Валеология: понятие и главные принципы
Вы хотите оставаться по-настоящему здоровым человеком? Для этого недостаточно не иметь вредных привычек, не курить сигареты, не принимать алкоголь. Даже если вы будете заниматься спортом и часто гулять, внешняя среда настолько негативно влияет на вас, что приводит к серьезным заболеваниям. Вы не сможете спрятаться от ее воздействия: повышенного радиационного фона, городского шума, смога, уберечься от стрессов. Что же вам делать?
Для того чтобы помочь найти ответ на этот вопрос, появилось новое учение валеология. Впервые это название применил профессор Израиль Ицкович Брехман. Он использовал латинское слово valeo, что переводится «быть здоровым». Советский ученый призвал к созданию такой науки, которая займется исследованиями в этой важной для человека области.
Немного о валеологии
Валеология — это наука, изучающая внутренние резервы человеческого организма, пути их увеличения. Она заботится о сохранении здоровья во вредных условиях. В этом ее отличие от медицины, которая занимается только лечением больных людей или, в лучшем случае, профилактикой заболеваний.
Молодое учение подверглось резкой критике со стороны академической науки и церковных служителей. А затем, когда его включили в качестве учебного предмета в систему образования, это вызвало сильный общественный резонанс и неприятие. Это было связано с рядом ошибок: не было единой концепции преподавания, опытных преподавателей.
В настоящее время учение набирает все большую популярность, хотя преподавание в качестве учебной дисциплины, к сожалению, остается до сих пор только на факультативной основе и лишь в некоторых учебных заведениях в нашей стране.
Четкой грани между валеологией и другими медицинскими науками нет. Более всего ее интересы взаимосвязаны с гигиеной, санологией и патологией. Так как она является довольно-таки молодой научной дисциплиной, ее структура находится еще в стадии формирования. Но все же можно выделить общую и специальную валеологию .
Общая валеология включает в себя цели, задачи, методы, историю создания. Специальная — это медицинская, педагогическая, профессиональная, семейная, социальная, экологическая валеология.
Отрасли валеологии
В валеологию пришли ученые из других наук, что привело к ее дифференциации, т.е. появлению новых направлений развития.
Медицинская валеология разрабатывает методы устранения болезни с помощью внутренних резервов, определяет, по каким критериям оценивать уровень здоровья. При этом обязательно учитывается возрастная категория и социальное положение пациента. Кроме того, выявляются факторы, которые могут спровоцировать возникновение болезни, разрабатываются соответствующие рекомендации. И, конечно же, основной фокус внимания направлен на профилактические меры.
Педагогическая валеология занимается воспитанием человека, у которого будет сформирована установка на здоровый образ жизни. Эта отрасль валеологии развивается быстрее других, так как общество нуждается в ней особенно остро. Потому что необходимо срочно принимать экстренные меры по устранению негативного влияния образовательной среды на здоровье детей. Сейчас для оздоровления населения планеты важно воспитывать культуру здорового образа жизни.
Семейная валеология наблюдает за состоянием всей семьи в целом и поведением каждого ее члена, а затем дает нужные рекомендации. Это направление имеет большое будущее, потому что роль семьи в воспитании верного и осознанного отношения к здоровью нельзя переоценить.
Задачей социальной валеологии является разобраться, как влияют на уровень здоровья взаимоотношения с другими людьми, с обществом, поведение отдельного человека в социуме.
Экологическая валеология изучает, каким образом на человека оказывают влияние природные факторы, катаклизмы, изменения климата. С одной стороны, она исследует влияние измененной среды, а с другой – разрабатывает рекомендации по оптимальному поведению людей в плохих экологических условиях.
Профессиональная валеология изучает, как влияют на здоровье работников производственные и профессиональные факторы. Используя тесты по профессиональной ориентации, учитывая индивидуальные свойства личности, она определяет трудовую деятельность, подходящую для конкретного человека, и, при необходимости реабилитации, соответствующие средства.
Действующие принципы валеологии
Основными принципами, на которых базируется учение, являются:
- Структурность, так как человек – открытая биосоциальная система, поэтому для его оздоровления нужен системный подход.
- Энергетический и информационный принципы, потому что человека нельзя рассматривать отдельно от биосферы Земли, он является ее частью.
- Принцип познаваемости, т.е. сведения, полученные в результате исследований, не прошедшие достаточную проверку временем, используются таким образом, чтобы не навредить.
- Детерминизм нацелен на выявление факторов устойчивости организма, распознавание и устранение всевозможных рисков.
- Принцип развития отслеживает, как меняется стратегия здорового образа жизни от полученных результатов, а также от меняющейся внешней среды.
- Изучение основных законов здоровья с помощью анализа исторического опыта прошлого человечества является принципом историзма.
- Принцип интегративности включает объединение опыта ученых всех стран и методов различных наук.
- Сохранение здоровья вопреки вредным внешним изменениям с помощью принципа гомеостаза – способности обеспечивать стабильность внутренней среды.
- Человек приспосабливается к внешним изменяющимся условиям за счет своих ресурсов – так действует принцип адаптивности. Но если резервных возможностей организма не хватит, это может сломать адаптационный механизм.
Насколько ценным для вас является здоровье? Безусловно, иметь хорошее здоровье – это действительно важно. Но вы задумывались о том, насколько это зависит от вас самих? Валеология — это наука, которая учит быть ответственными за свой образ жизни, принимать активное участие в сохранении и укреплении своего здоровья. И мы думаем, это научное направление имеет полное право на существование и развитие.
это наука о здоровье. Валеология как наука: ее цели и содержание
С давних времен человек понимал, что самое важное в жизни каждого разумного существа – здоровье. Без него не нужны будут ни богатства, ни почести, ни слава. Именно поэтому профессия врача – одна из самых древних, уважаемых и востребованных в истории человеческой цивилизации.
Науки о здоровье человека
Существует несколько наук о здоровье человека. Некоторые из них уже старые, другие, напротив, совсем молодые.
Относительно молодые науки о здоровье:
- гигиена;
- валеология;
- космическая медицина;
- сексология.
Сформировавшиеся издревле науки, так или иначе касающиеся здоровья:
- медицина;
- философия;
- социология;
- биология;
- психология;
- культурология.
Некоторые специалисты относят еще и педагогику к разделу таких наук. Таким образом, выходит, что валеология – это наука о главном человеческом вопросе, одна из целого комплекса, которая занимается проблемами здоровья человека, как физического, так и душевного.
Что такое валеология?
Так что же это за наука такая – валеология? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к этимологии названия. Термин образуется из двух составных частей латинского происхождения: “valeo” или “valere” – быть здоровым, и общеизвестного “logos” – учение, изучать.
Вот и получается, что валеология – это наука об искусстве быть здоровым, вести здоровый, правильный, активный образ жизни, приучаться к нему с самого детства.
Со стороны может показаться, что ничего сложного в себе эта наука не несет. Однако это не так. Ведь валеология рассматривает здоровье комплексно, целостно, включая все его стороны и аспекты и изучая со всех сторон и вариантов (психическое, социальное, душевное, моральное, физическое). Из-за глобальности понятия валеология оказывается связанной с целым комплексом других наук.
Предмет и объект изучения
Что изучает наука валеология? Главным предметом и объектом ее изучения являются:
- физические и генетические механизмы здоровья, заложенные в каждом организме;
- человек комплексно, включая все составляющие его компоненты, оказывающие влияние на состояние любого вида и типа здоровья.
Если говорить о валеологии как о предмете, то главным объектом ее изучения будут педагогические основы, направленные на формирование самостоятельного желания у детей и взрослых добиться здорового образа жизни.
То есть сделать так, чтобы каждый человек сам осознал важность своего состояния и стремился сохранять его нормальное положение и укреплять и поддерживать естественные иммунозащитные свойства организма без применения лекарственных средств. Грубо говоря, осуществлять профилактику заболеваний, осознанную и целенаправленную.
Цели этой науки
Есть определенная цель, которую преследует валеология как наука. Ее цели и содержание сводятся к следующему:
- Обучить людей здоровому образу жизни (ЗОЖ).
- Привить основы правил укрепления и восстановления здоровья организма без использования медицинских препаратов.
- Научить построению правильного графика жизни: питание, занятия спортом, отказ от вредных привычек, соблюдение элементарных правил гигиены, своевременное обращение за медицинской помощью.
