Социометрия Морено – методика и особенности проведения
Методика «Социометрия» позволяет изучить характер взаимоотношений участников коллектива. Она выявляет симпатии и антипатии, неформальных лидеров, изгоев, мини группы внутри большой группы. Это средство диагностики применяют психологи и педагоги в школе и других образовательных учреждениях, руководители компаний. Социометрия подходит для анализа социально-психологического климата внутри любой группы, предотвращения и устранения конфликтов, улучшения продуктивности каждого из участников и общей производительности коллектива.
Определение понятия
Социометрия – это метод, направленный на изучение деловых, личных, эмоциональных, коммуникативных отношений в группе. Кем был разработан метод и методика социометрии? Автором метода социометрии является психиатр, психолог и социолог Джекоб (Якоб) Леви Морено. Год открытия и распространения методики – 1894. Социометрия Дж. Морено является методом диагностики и предполагает выявление симпатий и антипатий, актуальных или потенциальных конфликтов внутри коллектива.
Понятие «социометрия» можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле под этим подразумевают методику изучения внутригрупповых связей и иерархии внутри группы. В широком смысле под этим подразумевают теорию об измерении межличностных отношений. О последнем мы поговорим подробнее в другой статье, а в этой публикации рассмотрим методику диагностики, хотя и само направление социометрии, и техника изучения связаны с именем одного человека – Дж. Морено.
Обратите внимание! С момента создания методика «Социометрия» претерпела ряд изменений. Среди отечественных психологов ею занимались Я. Л. Коломинский, И. П. Волкова, Е. С. Кузьмина, В. А. Ядова. Сейчас редко встречается оригинальный вариант методики социометрии, но здесь мы рассмотрим именно его.
Предварительная работа
Социальный статус, возраст, пол участников – все это неважно. Главное – люди должны быть объединены чем-то, то есть быть группой. Это может быть класс, трудовой коллектив, группа друзей, семья, коллектив кружка, спортивная команда. Первый подготовительный этап – собрать этих людей в одном месте.
Второй подготовительный этап в методике социометрии – объяснить участникам значимость исследования, его цели и задачи. Кроме этого, важно подчеркнуть, что искренность и открытость участников заметно упростит процедуру, позволит добиться максимально точных результатов. Объясните, что от социально-психологического климата в коллективе зависит благополучие каждого из участников, ровно как и наоборот.
Третий важный подготовительный этап методики социометрии – определение критерия отбора симпатий и антипатий. Этот критерий – основа вопросов для диагностики. Выбор критерия зависит от задач исследования. Что рассматриваем: деловые или личные отношения, эмоциональность, моральный климат и т.д. Критерий – это вид деятельности, относительно которого участники будут выбирать симпатии и антипатии. Предлагаю рассмотреть подробнее на примерах.
Если вы хотите определить при помощи методики социометрии неформальных лидеров в коллективе и отношение коллектива к официальным лидерам, то подойдет такой список вопросов:
- Кого вы видите в качестве лидера коллектива, кого бы вы первым поставили во главу руководства?
- А если выбор первого человека невозможен, то на кого бы вы его заменили?
- Кого бы вы выбрали лидером, если первые две кандидатуры недоступны?
- Кого бы вы ни за что не сделали руководителем коллектива?
Пример вопросов для изучения личных отношений:
- К кому вы в первую очередь обратитесь за помощью?
- К кому бы вы ни за что не обратились за помощью?
- Кому бы вы ни за что не стали помогать?
- С кем бы вы с радостью отправились в продолжительную командировку?
- Кого бы вы ни за что не взяли с собой в командировку?
А это пример того, какие вопросы можно задать школьникам, чтобы выявить все особенности межличностных отношений:
- Представь, что ты со всем классом отправился в путешествие. Кого бы ты назначил капитаном корабля?
- Кого из класса ты не хотел бы видеть на капитанском мостике?
- Вечером вас ждет праздничный ужин. С кем бы ты хотел сидеть за одним столом?
- С кем из одноклассников ты категорически не хочешь идти на праздничный ужин?
Методика «Социометрия» была разработана Дж. Морено с целью оценки характера межличностных отношений в группе, изучения модели социального поведения людей в процессе групповой деятельности, оценки психологической совместимости участников коллектива.
