятся семья школа, трудовой коллектив, культура. Семья – первичная группа, характеризующаяся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. В ней осуществляется опыт сопереживания и взаимного отождествления. Школа – институт социализации, осуществляющий передачу знаний, умений и навыков за пределы первоначального контакта родителей и детей. Агентами социализации выступают учителя, силами которых проводится обучение учеников. В системе обучения заложены единые для всех ценности и нормы поведения, необходимые для самостоятельной и творческой жизнедеятельности личности в обществе. Трудовой коллектив – институт социализации, который специализирует и делает профессиональной социализацию личности. Культура – институт социализации, который способствует творческому развитию личности и является продуктом ее деятельности в виде норм, ценностей, правил и образцов поведения. Культура делает из индивида личность, обладающую собственным, неповторимым «Я».
5.3 Агенты социализации – Введение в социологию 2e
Девочки и кино
Рис. 5.7 Некоторых людей беспокоит то, как девочки сегодня социализируются в «культуре принцесс». (Фото любезно предоставлено Йоргеном Холандом / flickr)
Pixar – один из крупнейших производителей детских фильмов в мире, который выпустил крупные кассовые сборы, такие как Toy Story , Cars , The Incredibles и Вверх .То, что Pixar никогда раньше не снимало, так это фильма с главной женской ролью. Ситуация изменилась с выходом новейшего фильма Pixar Brave , который был выпущен в 2012 году. До Brave женщины в Pixar играли роль второстепенных персонажей и занимались любовью. Например, в Up единственный женский персонаж умирает в течение первых десяти минут фильма. Для миллионов девушек, которые смотрят фильмы Pixar, есть несколько сильных персонажей или ролей, которые могут им понравиться. Если они не видят возможных версий самих себя, они могут начать рассматривать женщин как второстепенных по отношению к жизни мужчин.
В мультипликационных фильмах Disney, материнской компании Pixar, много главных женских ролей. Дисней хорошо известен фильмами с женскими персонажами, такими как Белоснежка , Золушка , Русалочка и Мулан . Во многих фильмах Диснея в главной роли изображена женщина, а она почти всегда фигура принцессы. Если она изначально не принцесса, она обычно заканчивает фильм, выйдя замуж за принца или, в случае Мулан, за военного генерала. Хотя не все «принцессы» в фильмах Диснея играют пассивную роль в своей жизни, они, как правило, нуждаются в помощи мужчины, и счастливый конец, к которому они все стремятся, включает брак.
Наряду с преобладанием принцесс, многие родители выражают озабоченность по поводу культуры принцесс, созданной Диснеем. Пегги Оренштейн обращается к этой проблеме в своей популярной книге Cinderella Ate My Daughter . Оренштейн задается вопросом, почему каждая маленькая девочка должна быть «принцессой» и почему розовый цвет стал всепоглощающей навязчивой идеей для многих молодых девушек. Другая мать задавалась вопросом, что она сделала не так, когда ее трехлетняя дочь отказалась делать «непринципиальные» вещи, включая бег и прыжки.Влияние этой культуры принцесс может иметь негативные последствия для девочек на протяжении всей жизни. Ранний упор на красоту и сексуальность может привести к расстройствам пищевого поведения, заниженной самооценке и рискованному сексуальному поведению среди девочек старшего возраста.
Чего нам следует ожидать от нового фильма Pixar, первого с женским персонажем? Хотя в Brave главная героиня, она все еще принцесса. Предложит ли этот фильм какой-нибудь новый образец для подражания молодым девушкам? (О’Коннор 2011; Барнс 2010; Роуз 2011).
3 этапа организационной социализации
Организационная социализация – это процесс, с помощью которого люди узнают и приспосабливаются к знаниям, навыкам, отношениям, ожиданиям и поведению, необходимым для новой или меняющейся роли в организации.
Организационная социализация фокусируется на членстве в организации.
Социализация – это термин, используемый социологами, социальными психологами, антропологами, политологами и педагогами для обозначения продолжающегося всю жизнь процесса наследования и распространения норм, обычаев, ценностей и идеологий, дающего человеку навыки и привычки, необходимые для участия в их собственном обществе.
Таким образом, социализация – это «средство достижения социальной и культурной преемственности. Социализация описывает процесс, который может привести к желаемым результатам – иногда называемый «моральным» – в отношении общества, в котором он происходит.
Индивидуальные взгляды на определенные вопросы, например, расы или экономики, находятся под влиянием консенсуса общества и обычно имеют тенденцию к тому, что общество считает приемлемым или «нормальным».