Данные цели автоматически влекут за собой решение следующих задач валеологии.
Задачи валеологии
Валеология как наука о здоровье решает следующие поставленные задачи:
- исследование внутреннего потенциала здоровья каждого человека;
- оценка состояния здоровья по всем общепринятым медицинским показателям;
- стремление к формированию внутренней установки ЗОЖ для людей;
- укрепление здоровья и профилактика заболеваний через применение основ ЗОЖ.
Если науке удастся решить все перечисленные задачи, то человечество перейдет на совершенно новый уровень в плане сохранения здоровья. Сократится число заболеваний любого плана и характера, повысится общенародный уровень мозговой и физической активности, сократится число патологий при рождении потомства, меньше станет инвалидов и неизлечимых больных.
Методы валеологии
Валеология – это наука о здоровье, а значит, она пользуется определенным набором методов для исследований. Какие это методы?
- Методика исследования и оценки физического и психического состояния человека при помощи компьютерной диагностики.
- Методология педагогического наблюдения за испытуемыми в течение учебного процесса. Цель – в накоплении теоретической базы для более глубокого анализа и исследования.
- Эксперимент (чаще всего педагогический). Проводится вместе с испытуемыми для наглядного подтверждения того или иного постулата валеологии и доказательства важности ее значения.
- Социометодология. К этим методам относятся анкетирование, соцопросы и другие типы социальных взаимодействий с целью выявления среднестатистических показателей по разным вопросам здоровья человека и накопления теоретической базы для изучения и анализа.
- Математические методы. Они необходимы для обработки данных, полученных в предыдущем пункте.
- Комплексный анализ идей педагогики. Необходим для формирования выводов по вопросам, касающимся детей (их воспитания, обучения ЗОЖ и так далее).
Сочетание и комплексное применение всех методов исследования валеологии позволяет получать весьма неплохие результаты с положительной динамикой развития. Причем не только среди детей, но и среди взрослых. Так, например, это привело к тому, что XXI век ознаменовался “модой на здоровье”. То есть теперь вести ЗОЖ – это актуально, модно, молодежно и здорово. Глупо отрицать в этом целенаправленное многолетнее воздействие на детское сознание именно валеологии и смежных с ней наук.
Где и когда изучается валеология?
Изучается валеология в основном в курсе (школьном) либо как студенческая дисциплина. Ведь понятно, что основы ЗОЖ следует закладывать именно в этих возрастах. В школьном курсе этот предмет чаще всего проходит в форме полуигровых, полупознавательных уроков под названием “Здравствуй, наука валеология!”
При этом важно сделать так, чтобы занятия по валеологии носили не тяжелый вынужденный характер, а воспринимались как нечто легкое, увлекательное. Тогда дети будут с удовольствием впитывать все те знания, которые и хочет донести данная наука.
Для этого лучше выбирать нестандартные формы проведения уроков, а темы подбирать так, чтобы всегда была возможность практического исследования, небольшой лабораторной работы. Следует чаще устраивать викторины, загадки, соревнования, использовать информационно-коммуникативные технологии при проведении занятий.
Со студентами все немного проще и серьезней. Это практически взрослые люди, многие из которых, к сожалению, уже подвергались или подвергаются действию антагонистов валеологии: курению, употреблению алкоголя, наркомании, ежедневному потреблению фаст-фуда, гиподинамии и так далее.
Поэтому здесь необходим целый серьезный курс, включающий в себя ряд теоретических и практических занятий, который будет охватывать все вопросы валеологии целиком и покажет ее значимость.
Лучше всего играть на контрасте и давать представление о разнице между теми, кто ведет ЗОЖ, и между теми, кто от этого отказывается, описывать преимущества такого образа жизни. Валеология – наука о здоровье человека, поэтому и следует дать понять учащимся, насколько оно важно, это самое здоровье и его своевременное сохранение.
Межпредметные связи
Мы уже упоминали, что валеология – наука комплексная. Поэтому она органично сочетается со многими другими науками и разделами, изучающими человека и его здоровье. Рассмотрим взаимосвязь валеологии с другими науками.
- Физическая культура и спорт.
- Комплекс медико-биологических наук (генетика, саногенез, патология, биология, этология и др.).
- Комплекс эколого-географических наук (география, экология, геология и др.).
- Науки философии и социологии (эстетика, культурология, методология).
- Экономика.
- Комплекс психолого-педагогических наук (дидактика, воспитание, педагогика).
- История.
- Политология.
- Право.
Очевидно, что валеология – очень лабильное и обширное понятие, касающееся практически всех сторон жизни человека, которые хоть как-то затрагивают вопросы душевного, физического, психического и морального здоровья.
Роль данной науки в школе
Еще со школьной скамьи очень важно дать понять ребенку, насколько важно быть здоровым. Ведь у детей несколько иные ценности, и они начинают понимать всю значимость здоровья только после того, как чем-нибудь заболеют. Поэтому нужно стараться объяснить им, что валеология – наука о здоровье, о его сохранении, профилактике заболеваний и укреплении общего физического состояния людей.
Лучше всего дети поймут это, если ставить им в пример конкретные случаи жизни людей до того, как они задумались о ЗОЖ, и после того, как они стали активно его вести. Показать, каких наследственных заболеваний и человеческих трагедий можно избежать, если вовремя обратиться и прислушаться к своему организму.
Также важно научить детей самостоятельно составлять для себя грамотный и правильный с точки зрения ЗОЖ рацион питания, распорядок дня и не забывать уделять внимание физическим упражнениям.
При правильной организации подобных занятий валеология обязательно наложит верный отпечаток на сознание детей. А это, в свою очередь, повлечет за собой только положительную динамику в их дальнейшем образе жизни.
Обобщение
Итак, подведем итог. Валеология – это наука о ЗОЖ, о комплексных мерах, которые необходимо применять для сохранения собственного здоровья, его укрепления и профилактики заболеваний.
Это своего рода раздел медицинской науки, направленный на формирование сознания у людей относительно значимости собственного и общечеловеческого здоровья. Данная наука имеет свои задачи и цели, методы исследования, которые помогают ей добиваться положительных результатов.
Наука о здоровом образе жизни — валеология
Здоровье — одна из самых главных ценностей в жизни человека. Если у человека нет здоровья, будь то физическое здоровье или, что не менее важно, духовное здоровье, то говорить о высоком качестве жизни и гармонии не приходится. К сожалению, в нашем обществе принято задумываться о своём здоровье тогда, когда оно уже изрядно пошатнулось. Лишь тогда, когда тело или душевное состояние не позволяет человеку полноценно жить, проявляя те или иные проблемы, тогда человек начинает задумываться о том, что надо, видимо, что-то предпринимать. Однако гораздо легче заниматься профилактикой, чем лечением.
Поэтому лучше поддерживать своё здоровье с самого раннего детства (это, кстати, обязанность родителей — привить ребёнку здоровые привычки и здоровый образ жизни), чем в определённый момент, когда тело или психика уже не выдерживают того образа жизни, который ведёт человек, принимать какие-то радикальные меры.
Как же сохранить здоровье или восстановить его, если оно уже пошатнулось? Валеология — наука, которая непосредственно занимается вопросами здорового образа жизни, сохранения здоровья и его восстановления.
Наука о здоровом образе жизни
Название науки «валеология» происходит от латинского valeo — ‘быть здоровым’. Родоначальником валеологии принято считать доктора медицинских наук, профессора, члена Академии технологических наук РФ Брехмана Израиля Ицковича. Валеология охватывает не только вопросы сугубо физического здоровья, под которыми часто и понимают, собственно, состояние здоровья. Валеология подходит к вопросу здорового образа жизни комплексно: на физическом, духовном и нравственном уровнях.
Сегодня совершенно очевидно, что медицина ни как наука, ни как система здравоохранения не способна сделать человека здоровым. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, сама система построена так, что медицинская и фармацевтическая индустрии напрямую заинтересованы в том, чтобы человек был больным. Доход и успех врача зависит от того, насколько долго и насколько тяжело будет болеть его пациент. Следовательно, он не заинтересован в том, чтобы вылечить человека максимально быстро и сделать так, чтобы он больше не болел. Более того, врач кровно заинтересован в том, чтобы человек болел долго и желательно регулярно. От этого зависит и его личное благополучие, и процветание самой системы. Во-вторых, сам подход медицины к заболеваниям в корне неверен. Каждое заболевание рассматривается как отдельная дисфункция в целом здорового организма. Однако это противоречит элементарной логике.