Порядок проведения по рекомендациям Морено
В классической версии методики Морено «Социометрия» исследование проводится по следующему плану:
- Определение целей и задач исследования, а также группы для изучения. Что касается целей, то это могут быть исследования личных или деловых отношений, эмоционального фона, отношения коллектива к какой-то актуальной проблеме (например, разбор несчастного случая на производстве).
- Разработка главных положений и гипотез для опроса.
- Отказ от анонимности – в противном случае результаты исследования будут неэффективными.
- Отказ от призыва публично рассказать о симпатиях и антипатиях. Раздача карточек с вопросами куда эффективнее. В противном случае люди могут совсем отказаться от участия в исследовании.
- Каждый из участников должен ответить на подготовленные вопросы.
- Нельзя нарушать анонимность, рассказывать участникам кто и кого выбрал. В редких случаях, если выявлен явный конфликт, то можно потом пригласить конфликтующие стороны поговорить один на один в присутствии медиатора.
- Не рекомендуется в процессе исследования допускать общение участников, но они могут смотреть друг на друга. Нельзя препятствовать визуальному контакту.
Если специфика группы позволяет, то методику социометрии можно провести и устно, то есть напрямую задать вопросы каждому из участников. Однако нужно быть готовым к тому, что в этот же момент может разгореться конфликт, возникнет недопонимание между участниками. Если хотите организовывать устное исследование, то необходимо знать азы конфликтологии.
Важно! Если вам кажется, что результаты исследования при помощи методики социометрии получились ошибочными, что кто-то из участников дал ложные ответы, то можно провести опрос еще раз. Кроме этого, вы можете неоднократно проводить диагностику, чтобы отслеживать эффективность коррекционных мероприятий.
Формы проведения
В оригинальной теории Морено форма проведения методики социометрии одна – письменный опрос. Рекомендуется ограничивать количество выборов, например, в группе из 30 человек выборка на одну ситуацию должна быть не больше пяти, то есть вопросы о замене лидера могут повториться максимум 4 раза. В теории Морено это называется «социометрическое ограничение» или «лимит выборов».
В среднем на группу из 25-35 человек должно быть составлено по 4–5 вопросов (выборов). Однако допустима такая форма проведения, когда участники ранжируют всех оставшихся членов группы по заявленному критерию. Этот метод позволяет получить максимально точную картину об иерархии в группе, но в плане подсчета результатов эта форма сложнее.
На все исследование уходит не более 15 минут. Ведущий раздает участникам заранее подготовленные карточки, а потом собирает их. Участники расходятся по домам, а ведущий обрабатывает результаты. Позже организатор исследования предлагает всем участникам или отдельным членам группы снова встретиться, чтобы обсудить результаты диагностики по методике социометрии.
Обработка результатов
Обработка результатов социометрического исследования (социометрии) предполагает три метода:
- Таблица или социоматрица.
- График или социограмма.
- Индексы. Подбираются на основе целей исследования.
В каждом случае результат подводится при помощи математических вычислений, сравнения и подсчета выборов. Предлагаю рассмотреть подробнее каждый вариант обработки результатов диагностики по методике «Социометрия».
Таблица
Все вопросы в контексте «не хотел бы» относятся к отрицательным выборам. Все вопросы в контексте «хотел бы» – к положительным. В социоматрице первые обозначаются знаком «–», а вторые знаком «+». Сама таблица строится по следующему принципу: слева нумерованные фамилии участников, сверху только номера (аналогично первому списку). По каждой фамилии обозначаются выборы участника. Сам себя никто не выбирает (эти клетки отмечены крестом). Итоговая таблица называется картой социометрических выборов.
Пример того, как выглядит современная таблица выборов методики «Социометрия» (сейчас ее используют чаще всего):
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Иванова | х | + | – | |||
2 | Петров | х | |||||
3 | Сидоров | – | – | х | |||
4 | Комарова | х | |||||
5 | Макаров | х | + | ||||
6 | Пупков | + | + | х |
Как видно из таблицы, у кого-то может вообще не быть выборов, у кого-то преобладают негативные выборы, а кто-то является явным положительным лидером. Пример лидера: Пупков. Пример изгоя: Сидоров. Петров и Комарова являются нейтральными персонажами.