Многие социально-политические теории постулируют, что социализация обеспечивает лишь частичное объяснение человеческих убеждений и поведения, утверждая, что агенты не являются чистыми листами, предопределенными их средой; научные исследования доказывают, что люди формируются как социальными влияниями, так и генами.
Генетические исследования показали, что окружающая среда человека взаимодействует с его или ее генотипом, чтобы влиять на поведенческие результаты. Социализацию можно концептуализировать как процесс, состоящий из 3 этапов.
3 этапа организационной социализации
3 этапа / этапа процесса социализации в организации;
- Этап до прибытия.
- Встреча.
- Метаморфоза.
Стадия перед прибытием
Процесс социализации состоит из трех стадий, которые происходят последовательно.Он начинается с этапа до прибытия, который состоит из всего, что потенциальный член организации узнал об организации до присоединения.
Частью этапа, предшествующего прибытию, является процесс отбора, который используется компанией по найму для найма людей, которые могут адекватно выполнять свою работу, а также для отбора людей, которые хорошо впишутся в культуру компании. Процесс отбора предоставляет организации информацию о кандидате, но также дает соискателю информацию об организации.
Кандидатам, обнаружившим, что их личные ценности не соответствуют основным ценностям будущей компании, следует на данном этапе дисквалифицировать себя из процесса отбора.
Подробнее: Культура: определение, функции, характеристики, элементы культуры
Стадия встречи
После того, как кандидат принимает предложение о работе, он вступает в стадию встречи.
На этом этапе ожидания нового сотрудника соответствуют реальности работы.Если реальность новой работы отличается от того, что ожидал новый сотрудник, используются методы социализации, чтобы ориентировать нового сотрудника на существующую культуру и помочь ему понять культуру своей новой организации.
Подробнее: Организационная культура: определение, характеристики, роли, типы
Некоторые из используемых методов социализации включают рассказы, ритуалы, материальные символы и язык.
Следующая диаграмма объясняет процесс социализации в организации:
Метаморфоза
Наконец, новый член должен решить любые проблемы, обнаруженные на стадии встречи.
Это может означать прохождение изменений – поэтому мы называем это стадией метаморфозы. Варианты, представленные на рисунке выше, являются альтернативами, призванными вызвать желаемую метаморфозу.
Обратите внимание, что чем больше руководство полагается на программы социализации, которые являются формальными, коллективными, фиксированными, последовательными и подчеркивают разделение активов, тем выше вероятность того, что различия и взгляды новичков будут устранены и заменены стандартизированным и предсказуемым поведением.
Тщательный отбор руководством опыта социализации новичков может – в крайнем случае – создать конформистов, которые не считают священной организационную практику.
Успешная метаморфоза должна иметь положительное влияние на продуктивность нового сотрудника и его приверженность организации, а также снизить его склонность к увольнению из организации.
Определение социализации в Медицинском словаре
социализация
[so ″ shal-ĭ-za´shun]
процесс, посредством которого общество интегрирует человека, и человек учится вести себя социально приемлемым образом.
упреждающая социализация изучение ожиданий от роли до помещения в новую ситуацию, где роль должна быть взята на себя.
Энциклопедия и словарь Миллера-Кина по медицине, сестринскому делу и смежным вопросам здравоохранения, седьмое издание. © 2003 Saunders, принадлежность Elsevier, Inc. Все права защищены.
социальная информация
(sōshăl-i-zā’shŭn),
1. Процесс обучения установкам и навыкам межличностного и взаимодействия, которые соответствуют ценностям общества.
2. В условиях групповой терапии – способ научиться эффективно участвовать в группе.
[Л. socius, партнер, компаньон]
Farlex Partner Medical Dictionary © Farlex 2012
so · cial · i · za · ation
(să’shăl-ī-zā’shŭn)
1. Процесс обучения отношениям а также навыки межличностного общения и взаимодействия, которые соответствуют ценностям общества.
2. В условиях групповой терапии – способ научиться эффективно участвовать в группе.
[Л. socius, партнер, компаньон]
Медицинский словарь для профессий здравоохранения и медсестер © Farlex 2012
Социализация
Процесс, посредством которого новые члены социальной группы интегрируются в группу.
Медицинская энциклопедия Гейла. Copyright 2008 The Gale Group, Inc. Все права защищены.
Обсуждение с пациентом социализации
В. Как лечить мою социофобию?
A. существует протокол лечения любых фобий. это требует времени и психолога. он состоит из изучения методов релаксации и выполнения всего небольшими шагами, пока вы не справитесь со своей фобией.