Человеческий организм — это целостная структура, и если какой-то орган или система вышла из строя, это значит, что в целом организм функционирует неверно. И если у человека, к примеру, головные боли, то одной таблеткой здесь ничего не решить. Единственное, что даст таблетка, — она просто уберёт симптомы проблемы. Вот на это сегодня и ориентирована медицина: просто устранить симптомы, причём чаще всего в ущерб здоровью человека. Существует распространённое мнение, что головную боль нельзя терпеть, нужно обязательно пить таблетку. Кем и зачем в массы внедрена подобная концепция?
Вполне очевидно, что теми, кто заинтересован в сбыте разного рода медикаментов. В то время как среди врачей-натуропатов распространено мнение, что таблетка, которая снимает головную боль, на самом деле открывает кровотечение в желудке, кровяное давление при этом падает, и, как следствие, боль в голове проходит. И по такому или аналогичному принципу сегодня действуют большинство медикаментов — любой ценой устранить симптомы. Истинная же причина головных болей может быть в зашлакованности организма вследствие неправильного питания или вообще может лежать в области психосоматики.
В этом принципиальное отличие медицины и валеологии. Деятельность медицины направлена на то, чтобы держать человека в промежуточном состоянии между здоровьем и болезнью, то есть чтобы он не был слишком больным (тогда ведь не сможет ходить на работу, а пациент без денег никому не интересен), но и не слишком здоровым, ведь тогда он в принципе не будет пациентом. Валеология же направлена на то, чтобы устранить сами причины болезней: нездоровый образ жизни, неправильное питание, негативное мышление, безнравственное поведение.
Поскольку валеология действительно способна сделать человека здоровым — физически и духовно, — эта наука подвергается активной агрессивной критике со стороны официальной медицины. Основными претензиями в адрес валеологии являются утверждения о том, что эта наука оперирует «ненаучными» эзотерическими терминами. Однако то, что некоторые эзотерические понятия наука не может объяснить, это вовсе не повод их отрицать.
В современном мире есть множество явлений, которые наука просто не может объяснить, а то, что наука объяснить не может, она либо просто отрицает, либо навешивает на эти явления ярлыки вроде «самовнушение», «галлюцинация» и так далее. К примеру, йоги во время дыхательных практик могут задерживать дыхание более чем на 40 минут. Интересно, как это объясняется с точки зрения официальный медицины, которая утверждает, что без кислорода мозг умирает через 4–7 минут?. Это «самовнушение» или «галлюцинация»? Поэтому мнение «учёных» относительно валеологии вряд ли можно считать авторитетным.
Также стоит понимать, что критика валеологии — это реакция на её позитивную для общества деятельность. Большинство паразитических структур в нашем обществе, которые существуют и выстраивают бизнес за счёт страданий других людей, всегда будут препятствовать какой-либо созидательной деятельности, которая направлена на устранение этих страданий.
Поэтому валеология подвергается критике так же, как натуропатия, антивакцинаторское движение, вегетарианство, нетрадиционная медицина и так далее. Однако если посмотреть статистику, то мы увидим, что нетрадиционная медицина порой лечит заболевания, которые официальная медицина считает неизлечимыми. А то, что при переходе на вегетарианство «неизлечимые» болезни просто исчезают — это уже ни для кого не секрет.
Что же, собственно, представляет из себя валеология и какие аспекты содержит? Валеология рассматривает следующие факторы, влияющие на здоровье человека:
- Психолого-педагогические;
- Производственно-экономические;
- Философско-социологические;
- Физическую культуру;
- Эколого-географические;
- Медико-биологические;
- Историко-политологические.
Рассматривая в комплексе вопросы и проблемы достижения и сохранения состояния здоровья, валеология позволяет человеку гармонично развиваться на всех уровнях: тело, сознание и душа. Именно в этом и проявляется некоторая уникальность такой науки, как валеология. В отличие от медицины, которая рассматривает сугубо физические факторы заболеваний, или религии, которая рассматривает исключительно духовный и эзотерический аспекты жизни, валеология подходит к вопросу комплексно. Именно это делает валеологию достойным конкурентом и медицине, и религии, что и вызывает агрессивные выпады их представителей в адрес валеологии.
Задачи валеологии
Валеология как наука ставит перед собой следующие задачи:
- Изучение причин болезней и причин здоровья человека. Исследование факторов, влияющих на здоровье человека.
- Исследование состояния здоровья и его резервов.
- Формирование в обществе установок на здоровый образ жизни.
- Популяризация здорового образа жизни.
- Сохранение и восстановление здоровья методами физического и духовного самосовершенствования.
Таким образом, валеология — это не просто наука о здоровье, это наука о гармоничном образе жизни. Ведь, по сути, между понятиями «здоровый» и «гармоничный» можно поставить знак равенства, и валеология ставит перед собой цель в первую очередь воспитать адекватного человека, полноценного члена социума, который будет здоров физически и духовно и при этом будет придерживаться нравственного образа жизни, а также будет способен на какую-то общественно полезную деятельность.
Собрав в себе квинтэссенцию всех остальных наук: философии, биологии, генетики, медицины, физиологии, психологии, психосоматики и многих других, валеология стала совершенной наукой, которая содержит в себе разносторонние знания о гармоничной жизни и сохранении здоровья.
Компетентно о здоровье на iLive
Кто такой валеолог?
Врач, который занимается профилактикой заболеваний, укреплением человеческого здоровья, составлением плана правильного сбалансированного питания и формированием основ здорового образа жизни – вот кто такой валеолог.
Как наука, дисциплина или даже учение, валеология очень молода. Начало ее развития приписуют к концу 20 века. На латинском валеология обозначает нечто иное как – быть здоровым, а валеолог – человек, который помогает быть здоровым. То есть – это специалист, ученый, который ведет и пропагандирует учение о здоровом образе жизни и помогает раскрыть скрытый потенциал организма.
Валеолог изучает психическое здоровье, резервы физических возможностей организма, а также различные методы, способы и технологии, которые помогают сохранить и укрепить человеческое здоровье.
Валеолог решает такие проблемы человеческого здоровья, как:
- Способы оценки эффективности мероприятий по оздоровлению.
- Диагностика здоровья.
- Практические, философские и теоретические проблемы и вопросы, которые касаются человеческого здоровья.
- Здоровье и образ жизни, их взаимосвязь и возможности.
- Активность и ее влияние на человеческое здоровье, и организм в целом.
- Стратегии и методы развития человеческого здоровья.
- Зависимость здоровья от демографического состояния населения.
- Просвещение населения относительно проблем валеологии.
С уверенностью можно заявить, что валеолог – это врач, который знает психологию и детально разбирается в проблемах человеческого организма.
Когда следует обращаться к валеологу?
К валеологу стоит обращаться тогда, когда ваше самочувствие, то есть состояние организма начинает вас беспокоить, но нет явных признаков проявления какого-либо заболевания.
Обратите внимание, что некоторые заболевания, а особенно онкологические, на первых порах развития не проявляют себя. Они долгое время не дают о себе знать, но человек все равно чувствует определенное беспокойство и не находит этому причины. Если вам это знакомо, то стоит обратиться к валеологу.
Валеолог назначит курс реабилитации, то есть лечение организма. Но перед этим вам придется пройти настоящие исследования и сдать анализы, чтобы убедиться в том, что заболевания нет, а вся проблема только в вашем «больном» состоянии.
Если у вас наблюдаются следующие симптомы, то стоит обратиться к валеологу:
- Бессонница или беспокойный сон, кошмары.
- Нарушенный обмен веществ, замедленный метаболизм.
- Сезонная депрессия.
- Потеря сознания и беспричинные обмороки.
Валеолог – это компетентный специалист, который поможет справиться с заболеваниями, излечение которых подарит вам радость в жизни, придаст сил и уверенности. Так что, не брезгуйте обращаться за помощью к валеологу.
Валеология – это наука изучающая
Содержание статьи:
Здоровье человека – это весьма относительное понятие. И для того, чтобы обладать им в полной мере, мало правильно питаться и заниматься спортом. Это понимали еще ученые в 19 веке. Но только в начале прошлого столетия оформилось научное направление, получившее название «валеология».