Кроме этого, при помощи анализа выборов можно определить взаимные симпатии или антипатии. И это как раз было отображено в оригинальной таблице от автора методики социометрии Морено:
№ | Фамилия, имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Итого |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | А. | 1 | 3 | 3 | 2 | ||||||||
2 | Б. | 2 | 2 | 2 | 3 | ||||||||
3 | В. | 3 | 3 | 3 | |||||||||
4 | Г. | 1 | 1 | 2 | |||||||||
5 | Д. | 2 | 3 | 3 | |||||||||
6 | Е. | 3 | 3 | 3 | |||||||||
7 | З. | 1 | 3 | 2 | 3 | ||||||||
8 | И. | ||||||||||||
9 | К. | 2 | |||||||||||
10 | Л. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | ||||||
11 | М. | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | |||||||
Кол-во выбор | 5 | 7 | 6 | 7 | 10 | 7 | 4 | 16 | 11 | 12 | 79 | ||
Кол-во взаимных выборов | 1 | 1 | 1 | 1 | 0.5 | 4.5 |
Здесь видно, что по выборам явный лидер испытуемый К., а изгоем является испытуемый Д. Как вы видите, это анализ большого опроса (явно не 3-5 вопросов). А также видно, что здесь не учитывается положительное или отрицательное значение, просто анализируются выборы участников. По этим результатам можно определить лидеров, взаимные выборы, но для более подробного подведения итогов придется отдельно оценить характер выборов, просмотрев листы с ответами испытуемых. Вероятно, именно поэтому чаще применяется тот метод обработки результатов, который мы рассмотрели выше.
Обратите внимание! В итоговом подведении результатов оценивается как общее количество выборов, так и их характер. Ведь даже отрицательные выборки говорят о том, что человек является лидером (в этом случае деструктивным), способен заявить о себе и привлечь внимание, в отличие от тех, кого не выбрали ни разу и ни в каком контексте.
График
Социограмма разрабатывается на основе таблицы. Здесь не нужно проводить дополнительные подсчеты, необходимо просто иначе представить результаты. Получается более наглядно.
Социограмма в методике социометрии похожа на мишень, состоит из четырех кругов:
- Звезды. Это лидеры, то есть те, кто набрал большее количество выборов.
- Предпочитаемые. Это те люди, которые не дотянули до лидеров, но по выборам набрали балл выше среднего.
- Пренебрегаемые. Это те люди, которые по выборам набрали балл ниже среднего.
- Изгои. Это те люди, которые совсем не получили баллов.
При этом по социограмме можно выявить группировки, взаимные симпатии и антипатии. Пример социограммы в классическом варианте методики от Морено:
Такая обработка результатов помогает увидеть мини группы внутри коллектива, лидеров, изгоев. Социограмма дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.
Индекс
Индексы бывают персональными (ПСИ) и групповыми (ГСИ). Индивидуальный индекс описывает социально-психологические свойства отдельного участника, групповой индекс описывает свойство группы. В оценке персональных качеств важен авторитет личности и экспансивность (разговорчивость, возбудимость, эмоциональность, несдержанность).
Персональные социометрические индексы в методике социометрии бывают следующими:
- Индекс социометрического статуса (C). Для его вычисления нужно сложить позитивные и негативные выборы относительно одного участника и разделить это число на разность количества опрашиваемых и единицы.
- Индекс эмоциональной экспансивности (E). Для вычисления этого индекса нужно сложить позитивные и негативные выборы только по тем вопросам, которые имеют отношение к эмоциональной сфере, и поделить на разность количества участников и единицы.
В оценке группы важны следующие индексы методики социометрии:
- Индекс экспансивности (Ag) (средняя активность группы). Для ее вычисления нужно сложить сумму всех позитивных и негативных выборов, разделить итоговое число на количество участников исследования.
- Индекс сплоченности (Gq). Для его вычисления нужно разделить общее количество позитивных выборов на половину произведения общего числа участников опроса и возможных взаимных выборов.
- Индекс антипатии (Ga). Для его вычисления нужно разделить общее количество негативных выборов на половину произведения общего числа участников опроса и лимита взаимных выборов.
- Индекс напряженности (Gn) или противоречивости выборов. Для его вычисления нужно поделить количество разногласий во взаимных выборах на произведение количества участников и лимит выборов.
При необходимости вы можете добавить свои критерии диагностики. По сути, сейчас каждый практикующий психолог берет за основу методику социометрии Морено и модернизирует ее под свою группу в зависимости от особенностей коллектива и целей исследования.