В. Социальная тревога Я обнаружил, что все больше и больше задаюсь вопросом о социальной тревоге.У моей партнерши возникла социальная тревога примерно в то же время, когда ей поставили диагноз биполярного расстройства. Мне интересно, многие ли из вас также страдают от соматического беспокойства, и если вы чувствуете, что это результат биполярного расстройства (возможно, личное знание о возможном поведении, связанном с болезнью), или это отдельный и не связанный симптом?
A. привет,
социальное тревожное расстройство лучше всего побеждено такими группами, как
the Toastmasters International или курс Дейла Карнеги.
Работа без наркотиков
Дэвид
Q.Я пьяница, а не алкоголик. Я пьяница, а не алкоголик. Во время учебы в колледже я пил немного алкоголя. Я иногда пью, но у меня появляются эти симптомы. Вчера вечером у меня был только ром с колой и бутылка сидра, а сегодня я снова заболел. То есть, я знаю, что у людей бывает похмелье, но похоже, что алкоголь сильно влияет на мою иммунную систему.
A. У всех разные системы – ВАШЕ тело что-то вам говорит? – может, вам больше не стоит пить? —- mrfoot56
Больше обсуждений о социализации
Этот контент предоставляется iMedix и является предметом iMedix Термины.Вопросы и ответы не одобряются и не рекомендуются и предоставляются пациентами, а не врачами.
Срок |
Определение
|
|
Срок |
Определение
|
|
Срок |
Определение
|
|
Срок |
Определение
|
|
Срок |
Определение
|
|
Срок |
Определение
|
|
Срок |
Определение
|
|
Срок |
Определение
|
|
Срок | Определение |
Что такое агенты социализации; семья, школа, группа, средства массовой информации – примечания к прочтению
Агенты социализации действительно способствуют политической социализации. Нет единого мнения о том, какой агент является наиболее важным. Влияние различных агентов варьируется в течение жизни человека. Эти агенты взаимодействуют, создавая сильный набор убеждений, когда они соглашаются, и замешательства, когда они не соглашаются.
Семья как агент Социализация
Тысячелетиями изучающие политику считали семью инкубатором политического человека. Они исходили из того, что семьи обеспечивают начальное и наиболее продолжительное политико-социальное образование, и поэтому они должны заботиться о семейных ценностях как о первом шаге к предпочитаемым политическим системам. За последние два столетия все больше и больше других влияний вступали в конкуренцию с семьей, знакомя детей с информацией, ценностями и идеями, отличными от тех, которые прививаются в семье.Во многих случаях это создает болезненное перекрестное давление, когда люди разрываются в разные стороны. В результате этого взаимного давления может возникнуть конфликт «поколений» из-за ценностей. Тем не менее семья чрезвычайно важна.
Наше первое политическое и политически значимое обучение происходит в семье. Большая часть этого обучения является неформальным, непреднамеренным и часто подсознательным. Изначально семьи обеспечивают ребенку все необходимое для выживания и роста – пищу, кров, привязанность и социальное взаимодействие.По этой причине семьи влияют на базовое развитие личности и имеют большое влияние на приобретение неполитических, но политически значимых ценностей. Основная ориентация личности ребенка, такая как способность к доверию и сотрудничеству, получает свое первоначальное развитие в семье. Политически значимые идеи и ценности, такие как надлежащее поведение или ориентация на власть, правила и послушание, также развиваются в семье. Определенные семейные характеристики. такие как иерархическая, авторитарная структура семьи, могут склонять людей к повиновению авторитетным фигурам и склонности к тирании тех, кого они считают неполноценными.
ШКОЛЫ Как агент социализации
Хотя в школе происходит много неформального и бессознательного обучения, школьный процесс политической социализации является гораздо более формальным, сознательным и преднамеренным, чем в семье. Школы – это сознательные социальные инструменты для передачи желаемых ценностей, информации и норм. С точки зрения помощи людям в приобретении необходимых политико-социальных инструментов, обеспечения преемственности между поколениями и предоставления форума для изменения ценностей школы являются одними из наиболее важных агентов социализации.Они усиливают других агентов, внося непосредственный вклад в социализацию. Во взрослой жизни уровень образования тесно связан с политическим участием. С точки зрения передачи политической информации и ценностей и развития политически значимых навыков школа имеет большее влияние, чем семья. Они могут помочь преодолеть некоторые студенческие различия, возникающие в результате семейных различий, путем приобщения детей к общей норме гражданского поведения. К моменту поступления в среднюю школу большинство детей в Европе и Северной Америке имеют довольно четкое представление о формальной институциональной структуре своих политических систем и о том, какие гражданские роли будут ожидать от них, став взрослыми.