Впервые определение «валеология» дал профессор Израиль Ицкович Брехман в 1980 году. Он активно ратовал за выделение нового направления в полноценную научную дисциплину, выбрав для названия латинское слово valeo, означающее в точном переводе «быть здоровым».
Суть вопроса: кратко
Здоровый образ жизни активно пропагандируется не только сегодня. Еще советские ученые заботились о том, чтобы граждане СССР были бодры и имели достаточно сил для строительства коммунизма. Поэтому наука о здоровье была остро необходима. И ее создание стало прорывом советской научной мысли.
На сегодняшний день валеология оформилась в 2 взаимосвязанных течения:
- межнаучное направление;
- учебная дисциплина.
Первое изучает резервы человеческого организма:
- физические;
- генетические;
- психологические.
При этом первостепенную важность имеет понимание состояния отдельных систем и организма в целом в процессе сохранения общей устойчивости под воздействием внешних и внутренних неблагоприятных факторов.
Рассматривая валеологию под призмой учебной дисциплины, нужно в первую очередь отметить, что в сферу ее интересов попадает комплекс знаний двух категорий:
- о здоровье;
- о здоровом образе жизни.
Говоря простыми словами, валеология обладает совокупностью мер и научных знаний, позволяющих ей заботиться о здоровье индивида. Поэтому ее объектами являются люди здоровые или находящиеся близко к тому, чтобы заболеть.
В этом, несмотря на множество схожих моментов, кроется самое главное отличие медицины от валеологии. Первая занимается лечением заболеваний, а вторая – профилактикой проблем со здоровьем.
Резюмируя сказанное выше, можно сказать, что валеология – это наука, изучающая комплексное здоровье во всех его проявлениях.
Несколько фактов из истории
Валеология является относительно молодой наукой. И несмотря на ее признание во всем мире, становление научного направления проходило довольно сложно.
Не каждый знает, что первопричиной создания науки о здоровье стала всеобщая диспансеризация 80-х годов прошлого века в СССР. Даже на первых этапах она показала, что до 80% граждан попадали под определение «больной». Такие результаты отразили острую необходимость в изменении подхода к концепции здоровья в советской медицине.
До 90-х годов валеология развивалась стремительными темпами:
- создание базы;
- издание учебных материалов для ВУЗов;
- введение в средних и высших учебных заведениях одноименной дисциплины;
- проведение конгрессов.
Но в конце 20 века молодая наука столкнулась с использованием ее основ разноплановыми нетрадиционными течениями, что подорвало доверие к валеологии и подвергло ее жесткой критике со стороны мировых ученых. Этому способствовали и следующие факторы:
- отсутствие единой концепции;
- малоэффективные методы преподавания;
- проблемы с опытными преподавателями.
На ближайшие десятилетия валеология была незаслуженно забыта. И лишь около 9 лет назад интерес к ней вновь проснулся. В настоящее время ее преподавание ведется пока в рамках факультативных программ.
Принципы
Новое учение базируется на совокупности связанных между собой принципах:
- системность;
- «не навреди»;
- единство человека и окружающего его пространства;
- развитие в динамике;
- использование опыта предыдущих поколений;
- адаптивность;
- обеспечение стабильности внутренней системы вне зависимости от внешних факторов.
Классификация
На заре развития валеологии в нее вошли ученые из разных научных течений, поэтому и грань между всеми смежными науками размыта. Можно сказать, что четкого разделения между дисциплинами не существует, но классификация учения о здоровье разработана. Что это значит?
В первую очередь валеология делится на 2 объемные группы:
- общая;
- специальная.
Общая изучает:
- историю становления науки;
- задачи;
- методы;
- цели.
Специализированная валеология тесно связана с другими видами наук.
Также применяют классификацию научной дисциплины по направлениям работы:
- медицинская;
- педагогическая;
- семейная;
- социальная;
- экологическая;
- профессиональная.
Каждый из перечисленных видов имеет свои особенности.
Медицинская отрасль изучает методы излечения с помощью использования имеющихся в организме резервов с учетом таких индивидуальных характеристик как:
- возраст;
- социальный статус;
- изначальный уровень здоровья.
Кроме того, медицинская валеология затрагивает:
- факторы возникновения болезней;
- разработку рекомендаций;
- комплекс профилактических мер.
Педагогическая валеология – крайне востребована. А потому развивается стремительными темпами. В сфере ее интересов находится воспитание здорового общества, для которого нормой станет культура здорового образа жизни.
Семейная категория занимается:
- изучением состояния здоровья отдельно взятой семьи;
- составлением рекомендаций для каждого ее члена.
Основным направлением социальной валеологии является работа по выявлению взаимосвязи между здоровьем индивида и его отношений с социумом.
Схоже с предыдущим видом и экологическое направление. Но его главная цель – определить, каким образом на здоровье человека влияют изменения, происходящие в окружающей среде.
Профессиональная валеология необходима для выяснения степени влияния на индивида следующих факторов:
- производственные;
- промышленные.
Здоровье – это бесценный дар. А валеология дает эффективные инструменты для его поддержания и сохранения в любых обстоятельствах.
Валеология — Википедия
Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека[1]. Причисляется некоторыми специалистами к «альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям»[2].
Термин «валеология» введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологических наук России Израилем Брехманом.
Вопрос построения общей теории здоровья концептуально и методологически связан с проблемой создания целостной теории человека, которая в настоящее время далека от решения.[1] Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине претензии валеологии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла.[1]
Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии ненаучных, религиозных и оккультных концепций, а также нетрадиционной медицины[1]. По этой причине валеология подвергалась критике как со стороны научного сообщества, так и со стороны Русской православной церкви. Попытки в таком виде ввести валеологию в систему российского образования вызвали широкую научную и общественную критику, в результате которой в 2001 году предмет «валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.
На 2011 год теоретические и практические проблемы валеологии продолжают изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Чехии. Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ.
История
С 1996 года Российский институт профилактической медицины начал проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология».
С 1996 года Южный федеральный университет (ЮФУ) издаёт научно-практический журнал «Валеология»[3]. В 2004—2017 годах журнал «Валеология» входил в список журналов ВАК[4] (ныне исключён)[5].
Министерство здравоохранения России утвердило должность «врач-валеолог». Министерства просвещения России, Белоруссии и Украины вводили в университетах и школах учебный предмет «валеология». Ряд ошибок (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие педагогической валеологии.
В конце 1990-х годов возросла популярность валеологии. Появилось множество литературы и учебников по валеологии. Учебные материалы по валеологии оказались наполнены такими далеко не научными понятиями, как «медитация», «инь и ян», практиками эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма. Это вызвало резкую критику со стороны академической науки и Русской православной церкви.
В результате в 2001 году Министерство образования России исключило предмет и специальность «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. В настоящее время преподавание предмета «Валеология» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений.
В Белоруссии последователями учения Порфирия Иванова на государственном уровне предпринимались попытки внедрить в систему образования преподавание программы «Валеология»[6].
Научно-образовательные организации
- Учебно-научно-исследовательский институт валеологии Южного Федерального университета открыт в 1998 году, директор — проф. Кураев Г. А., переименован в Учебно-научно-исследовательский институт биомедицинских информационных технологий в 2013 году.
- Кафедра физиологии человека и животных и валеологии КемГУ, заведующий — Э. М. Казин, д.б.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, член Международной академии наук высшей школы[7].
- Кафедра валеологии НГЛУ им. Н. А. Добролюбова (ранее — кафедра физического воспитания и спорта), заведующий — доцент А. И. Остапенко[8].
- Институт здоровья и экологии человека ЧГПУ, директор — д.п.н., профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, член ряда «общественных академий»: ПАНИ, МАНЭБ и МАНПО З. И. Тюмасева.
- Кафедра валеологии и безопасности жизнедеятельности человека Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, заведующий — Ефимова, Валентина Михайловна, доцент, к.б.н., руководитель лаборатории возрастной физиологии и валеологии биологического факультета, лауреат Премии АР Крым в области науки и техники.
- Кафедра валеологии МГТУ им. Н. Э. Баумана (факультет биомедицинских технологий)
- Кафедра валеологии и экологии. Южно-Уральский государственный университет. — заведующий — Исаев Александр Петрович, д.б.н., профессор
Критика
Со стороны науки
Канд. мед. наук, зав. лабораторией НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова РАМН А. Н. Мац[9] характеризует валеологию как одно из «альтернативных и маргинальных парамедицинских ретроградных течений» наряду с антивакцинаторством, натуропатией, целительством, «СПИД-диссидентством», «антропософской и холистической медициной» и др[10].