Заключение
Методика «Социометрия» Дж. Морено (социометрическое исследование) отличается простотой проведения, сложностью подсчета и обработки результатов, большим списком вариаций, но до сих пор это считается самым эффективным и универсальным методом изучения межличностных отношений в группе, иерархии в коллективе. А если вы хотите познакомиться с теорией социометрического исследования из рук самого автора, то можете прочитать книгу Я. Л. Морено «Социометрия» (1958 год).
Высшее образование программы бакалавриата по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование”. Окончила Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. Автор статей по семейной психологии и психологии личности
Что представляет собой социометрия и тесты Джорджа Морено
Часто люди для работы, учебы или просто общения поставлены в условия существования в рамках определенной группы. Их отношения между собой создают некую психологическую и социальную структуру, показатели которой определяют характеристики группы, меру свободы поведения каждого человека, его душевное состояние и выявляет совместимость отдельных индивидуумов.
Социальный психолог Дж. Морено, являющийся известным психиатром в Америке, положил начало методу социометрической техники для диагностики и исследования отношений между отдельными личностями и существующими группировками с целью усовершенствования и улучшения морального климата в коллективе.
Задачи социометрии
Тест социометрии разработан для изучения эмоциональных отношений между отдельными личностями в коллективе и решения следующих вопросов:
- определения степени разобщенности или сплоченности между членами выбранной группы;
- выявление авторитарности отдельных членов коллектива с учетом признаков антипатии или симпатии, определение в группе звезд, лидеров и отвергнутых, которых можно морить всем остальным участникам;
- обнаружение сплоченных подгрупп, которые возглавляют неформальные лидеры.
Метод позволяет изучить и проанализировать динамику отношений в группе с целью использования полученных данных для перестройки коллектива, повышения эффективности общего дела, сплочения действующей группы. Социометрия Морено осуществляется по групповому способу, процедура требует немного времени и является полезной процедурой для улучшения отношений между отдельными членами.
Нельзя придавать социометрическим исследованиям большое значение с целью моментального разрешения возникших психологических проблем, источниками которых являются не антипатии и симпатии членов коллектива, а независимые глубокие проблемы.
В настоящее время разработанный Дж. Морено метод социометрии претерпел ряд изменений и у него появились ответвляющие модификации. Над внедрением его в исследованиях советских ученых активно трудились в свое время известные психологи Я. Л. Коломинский, И. П. Волкова, Е. С. Кузьмина, В. А. Ядова.
Проведение социометрического теста
Подготовительные работы
Для изучения выбирается группа лиц разного возраста, состоящая из членов детских, школьных и взрослых коллективов, внутри которой наблюдается определенное психологическое общение и социальное взаимодействие. Критерии социометрического выбора, в результате которого индивидуум определяет лидера или жертву, определяются в зависимости от возраста членов группы и задач, поставленных в начале исследования.
Результаты определяются после проведения опроса в виде социометрического теста. Критерии могут выступать в виде неформального или формального содержания. Формальное исследование имеет целью выявить межличностные отношения в рамках общей деятельности группы, для которой она создавалась. Неформальное содержание проявляет эмоциональные связи, возникающие для проведения досуга, но не влияющие на основную совместную работу.
Инструктор перед началом социометрического опроса проводит разъяснение по вопросам цели изучения отношений, подчеркивая важность правдивости полученных данных, показывает пример выполнения работы, дает гарантию тайны проявления симпатий или антипатий к другим членам общества. Для наиболее полного отбора критериев проведения опроса программа диктует обязательное предварительное ознакомление со специфическими чертами групповой деятельности.
Порядок проведения социометрии по рекомендациям Дж. Морено
Стандартная схема проведения опроса заключается в следующем:
- главные положения и гипотезы опроса отдельных участников формируются после определения исследовательских задач и выбора объектной группы для изучения;
- полная анонимность рассматривается, как критерий, тянущий исследование по пути малой эффективности;
- требование инструктора публично проявить свои антипатии и симпатии нередко приводит к затруднениям с ответами и нежеланию некоторых участников продолжать социометрический опрос;
- выбранные критерии и вопросы заносят в карточку, разработаны также варианты устного ответа в виде интервью;
- участвующая в социометрии личность обязана отвечать на вопросы, выбирая тех, кого бы она могла считать лидером или морить отверженного неадекватным поведением.