Во многих частях мира школы стали полем битвы, поскольку языковые, культурные и религиозные группы стремятся контролировать и использовать их для сохранения своих особых ценностей или отдельной идентичности. Везде школы передают информацию и ценности. Чтобы укрепить или изменить эти ценности, родители и политические лидеры озабочены содержанием того, чему учат в школах, потому что это содержание будет важным фактором в определении того, как следующее поколение будет думать, чувствовать и действовать.
СОВМЕСТНЫЕ ГРУППЫ Как агент социализации
Группы сверстников – это группы людей со схожим статусом и часто схожими интересами. Они состоят из людей с близкими связями, людей, которые знают и восхищаются друг другом, таких как близкие друзья, коллеги, соседи. маленькие клубы. и неформальные партнеры. На неформальной основе дети и взрослые многому учатся у своих сверстников. Благодаря частому взаимодействию они узнают ценности и идеи других людей.Группы сверстников помогают людям развить чувство собственного достоинства и играют важную роль в определении нашей личности. Друзья обмениваются друг с другом идеями и информацией, помогая формировать их взгляды на внешний мир. Поскольку люди хотят нравиться им, и если контакт с группой является стабильным, люди часто изменяют свои ценности и поведение, чтобы соответствовать тем из людей, с которыми они взаимодействуют. Это особенно верно в подростковом возрасте, когда контакт с людьми того же возраста, вероятно, влияет на поведение больше, чем любой другой фактор.
СМИ как агент социализации
С тех пор, как изобретение книгопечатания открыло возможность передачи сообщений большому количеству людей, средства массовой информации стали оказывать все более важное влияние на политику и политическую социализацию. грамотный средний и рабочий классы подвергались влиянию извне их непосредственного окружения и помогли сделать массовое участие, а также манипулирование массами возможным.Примерно на рубеже этого века фильмы позволили представить сложные визуальные образы, а к началу 1920-х годов радио стало возможным одновременно передавать одно и то же сообщение миллионам. Сегодня телевидение дает возможность передавать сложные сообщения десяткам миллионов человек. В Соединенных Штатах дети начинают смотреть телевизор примерно в два года. В начальных классах дети смотрят телевизор в среднем от 15 до 25 часов в неделю, а в старших классах количество часов сокращается. К 18 годам средний американский ребенок будет проводить больше часов перед телевизором, чем в классе? Важный вопрос: какое влияние это оказывает?
Телевидение также фокусируется на более ярких аспектах политики, таких как национальные съезды, войны и конференции на высшем уровне, и скрывает повседневную деятельность регулирующих органов, местную политику, группы интересов, а также компромисс и достижение консенсуса, которые заставляют правительство возможный. Такой фокус может поощрять чувство быть только зрителем, и в то же время «учить» некоторые группы тому, что путь к мгновенному признанию лежит через действие, которое обеспечит им освещение в национальных новостях.Более того, телевидение может помочь создать новые политические требования, показывая альтернативы; изображение одних видов политико-социального поведения при игнорировании других; и сосредоточив внимание на нескольких очень заметных людях, таких как президенты и премьер-министры, за исключением большинства людей, участвующих в правительстве. Точное влияние телевидения неизвестно. Однако это меняет наш образ мира, и это делает его важным для изучающих политическую социализацию.
ТРАВМА И ИЗМЕНЕНИЯ »
Травмы и социально-политические экономические изменения во многих случаях нарушают жизнь людей, создавая разрыв между ценностями и институтами, которые воплощают и поддерживают их.Старые ценности больше не подходят для изменившихся ситуаций. Новые институты или новые практики, похоже, подрывают или дискредитируют давно устоявшиеся ценности. Война, депрессия, революция, иммиграция и серьезные изменения в правительстве влияют на мир и его образ людей. Каждый из них может вызвать изменение ценностей и институтов.