Старший научный сотрудник Института философии СО РАН Л. В. Фесенкова отмечает, что заявки на отношение к человеку как системному существу и претензии на интегральность валеологии остаются лишь декларацией, а валеология представляет собой «конгломерат из разнородных дисциплин, но ни в коем случае не синтез, поскольку науки, привлекаемые валеологией, остаются изолированными и никак не связаны между собой, оставаясь каждая со своим собственным понятийным аппаратом и своими различными теоретическими представлениями о человеке. <…> Валеология претендует на всеобъемлющий подход к человеку, не имея при этом ни собственного понятийного аппарата, не умея применять теоретические представления, выработанные в гуманитарных науках»[11].
В декабре 1999 года 140 ученых, общественных и религиозных деятелей подписали открытое письмо министру образования РФ, критикующее валеологию, в котором охарактеризовали валеологию как лженауку, представляющую собой «смесь обрывков астрологии, оккультизма, пропаганды секса, культа и даже фетишизации тела»[12]. В списке подписавших — академики и члены государственных научных академий: РАН, РАО, РАМН, включая президента Российской академии медицинских наук В. И. Покровского. Академик Эдуард Кругляков, председатель Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований также отрицает научный статус валеологии[13].
Валеология подвергается критике со стороны философов: определяя её как одно из ментальных течений современности, сотрудники Института философии РАН отмечают необоснованность мировоззренческих претензий валеологии и спорность её выводов[14].
Со стороны представителей Русской православной церкви
Представители Русской православной церкви классифицируют валеологию как некое новое философско-религиозное учение. Так, старший научный сотрудник кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина, председатель отдела катехизации и религиозного образования Рязанской митрополии кандидат физико-математических наук протоиерей Сергий Рыбаков, анализируя попавшие к нему в 1999 году пособия по валеологии, пришёл к следующему заключению:
- Валеология не является наукой, но претендует на выработку мировоззрения, то есть является религиозным учением.
- Валеологи стремятся оказать воздействие на широкие круги детской, школьной (подростковой) и молодёжной аудитории.
- Валеологи имеют целью разрушить сложившуюся систему образования и воспитания и, что особенно опасно, покушается на основы семьи.
- Валеология формирует культ тела и имеет резко выраженный акцент на вопросы половых отношений. Это приводит к развитию у детей эгоцентризма и эгоизма, нарушению адекватного восприятия окружающего мира, различным психическим и физическим отклонениям.
Иначе говоря, валеология разрушительна по сути, агрессивна по формам и методам своего распространения и антинаучна, что позволяет отнести её к религиозным сектантским учениям тоталитарного свойства[15].
Протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев не рассматривает валеологию как науку, считая её пропагандистско-коммерческим проектом[16].
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 Фесенкова Л. В., Шаталов А. Т. Мировоззренческий и научный статус валеологии (к проблеме построения общей теории здоровья) / Баксанский О. Е., Лисеев И. К. Философия здоровья.— М.: ИФ РАН, 2001.
- ↑ Мац А.Н. Врачам об антипрививочном движении и его вымыслах в СМИ // Педиатрическая фармакология. — 2009. — Т. 6, № 6. — С. 12—35. Архивировано 20 января 2012 года.
- ↑ Журнал «Валеология», ЮФУ.
- ↑ Перечень ведущих периодических изданий ВАК, редакция 22.10.2010. Архивировано 17 декабря 2012 года.
- ↑ Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук.
- ↑ Маскалевич Ю. А. Взаимодействие социальных институтов по преодолению влияния деструктивных сект на студенческую молодёжь // Актуальные проблемы социализации молодёжи в современном мире : мат-лы межд. студ. конф.-семинара (г. Минск, 12—13 марта 2010 г.) / Ин-т теологии им. свв. Мефодия и Кирилла; отв. ред. и сост. Г. Н. Петровский. — Минск: Зорны Верасок, 2010. — С. 256. — 360 с. — ISBN 978-985-6957-30-0.
- ↑ Биологический факультет Кемеровского государственного университета. Кафедра физиологии человека и животных и валеологии
- ↑ О кафедре
- ↑ А. Н. Мац Архивная копия от 24 октября 2012 на Wayback Machine
- ↑ Мац А.Н. Врачам об антипрививочном движении и его вымыслах в СМИ // Педиатрическая фармакология. — 2009. — Т. 6, № 6. — С. 12—35. Архивировано 20 января 2012 года.
- ↑ Фесенкова Л. В. «Теория эволюции и её отражение в культуре» — М.: ИФ РАН, 2003. — 174 с. — ISBN 5-201-02118-2
- ↑ Открытое письмо министру образования Российской Федерации Филиппову В. М. Архивная копия от 28 ноября 2010 на Wayback Machine
- ↑ Кругляков Э. П. «Ученые» с большой дороги-3 — М.: Наука, 2009. — 357 с. — ISBN 978-5-02-037043-2
«Что же касается валеологии, то, конечно же, это не наука, поэтому разговаривать на эту тему бессмысленно». - ↑ Научный отчет за 2008 г. отдела философии науки и техники ИФ РАН
- ↑ Протоиерей Сергий (Рыбаков) Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine Валеология — наука или сектантское учение?
- ↑ Дювали И. Искусство жить. Видео@Mail.Ru
Литература
- Апанасенко Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. ― К.: Здоров’я, 1998. ― 244 с.
- Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. — М.: ФиС, 1990
- Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. (недоступная ссылка) — 3-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2005
- Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3-х томах.— М.: АСТ, 2001.— 421 с. — ISBN 5-17-005067-4.
- Дорошкевич М. П., Нашкевич М. А., Муравьева Д. М. и др. Основы валеологии и школьной гигиены: Учебное пособие для вузов. 2003. — 238 с. — ISBN 985-06-0871-4.
- Дыхан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология. Март, 2005. — 527 с. — ISBN 5-241-00202-2.
- Мохнач Н. Н. Валеология. Конспект лекций: Учебное пособие для вузов, 2004. — ISBN 5-222-05408-X.
Ссылки
- Жолдак В. И. (доктор педагогических наук, профессор), Калинкин Л. А. (доктор медицинских наук, профессор) Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы // Московская государственная академия физической культуры, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры
- Истоки и история развития валеологии (из книги «Медицинская валеология»)
- Фесенкова Л. В. (Институт философии РАН) Валеология и проблема здоровья россиян
- Петленко В. П. Основы валеологии. Книга первая. 1998. — 433 с.
- Апанасенко Г. Л. Истоки и история возникновения валеологии.
- Апанасенко Г. Л. Школа валеологии и здоровья профессора Апанасенко.
- Филиппов В. Н. (заведующий кафедрой философии БГПУ, член МАИ, МАНПО) Заключение Научно-исследовательской лаборатории БГПУ «Философия человека и образования» (по некоторым антивалеологическим материалам)
- Правда и ложь о Валеологии (недоступная ссылка)
- Циркин В. И. (КГМА) Ответ на статью «Валеология — религия XXI века, или третья волна духовной агрессии», опубликованную в журнале «Народное образование» (№ 1, 2001. С. 233—245)
- Мнение представителей Русской православной церкви
Валеология – это… Что такое Валеология?
Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других.[1] Валеология подвергалась критике со стороны академической науки и со стороны церкви; причисляется некоторыми специалистами к «альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям».[2]
Термин «валеология» введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологических наук России Израилем Брехманом.
Вопрос построения общей теории здоровья концептуально и методологически связан с проблемой создания целостной теории человека, которая в настоящее время далека от решения.[1] Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине претензии валеологии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла.[1] Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии ненаучных, религиозных и оккультных концепций, а также нетрадиционной медицины.[1] Попытки в таком виде ввести валеологию в систему российского образования вызвали широкую научную и общественную критику, в результате которой в 2001 году предмет «валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.
На 2011 год теоретические и практические проблемы валеологии продолжают изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Беларуси, Казахстана и Чехии. Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ.
История
С 1996 года Российский институт профилактической медицины (Санкт-Петербург) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология».
С 1996 года ЮФУ (Южным Федеральным Университетом) издается научно-практический журнал «Валеология»[3]. C 2004 года журнал «Валеология» входит в список журналов ВАК[4].