Примеры вопросов
Члены изучаемого коллектива отвечают на вопросы, проявляющие их антипатии и симпатии друг к другу или к формальным или неформальным лидерам:
- нужно написать на листке под первым номером данные лидера, которого бы участник видел в руководстве в первую очередь;
- на вопрос под цифрой два указать ответ, кого бы испытуемый сделал лидером в случае отсутствия человека под цифрой один;
- под цифрой три указывается фамилия человека, кого бы член коллектива видел в руководстве при отсутствии первого и второго кандидатов.
Вопросы о личных отношениях в группе задаются в том же порядке. Если имеются сомнения в правильности ответов, или исследование не выявляет социометрических данных, то опрос проводится в коллективе несколько раз до получения достоверной информации, при этом вопросы задаются другие, например:
- кого бы из своих сотрудников участник попросит о помощи в первую очередь?
- кого из них член коллектива никогда не попросит о помощи?
- с которым из членов группы он бы поехал в долгую командировку?
- с кем бы участник отказался работать в командировке?
- кого бы член коллектива сделал руководителем?
- кого он не видит в руководящей должности, а, наоборот, изводит плохим отношением?
Формы проведения социометрии
Процедура проводится в двух видах:
- непараметрическая форма;
- параметрическая форма.
Непараметрический вид опроса
В этом случае количество выбранных кандидатов для ответа на вопрос не ограничивается. Например, если число членов группы 10, то участник опроса может выбрать 9 человек, исключая только самого себя. Так, число теоретически выбранных кандидатов при ответе будет равно количеству участников коллектива без одного. Число выборов, осуществленных одним членом группы также будет равно этому количеству. В процессе непараметрического варианта эта константа становится одинаковой для участника, отвечающего в рамках социометрии, и любого члена группы, явившегося объектом выбора.
Достоинством такого вида опроса является то, что относительно достоверно выявляется эмоциональная характеристика каждого члена группы и определяется структура межличностных отношений. О недостатках можно начинать говорить, если размеры коллектива начинают превышать 12 человек и проследить полученные параметры можно только с применением вычислительной техники.
Еще одним недостатком является вероятность получения в показателях случайного выбора, если участники процесса социометрии указывают в ответах «выбираю всех». Это означает два варианта:
- опрашиваемый человек имеет такие недифференцированные связи со всеми участниками группы, что не всегда отвечает действительности;
- индивидуум дает неправильный ответ, стараясь показать расширенную лояльность к членам коллектива или инструктору.
Параметрическая система проверки
Некоторые исследователи пытаются изменить параметры опроса для снижения вероятности случайных ответов и устанавливают ограничение на число выборов. Этот метод эффективен для групп с большим количеством человек. Испытуемому предлагается выбрать лишь несколько вариантов. Число разрешенных ответов называется социометрическим ограничением или лимитом на выборы. По мнению многих экспертов это повышает надежность и достоверность полученных результатов.
Участник опроса при установлении лимита старается более внимательно выбирать ответы и оценивать коллег по их лидерским качествам. Если в первом случае в результат теста могли попасть члены, которых все стараются морить в коллективе, то во втором случае роли распределяются более ответственно.
К недостаткам параметрического варианта социометрии Дж. Морено относится невозможность проследить все психологические зависимости в коллективе, проявляются только те связи, которые имеют наибольшее значение. Введение ограничений на число ответов не позволяет воссоздать полную эмоциональную окраску отношений между членами коллектива.
Социометрическая карточка
Социометрическая карточка делается в заключительном этапе исследования. Она нужна для определения мнения каждого члена группы по конкретным критериям, например, о работе плечом к плечу, проведении развлекательных мероприятий, корпоративов и др. Участники опроса отвечают на вопросы, которые составлены в зависимости от разработанной программы проводимого исследования и вида коллектива, участвующего в изучении. Это может быть производственный участок, объединения для проведения досуга, временные коллективы, стабильные группы.
Если такой социометрический вопрос по Дж. Морено проводится без существенных ограничений, то после вопроса в карточке выделяется достаточно пространства для полных ответов. В условиях ограничения ставят количество граф, разрешаемое к ответу участнику социометрии.
Получение результатов и обработка данных социометрии Дж. Морено
После сбора информации путем заполнения карточек, начинается их обработка математическим способом. Для выбора варианта переработки данных определены несколько способов:
- с помощью таблиц;
- графический;
- индексологический.