Они влияют на политическую социализацию, заставляя изменить устоявшиеся отношения или внося новое содержание в процесс политической социализации. Другие типы изменений менее очевидны.Несмотря на самые сложные процессы социализации, смена поколений обычна в активных, жизнеспособных обществах. Каждое поколение (а это может длиться всего пять лет в быстро меняющихся обществах) переживает новые события, которые обусловливают его восприятие действительности старых ценностей и институтов или того, следует ли менять институты, чтобы соответствовать доминирующим ценностям. Переживание экономических трудностей, особенно в довольно молодом возрасте, может навсегда изменить лояльность людей к партии, которая, по их мнению, устраняет эти трудности.Такой опыт также может привести к акценту на защите от нужды, возможно, к материализму, что последующее поколение, не знающее голода, осудит. Опыт войны может подтвердить веру одного поколения в его политические ценности, как во время Второй мировой войны. Это может поколебать убеждения другого поколения. как и во Вьетнаме, из-за несоответствия между «защитой» этих ценностей и целями войны.
Изучение родительской социализации и ее влияния на сознательность Исследовательский документ
Бегущий руководитель: РОДИТЕЛЬСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И САМООТЧЕТНОЕ ЗДОРОВЬЕ
Изучение родительской социализации и ее влияния на сознательность и физическое благополучие Бриана Вимс
Университет Иллинойса-Шампейн / Кампус Урбаны
Abstract
В ходе обширного исследования, проведенного Такахаши, Робертс и Хосино (2012), они обнаружили, что социализация родителей связана с более высокой сознательностью и более здоровым взрослым образом жизни в более позднем возрасте.Это исследование, основанное на выборке из США, было направлено на то, чтобы повторить выводы Такахаши др. О том, что сознательность опосредует связь между родительской социализацией и более здоровым образом жизни, с акцентом на общее состояние здоровья и подкатегории, входящие в его состав. Однако результаты этого исследования показали, что, несмотря на наличие значительной корреляции между сознательностью и здоровьем, сознательностью и социализацией, не было никакой связи между здоровьем и родительской социализацией ответственности.Таким образом, это исследование не смогло полностью повторить выводы Такахаши и др.
Изучение родительской социализации и ее влияния на сознательность и физическое благополучие Быть добросовестным – значит осознавать, что вы делаете и что вас окружает. Но что, если то, как вас воспитали родители, повлияло на вашу сознательность и даже сделало вас более здоровым взрослым. Когда родители учат своих детей тому, что, по их мнению, является обязанностью, например, всегда содержать свою комнату в чистоте или выносить мусор, они социализируют своего ребенка, чтобы у него сформировались привычки, которые они будут носить на протяжении всей жизни.Хорошо известное исследование, проведенное Такахаши, Робертсом и Хосино в 2012 году, доказало, что это действительно так. Такахаши и его коллеги попросили большую выборку японских участников пройти онлайн-опрос, в котором они были разделены на три группы по возрастной категории, а затем оценили, как они ответили на вопросы онлайн-опроса. Их исследование было сосредоточено на основных конструкциях сознательности, воспринимаемой родительской ответственности за социализацию, самозависимом здоровье и других переменных, таких как возраст и пол.Они обнаружили положительную корреляцию между сознательностью, воспринимаемой родительской социализацией ответственности и собственным здоровьем, даже после учета пола и социально-экономического статуса. Они также обнаружили, что сознательность опосредует связь между родительской ответственностью и здоровьем. Их результаты показали, что для всех трех возрастных групп усиление ответственности родителей за социализацию положительно связано с повышением сознательности и, как следствие, с улучшением физического здоровья.Целью этого исследования было провести репликацию на выборке жителей Среднего Запада, чтобы повысить обобщаемость выводов Такахаши, Робертса и Хосино и убедиться, что их исследование было достоверным. Кроме того, поскольку Takashi et al. провели свое исследование на японской выборке, это повторение служит для расширения внешней валидности их выводов на американскую выборку, где индивидуалистическая западная культура может оказывать влияние на взаимосвязь между социализацией и здоровьем.
Предыдущие исследования показали, что добросовестность имеет значительную положительную взаимосвязь с физическим здоровьем и даже заставляет людей вести более долгую жизнь (Bogg & Roberts, 2004; Hampson, Goldberg, Vogt & Dubanoski, 2006), что означает, что добросовестность играет большую роль. и более глубокая психологическая роль, чем люди думают.Другое исследование даже показало, что сознательность положительно предсказывает внутренний и внешний успех в карьере (Judge, Higgins, Thoresen, Barrick, 1999), доказывая, что сознательность влияет не только на наше физическое тело, но и на наш образ жизни и успех в карьере. Люди, которые кажутся более сознательными, не просто делают лучший выбор в отношении того, что они едят или заботятся о своем теле, но они также лучше осведомлены о выборе, который они делают в школе и на работе, что помогает им добиваться большего успеха на протяжении всей жизни.