Министерство Здравоохранения утверждает должность «врач-валеолог». Министерства просвещения России, Белоруссии и Украины вводят в университетах и школах учебный предмет «валеология». Ряд ошибок (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие педагогической валеологии.
В конце 90-х годов возрастает популярность валеологии. Появляется множество литературы и учебников по валеологии. Учебные материалы по валеологии оказались наполнены такими понятиями как «медитация», «инь и ян», практиками эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма. Это вызвало резкую критику со стороны академической науки и Русской православной церкви.
В результате в 2001 году Министерствами образования России было принято решение об исключении предмета и специальности «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.
В настоящее время преподавание предмета «Валеология» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений. В Белоруссии преподавание предмета «Валеология» в средних общеобразовательных школах сохраняется как факультатив.
Научно-образовательные организации
- Учебно-научно-исследовательский институт валеологии Южного Федерального университета открыт в 1998 году, директор — к.б.н. Л. Н. Иваницкая.
- Кафедра физиологии человека и животных и валеологии КемГУ, заведующий — Э. М. Казин, д.б.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, член Международной академии наук высшей школы[5].
- Кафедра валеологии НГЛУ им. Н. А. Добролюбова (ранее — кафедра физического воспитания и спорта), заведующий — доцент А. И. Остапенко[6].
- Институт здоровья и экологии человека ЧГПУ, директор — д.п.н., профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, член ряда «общественных академий»: ПАНИ, МАНЭБ и МАНПО З. И. Тюмасева.
Критика
Со стороны науки
Канд. мед. наук, зав. лабораторией НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова РАМН А. Н. Мац[7] характеризует валеологию как одно из «альтернативных и маргинальных парамедицинских ретроградных течений» наряду с антивакцинаторством, натуропатией, целительством, «СПИД-диссидентством», «антропософской и холистической медициной» и др.[2]
Старший научный сотрудник Института философии СО РАН Л. В. Фесенкова отмечает, что заявки на отношение к человеку как системному существу и претензии на интегральность валеологии остаются лишь декларацией, а валеология представляет собой «конгломерат из разнородных дисциплин, но ни в коем случае не синтез, поскольку науки, привлекаемые валеологией, остаются изолированными и никак не связаны между собой, оставаясь каждая со своим собственным понятийным аппаратом и своими различными теоретическими представлениями о человеке. <…> Валеология претендует на всеобъемлющий подход к человеку, не имея при этом ни собственного понятийного аппарата, не умея применять теоретические представления, выработанные в гуманитарных науках»[8].
В декабре 1999 года 140 ученых, общественных и религиозных деятелей подписали открытое письмо министру образования РФ, критикующее валеологию, в котором охарактеризовали валеологию как лженауку, представляющую собой «смесь обрывков астрологии, оккультизма, пропаганды секса, культа и даже фетишизации тела»[9]. В списке подписавших — академики и члены государственных научных академий: РАН, РАО, РАМН, включая президента Российской академии медицинских наук В. И. Покровского. Академик Эдуард Кругляков, председатель Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований также отрицает научный статус валеологии[10].
Валеология подвергается критике со стороны философов: определяя её как одно из ментальных течений современности, сотрудники Института философии РАН отмечают необоснованность мировоззренческих претензий валеологии и спорность её выводов[11].
Со стороны религиозных организаций
Представители Русской православной церкви классифицируют валеологию как некое новое философско-религиозное учение. Так, старший научный сотрудник кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина, председатель отдела катехизации и религиозного образования Рязанской митрополии канд. ф.-м. наук протоиерей Сергий Рыбаков, анализируя попавшие к нему в 1999 году пособия по валеологии, приходит к следующему заключению:
- Валеология не является наукой, но претендует на выработку мировоззрения, то есть является религиозным учением.
- Валеологи стремятся оказать воздействие на широкие круги детской, школьной (подростковой), и молодёжной аудитории.
- Валеологи имеют целью разрушить сложившуюся систему образования и воспитания и, что особенно опасно, покушается на основы семьи.
- Валеология формирует культ тела и имеет резко выраженный акцент на вопросы половых отношений. Это приводит к развитию у детей эгоцентризма и эгоизма, нарушению адекватного восприятия окружающего мира, различным психическим и физическим отклонениям.
Иначе говоря, валеология разрушительна по сути, агрессивна по формам и методам своего распространения и антинаучна, что позволяет отнести её к религиозным сектантским учениям тоталитарного свойства[12].
Протодиакон Русской православной церкви, профессор богословия, канд. филос. наук Андрей Кураев также не рассматривает валеологию как науку, считая её пропагандистско-коммерческим проектом[13].
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 Фесенкова Л.В., Шаталов А.Т. Мировоззренческий и научный статус валеологии (к проблеме построения общей теории здоровья) / Баксанский О. Е., Лисеев И. К. Философия здоровья.— М.: ИФ РАН, 2001.
- ↑ 1 2 Мац А.Н. Врачам об антипрививочном движении и его вымыслах в СМИ // Педиатрическая фармакология. — 2009. — Т. 6. — № 6. — С. 12—35.
- ↑ Журнал «Валеология», ЮФУ
- ↑ Перечень ведущих периодических изданий ВАК, редакция 22.10.2010)
- ↑ Биологический факультет Кемеровского государственного университета. Кафедра физиологии человека и животных и валеологии
- ↑ О кафедре
- ↑ А. Н. Мац
- ↑ Фесенкова Л. В. «Теория эволюции и ее отражение в культуре» — М.: ИФ РАН, 2003. — 174 с. — ISBN 5-201-02118-2
- ↑ Открытое письмо министру образования Российской Федерации Филиппову В. М.
- ↑ Кругляков Э. П. «Ученые» с большой дороги-3 — М.: Наука, 2009. — 357 с. — ISBN 978-5-02-037043-2
«Что же касается валеологии, то, конечно же, это не наука, поэтому разговаривать на эту тему бессмысленно». - ↑ Научный отчет за 2008 г. отдела философии науки и техники ИФ РАН
- ↑ Протоиерей Сергий (Рыбаков) Валеология — наука или сектантское учение?
- ↑ Видео@Mail.Ru: Игорь Дювали : Фильмы : «Искусство жить»
Литература
- Апанасенко Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. ― К.: Здоров’я, 1998. ― 244 с.
- Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. — М.: ФиС, 1990
- Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. — 3-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2005
- Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3-х томах.— М.: АСТ, 2001.— 421 с. — ISBN 5-17-005067-4.
- Дорошкевич М. П., Нашкевич М. А., Муравьева Д. М. и др. Основы валеологии и школьной гигиены: Учебное пособие для вузов. 2003. — 238 с. — ISBN 985-06-0871-4.
- Дыхан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология. Март, 2005. — 527 с. — ISBN 5-241-00202-2.
- Мохнач Н. Н. Валеология. Конспект лекций: Учебное пособие для вузов, 2004. — ISBN 5-222-05408-X.
Ссылки
- Жолдак В. И. (доктор педагогических наук, профессор), Калинкин Л. А. (доктор медицинских наук, профессор) Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы // Московская государственная академия физической культуры, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры
- Истоки и история развития валеологии (из книги «Медицинская валеология»)
- Фесенкова Н. В. Институт философии РАН. Валеология и проблема здоровья россиян
- Петленко В. П. Основы валеологии. Книга первая. 1998. — 433 с.
- Апанасенко Г. Л. Истоки и история возникновения валеологии.
- Апанасенко Г. Л. Школа валеологии и здоровья профессора Апанасенко.