Метод составления таблиц (социоматрица)
Вначале вычерчивают простейшую таблицу, называемую социоматрицей, в которую заносят результаты опроса с применением условных обозначений. Графы таблицы заполняются отдельно результатами по отношениям личного и делового характера. Проанализировав результаты из социоматрицы, выводят точную картину эмоциональных и психологических отношений в проверяемом коллективе.
Для более точного определения есть опыт построения суммарных таблиц, в которых картина опроса представлена по нескольким критериям или данных выборов между группами. К достоинствам табличной обработки результатов можно отнести возможность получения итогов выборов в числовом эквиваленте, что позволяет разделить членов объединения в зависимости от числа выборов, полученных участником и предоставленных им на рассмотрение.
Такая обработка результатов социометрии позволяет рассмотреть все имеющиеся варианты влияния в коллективе, на основе полученных данных строится следующая показательная социограмма.
Социограмма
Такая графическая диаграмма в виде круглой мишени позволяет наглядно, а не в виде математических показателей, получить распределение ролей среди участников группы. Каждой окружности в графике отдается определенное значение:
- внутренний круг обозначает группу лидеров или звезд, которым отдано наибольшее количество голосов среди участников;
- во втором круге собраны имена предпочитаемых лидеров, которые набрали наибольшее количество выборов, являющееся по значению выше средних показателей;
- в третьей оболочке находятся имена тех, которыми пренебрегают остальные участники и они набрали число голосов ниже среднего показателя;
- четвертая окружность характеризует тех, кто не получил ни одного голоса, которых не то, что избрать – будут морить психологическими уловками.
Правильно построенная социограмма на основе достоверных данных исследования позволит определить наличие различных группировок в формировании и установит границы социологических и психологических контактов. Схематическое изображение достаточно четко изобразит в визуальном плане реакции испытуемых членов группировки при построении ответов выбранного социометрического критерия.
Социограмма является выгодным дополнением к табличному способу в изучении социометрического материала, так как дает возможность более качественно и глубоко описать в наглядном представлении происходящие оптимистические и негативные проявления взаимосвязанных процессов в группировке.
Анализировать социограмму обычно начинают с отыскания наиболее влиятельных членов коллектива и тех, кто их поддерживает, затем определяют взаимные группы, иногда неформальные, и неконфликтные пары. Группировки в графике представлены теми лицами, которых стремятся выбирать в своем кругу. Очень показательно, что наиболее часто такие группировки состоят из 2–3 участников коллектива, более редко встречается число 4 и больше.
Применение социометрических индексов
Для более полного получения информации социометрические индексы подразделяют на виды:
- персональные социометрические, показывающие индивидуальные психологические и социальные проявления личности при общении в коллективе;
- групповые, дают количественные характеристики подгруппы или конфигурации при проведении социометрии.
Основные социологические персональные индексы
К ним относят:
- социометрические индексы статуса i-члена;
- эмоционально экспансивные индексы j-члена;
- концентрационные, интенсивные и объемные индексы ij-члена.
Для удобства указанные символы имеют определения, которые указывают на роль участника в социометрии, например, i-обозначает выбираемого члена, j приписывают тем, кто выбирает, а совместные символы рядом говорят о совмещении функций.
Социометрический статус выражает свойство индивидуума быть элементом группового образования или формирования, что накладывает на него обязанность представлять выбранную позицию в пространстве ограниченного социума. Помимо этого, он тем или иным образом вступает в социальные и психологические отношения с другими членами коллектива.
Именно способность определять себя в группе членов формирования развита неравномерно, поэтому для более полного представления применяется числовое значение – социометрический индекс статуса человека. В группе элементами взаимодействия являются члены группы, которые в зависимости от характера и силы личности взаимодействуют с другими индивидуумами, обменивается знаниями, информацией, общается.
Одновременно индивидуальное поведение каждого участника группы оказывает действие на коллектив в целом, что проявляется посредством влияния на других с точки зрения психологического и социального общения. Чтобы подойти к субъективному определению количественного взаимодействия индивидуума на положение в группе, было введено понятие социометрического статуса.
Но член коллектива может влиять на других участников с хорошей и негативной точки зрения, поэтому при определении статуса к нему приписывается характеристика в виде положительного или отрицательного определения. Статус также говорит о возможности человека стать или не стать лидером. Для расчета величины социометрического статуса берут показатели из таблицы социоматрицы.