- Филиппов В. Н. (заведующий кафедрой философии БГПУ, член МАИ, МАНПО) Заключение Научно-исследовательской лаборатории БГПУ «Философия человека и образования» (по некоторым антивалеологическим материалам)
- Правда и ложь о Валеологии
- Циркин В. И. (КГМА) Ответ на статью «Валеология — религия XXI века, или третья волна духовной агрессии», опубликованную в журнале «Народное образование» (№ 1, 2001. С. 233—245)
Мнение представителей Русской православной церкви
Основная навигация Домашняя страница Валеология: введение Вы узнаете здорового человека, когда увидите его. У них яркие глаза, красивая кожа и безграничная энергия. Они выглядят яркими, жизнерадостными и сильными. Они не простужаются в офисе и никогда не болеют. Здоровые люди обладают сиянием, которое трудно описать, но легко увидеть. Как ни странно, эти блестящие здоровые люди не привлекают большого внимания научного сообщества. Действительно, медицинская наука в основном игнорирует здоровых людей. Это любопытно, потому что вы можете узнать больше, изучая успех, чем изучая неудачи. Необходимо изучать жизненно здоровых людей, людей, которые делают все правильно, когда дело касается здоровья. Необходимо раскрыть секрет или секреты их жизнеспособности. Валеология – наука о здоровье. Валеологи изучают здоровье и ищут вещества, улучшающие его. Определение Валеология происходит от латинского глагола Valere, «быть сильным или здоровым». Валеология использует научный принцип поиска и исследования, чтобы получить представление о внутренних механизмах здоровья организма. Кроме того, валеология определяет вещества, которые поддерживают, стимулируют, вызывают или улучшают здоровье. Философия Здоровые люди наполняются необъяснимой энергией, которая придает им жизненные силы.В разных культурах эта энергия называется по-разному. Китайцы называют это Чи, римляне – Vix Conservatrix, англоговорящие – Life Force. Каким бы ни был этот загадочный фактор яркости, у здоровых людей его много, а у больных – меньше. Хотя это может быть плохо понято, любой, у кого есть тело, знает эту энергию. Когда вы получаете порез, тело закрывает рану. Когда вы простужаетесь, организм справляется с вирусом, и простуда исчезает. Когда что-то попадает в глаз, слезы смывают его.Когда вы вдыхаете что-то плохое, вы чихаете или кашляете. Когда у вас много этой энергии, у вас не будет холода в офисе или в классе. Другими словами, когда вам не хватает этой жизненной силы, вы ловите все, с чем сталкиваетесь. Люди с большим количеством этой энергии восстанавливаются быстро, люди, которым не хватает этой энергии, восстанавливаются медленно. Вообще говоря, у молодых людей этой энергии много, у людей среднего возраста – меньше, а у пожилых – еще меньше. Свидетельства этой таинственной силы и ее действия очевидны, если вы их поискаете. Валеология верит в существование этой силы и в то, что эта сила является ключом к здоровью. Валеология считает, что изучение этой силы приведет к ее пониманию. Если лучше знать эту энергию, здоровое здоровье будет возможно для каждого, кто этого захочет. Valeology делает все возможное для поддержания или увеличения этой энергии. Валеология верит в возможность работать с этой силой и никогда не против нее. Принимаются лекарства, продукты, действия и процедуры, увеличивающие эту силу.С другой стороны, валеология отвергает лекарства, лекарства, продукты питания, действия и процедуры, которые уменьшают эту жизненную энергию. Валеология верит в работу с этой силой и никогда не против нее. История В 1940-х годах медицинский исследователь Исраэль Брехман (1921–1994) изучал медицину. Во время учебы он обнаружил, что у него есть фундаментальная проблема с тем, чему его учили. Медицина, которую он изучал, была основана на патологии, науке о болезнях.Он считал, что изучение болезней и больных людей – пустая трата времени. Они ошиблись. Он считал, что было бы лучше хорошо изучать людей, узнавать секреты здоровья и определять вещества, вызывающие здоровье. Он создал науку о валеологии и посвятил свою жизнь изучению здоровья и идентификации веществ, влияющих на здоровье. Его работа финансировалась Советским правительством, и он много узнал о здоровье и веществах для здоровья. Его наследие – это обширные знания о здоровье и веществах, которые его улучшают. В начале 1980-х доктор Дуглас Шар жил в Нью-Йорке. В то время разразилась эпидемия СПИДа, и многие люди стали умирать от этой болезни. Люди простудились и умерли. В конце концов, вирус, ответственный за это явление, был идентифицирован, и было установлено его действие – истощение иммунной системы. Медицинское сообщество начало назначать токсичные химиотерапевтические препараты пациентам с иммунодефицитом человека (ВИЧ), и, разумеется, состояние пациентов не улучшилось.Логика предоставления измученным больным лекарств, которые сделают их еще более измученными и больными, намекала на доктора Шар. Будучи на протяжении всей жизни изучавшим фитотерапию, доктор Шар знал о традиционно используемых тониках, нетоксичных веществах, которые делают тело сильнее. Он чувствовал, что тоники – лучшее оружие против изнурительного вируса, чем изнурительные химикаты. В ответ он написал свою книгу «Тридцать растений, которые могут спасти вашу жизнь». В книге перечислены 30 тонизирующих веществ, которые можно использовать для укрепления организма против любых угроз здоровью, включая вирус ВИЧ.Это положило начало десятилетнему изучению веществ, укрепляющих здоровье. В середине 1990-х Шар узнал о работе Брехмана и его науке валеологии. Используя исследования Брехмана и его собственные, Шар решил перенести валеологию в новый век. С тех пор Шар поддерживает науку валеологию. Он продолжает отстаивать валеологию, изучая здоровье, выявляя вещества, способствующие здоровью, и преподает науку о здоровье. Ключевые компоненты валеологии Валеологи Ученые, специализирующиеся на изучении здоровья, называются валеологами.Валеологи делятся на два класса: валеологи-клинические и валеологи-исследователи. Клинические валеологи работают с людьми, чтобы помочь им достичь оптимального здоровья. Исследования Валеологи изучают здоровье и вещества, вызывающие здоровье. Валерогены Слово валероген происходит от латинского слова «валер», означающего «сильный или здоровый», и от греческого «ген» – создавать. Валерогены – это вещества, создающие здоровье. На протяжении веков и во всем мире люди находили вещества, улучшающие здоровье.В английском языке эти вещества назывались тониками. Во всем мире тоники использовались для укрепления слабых и пожилых людей, для защиты организма от эпидемических заболеваний, для ускорения выздоровления и восстановления после несчастного случая или тяжелых родов. Когда требовалось повышение жизненной силы или исцеление, древние люди использовали тоники для ее восстановления. Древние китайские, индийские, европейские и арабские медицинские книги наполнены тониками, специально используемыми для укрепления здоровья и жизненной силы. Брехман искал вещества, укрепляющие здоровье, и чувствовал, что эти традиционно используемые тоники, которые, как давно сообщалось, повышают жизнеспособность, будут хорошим началом.В конце концов, они прошли тысячелетие глобальные клинические испытания. Тысячи лет люди использовали эти вещества для увеличения жизненных сил. Где дым, там наверняка пожар! Брекман использовал современную науку для изучения этих традиционно используемых тоников. Он провел научный анализ традиционных тоников и пришел к выводу, что некоторые из традиционно используемых тоников действительно вызывают здоровье. Среди тех тоников, которые, как было доказано, полезны для здоровья, некоторые из них более сильно, чем другие. Важным фактом здесь является то, что Брехман доказал, что традиционные тоники действительно приносят здоровье.Его наследие включает 10 валерогенов с доказанной способностью улучшать здоровье и благополучие. Используя процесс скрининга Brekhmans и современное исследовательское оборудование, Шар разработал более совершенный и современный процесс, с помощью которого можно идентифицировать вещества, стимулирующие здоровье. В своем докторском исследовании Шар идентифицировал еще 40 валерогенов. В настоящее время Шар продолжает идентифицировать и изучать валерогены и знакомить с ними широкую публику. Валеология Валеология – это наука о здоровье.Он включает в себя все аспекты здорового образа жизни, такие как умение строить сердечные и доверительные семейные отношения, поддержание разумного режима дня, чередование упражнений и отдыха, индивидуальный подбор диеты, тренировочные процедуры и гигиеническая вода, закаливающая тело, овладение методами гигиены. мысли, владение медитативным аутотренингом, смекалка использования утверждений и мантр, тщательно подобранных лично для вас, обязательное присутствие в вашей жизни любой формы творчества. Дата: 03.01.2016; вид: 1107 |
.
Валеология в колледже Уортинг
Перейти в Worthing College
Валеология в колледже Уортинг для детей и студентов. Сборы, обзоры и рейтинги.
Описание школы
Самым популярным колледжем для старшеклассников в небольшом городке Уортинг является State Worthing College. Он находится в красивом месте на берегу моря: всего в 20 минутах от оживленного курорта Брайтон, примерно в 2 часах езды от Лондона и аэропортов столицы.По выходным студенты часто выезжают в английскую столицу: знакомятся с достопримечательностями, посещают театры и кинотеатры, художественные галереи, делают покупки на крупнейших торговых улицах и в торговых центрах.
Академическая успеваемость студентов Worthing College растет год от года, что способствует росту популярности колледжа и среди иностранных студентов. Это отличает колледж от других учебных заведений и достаточно демократичная, свободная атмосфера: нет единой формы, строгие часы комендантского часа, возможны подвижки в графике и расписании, принимается бесплатное проживание, а кампус круглосуточно охраняется, но не запрещает своим ученикам бесплатные прогулки, в том числе и не только (разумеется, с уведомлением учителей и воспитателей).
Студенты Worthing College живут в домах принимающих семей в Англии. Это удобный и безопасный образ жизни, который, помимо прочего, дает возможность каждый день практиковать речевые и коммуникативные навыки с носителями языка, лучше знакомиться с национальной культурой, традициями и историей. Все семьи тщательно отбираются и постоянно проверяются представителями школы, чтобы учащиеся были уверены в уровне предоставляемых услуг, удобстве и безопасности.
Программы
- бизнес-курсы
- летняя программа лидерства
- летний курс испанского
- степень магистра (корейский)
- степень магистра (голландский)
- каникулярные лагеря для детей
- высшее образование
- GCSE
- A -Уровень
- IB
- курсы для учителей английского языка
- Испанский + теннисный лагерь
- Бакалавр (тайский)
- Подготовка к университету
- академических языков
- Oxbridge Pre-U
- круглогодичный английский
- Курсы французского 16+ онлайн
- летний английский
- летние курсы французского
Города
- Лондон
- Кембридж
- Майами, Флорида
- Оксфорд
- Нью-Йорк
- Сан-Франциско, Калифорния
- Лос-Анджелес, Калифорния
- Бостон, Массачусетс
- Барселона 90 026
- рядом с Лондоном
- Прованс
- Блоней
- Линц
- Стоктон, Калифорния
- Адана
- Бассейн
- Кайфенг
- Гренобль
- Moncler
- Каир
Страны
Соединенное Королевство
- Чили
- Зимбабве
- Греция
- Сомали
- Польша
- Коста-Рика
- Ангола
- Сербия
- Северная Ирландия
- Гренада
Прочие предметы
- география
- Связи с общественностью (PR)
- графика
- химия
- СМИ
- туристический бизнес
- психология
- искусство
- биология
- инженерия
- хореография
- право
- математика
- фото
- Кинопроизводство
- бизнес
- драматическое искусство
- экономика
- музыка
- текстиль
.
Валеология в частной школе Wilbraham and Monson Academy
Перейти в частную школу Wilbraham and Monson Academy
Валеология в частной школе Wilbraham and Monson Academy для детей и студентов. Сборы, обзоры и рейтинги.
Описание школы
Академия Уилбрахама и Монсона (или WMA) – одно из старейших учебных заведений, расположенных на восточном побережье Америки, и входит в десятку лучших частных средних школ США.
Вот уже более двухсот лет в стенах этой школы складываются особые традиции и развивается ее богатая история. Из года в год WMA неутомимо развивается и опережает своих конкурентов – это была первая школа в США для совместного обучения и впервые в далеком 1847 году зачислили иностранных студентов. За долгие годы кропотливой работы Уилбрахам и Монсон Академия заслужила репутацию учебного заведения мирового уровня (The Global School) и сегодня известна во всех уголках мира.
WMA известна как школа, предлагающая своим ученикам высокий уровень подготовки по таким дисциплинам, как математика, экономика и естественные науки. Сегодня здесь успешно работает Центр предпринимательства и глобальных исследований. Выпускники этой частной школы после окончания школы поступают в ведущие университеты страны, а также в университеты всемирно известной Лиги плюща – Гарвардский университет, Принстон, Стэнфордский университет и не только.
Программы
- A-Level
- летний курс медицины
- академические языки
- подготовка к языковым экзаменам
- курсы венгерского
- бизнес курсы
- бакалавр (русский)
- языковые курсы для взрослых
- бакалавр (грузинский)
- Oxbridge Pre-U
- Курсы английского + лагерь с гольфом
- Общий китайский
- Французский для учителей
- Праздничные лагеря для детей
- Начальное, среднее образование
- IB
- Высшее образование
- Онлайн-обучение и курсы
- Летние курсы немецкого
- Осенние курсы немецкого
Города
- Лондон
- Кембридж
- Майами, Флорида
- Оксфорд
- Нью-Йорк
- Сан-Франциско, Калифорния
- Лос-Анджелес, Калифорния
- Бостон, Массачусет ts
- Барселона
- недалеко от Лондона
- Бутбей-Харбор, Мэн
- Кент Вашингтон
- Мехико
- Читтагонг
- Цицикар
- Тяньцзинь
- Сассари
- Аренсберг
- Перуджа
Прочие предметы
- Английская литература
- психология
- гуманитарные науки
- Естественные науки
- Латинский язык
- Китайский
- Валология
- Макроэкономика
- археология
- Английский как иностранный язык
- физика
- физическая культура
- анатомия
- История Европы
- математика
- экология
- алгебра
- экономическая география
- статистика
- испанский
страны
- Великобритания
- США
- Швейцария
- Канада
- Испания
- Австрия
- Нидерланды
- Германия
- Ирландия
- Объединенные Арабские Эмираты
- Чили
- Италия
- Австралия
- Таджикистан
- Шотландия
- Люксембург
- N Ортерн Ирландия
- Пуэрто-Рико
- Ливан
- Южная Корея
.
Валеология в школе Килграстон для девочек
Перейти в школу Kilgraston для девочек
Валеология в школе для девочек Килграстон для детей и студентов. Сборы, обзоры и рейтинги.
Описание школы
Kilgraston School (Школа Килграстон) – одна из крупнейших шотландских школ для девочек: она занимает более 54 акров и рассчитана на обучение более 300 учеников. Есть кампус в небольшом уютном городке Бридж-оф-Эрн, в 45 минутах езды от Эдинбурга.Kilgraston School является частью престижной международной организации Sacred Heart Schools: регулярные образовательные и студенческие обмены с учреждениями в США, Испании, Мексике и Австрии.
Школьницы показывают действительно хорошие результаты. Как известно, традиционная шотландская программа для старших классов Advanced Scottish Highers считается даже более сложной, чем британский стандарт. По данным на 2016 год, более 65% старшеклассников получили высшую оценку А на выпускных экзаменах.
Для воспитанников пансионата предлагаются комфортабельные общежития, полностью оборудованные всем необходимым. Для учеников средних и младших классов предусмотрены общие спальни, старшеклассники могут рассчитывать на отдельную комнату. В общем, есть Wi-Fi с хорошей скоростью, функциональные кухни, уютные гостиные. За девочками круглосуточно наблюдают воспитатели и учителя: они следят за соблюдением чистоты, порядка и дисциплины, помогают ученикам в решении самых разных вопросов.
Программы
- языковые курсы для взрослых
- GCSE
- Средняя школа (французский)
- академические языки
- начальное, среднее образование
- курсы бизнес-португальского
- летний курс испанского
- бакалавр (корейский)
- IB
- высшее образование
- Курсы немецкого для взрослых на лето
- весенние курсы французского
- детские лагеря
- A-Level
- Oxbridge Pre-U
- Бакалавр (хинди)
- Онлайн-обучение и курсы
- Летний английский
- Подготовка к языковым экзаменам
- Начальные классы
Прочие предметы
- Искусство и дизайн
- история
- музыка
- немецкий язык
- испанский
- технология приготовления
- валеология
- математика
- французский
- химия
- фото
- география
- драма
- биология
- Бизнес и менеджмент
- Английский
- Религиоведение
- Физика
Города
- Лондон
- Кембридж
- Майами, Флорида
- Оксфорд
- Нью-Йорк
- Сан-Франциско, Калифорния
- Лос Анхелес, Калифорния
- Бостон, Массачусетс
- Барселона
- недалеко от Лондона
- Оквилл, Онтарио
- Нортгемптон, Массачусетс
- Базель
- Сидар-Фолс, Айова
- Ганновер
- Цинциннати
- Токушима hagen
- Aberystwyth
- Odense
Страны
- Великобритания
- США
- Швейцария
- Канада
- Испания
- Австрия
- Нидерланды
- Германия
- Ирландия
- Объединенные Арабские Эмираты
- Сомали
- Турция
- Иран
- Эстония
- Габон
- Гайана
- Северный Кипр
- Ямайка
- Мексика
- Дания
.