Социметрия Дж. Морено
Диагностика межличностных отношений (Социометрия Дж. Морено)
Социометрия (социальное измерение) – это метод
разработанный Дж.Морено. Он является разновидностью метода опроса, позволяющий исследовать
эмоционально-непосредственные отношения внутри группы за счет получения данных
об отношениях членов группы друг к другу на основе взаимных симпатий.
Цель: диагностика межличностных отношений.
Социометрия является групповым методом,
основанном на выборах детей. В коллективе детей от 25 до 35 человек каждый
ребёнок должен сделать 4-5 выборов. С детьми дошкольного возраста исследование
проводится в игровой форме. Я для этого использую игру «Подари подарок». Перед
проведением социометрического опроса психологу необходимо провести
предварительную работу.
Предварительная
работа:
- Подготовить вырезанные из бумаги цветочки,
сердечки или какие-нибудь другие предметы (их должно быть большое количество). Важно! Все предметы должны быть
одинаковыми. - Психолог при себе должен иметь распечатанный
список детей с фамилиями и именами, а также список детей на шкафчики.
Процедура
проведения:
Перед началом обследования психолог сообщает
детям, что сейчас они будут играть в игру, где нужно будет дарить друг другу
подарки, но только так, чтобы об этом никто не знал. После этого психолог
предлагает детям по очереди выходить в раздевалку (регулировать этот процесс
может воспитатель).
Психолог даёт ребёнку 5 вырезанных предметов и
предлагает их подарить ребятам из группы, положив ему в шкафчик (если ребёнок
не знает, где находится шкафчик того или иного ребёнка, то психолог помогает
ему его найти). При этом психолог фиксирует выборы ребёнка, отмечая их в виде
номера шкафчики в списке детей.
ВАЖНО! В конце исследования психологу необходимо
проверить все шкафчики на наличие подарков и при отсутствие их в каком-либо
шкафчике положить его самому.
Обработка
результатов:
Обработка результатов проводится в несколько
этапов.
1 ЭТАП:
Заполнение социометрической матрицы. Психологу необходимо перенести выборы детей в социометрическую матрицу.
Социометрическая матрица составляется следующим образом:
- По
вертикали прописываем порядковый номер и фамилии и имена детей (это те, кто
выбирает), а по горизонтали прописываем только порядковый номер (это те, кого
выбирают). Далее проводится диагональ, которая вычеркивает те квадраты, в
которых выбирающий мог бы отметить себя. - В
рядах отмечаются выборы, сделанные детьми, какими-либо обозначениями:
крестиками, галочками и т.п. - Внизу
каждого столбца подсчитывается сумма выборов, полученных участником коллектива. - Далее
в социометрической матрице отмечаются взаимные выборы (например, когда
испытуемый А выбирает испытуемого D, и тот, в свою очередь отвечает ему
взаимностью, т.е. испытуемый D тоже выбирает испытуемого А). Взаимные выборы на
социометрической матрице можно выделять кружками. Затем взаимные выборы
подсчитываются в каждой строке и заносятся в строку «Сумма взаимных выборов»
внизу каждого столбца.
2 ЭТАП: Составление социограммы. Групповую социограмму можно изобразить в виде радиальных окружностей.
В центре которой помещаются обозначения членов коллектива, набравших половину возможных выборов, которая рассчитывается по формуле:
n — – количество членов коллектива.
Во втором круге от центра размещаются условные обозначения членов
коллектива, набравших меньше половины возможных выборов, но больше 2 выборов.
В третьем круге от центра размещаются условные обозначения членов
коллектива набравших 1-2 выбора.
В четвертом круге размещаются условные обозначения членов
коллектива, не получивших ни одного выбора.
Мальчиков обозначают треугольником, девочек – кружком. Внутри
треугольника или кружка пишут порядковый номер, обозначающую испытуемого.
На основе заполнения радиальной социограммы можно сделать
предварительные выводы о групповой сплоченности коллектива. Если большинство
значков сосредоточены в центре социограммы (1 и 2 окружности) это говорит о
сплоченности данного коллектива, если большинство значков расположились на
периферии (3 и 4 окружности) – это говорит о разобщенности данного коллектива.
Если часть значков сосредоточены в центре, а часть на периферии, то можно
сделать вывод о частичной сплоченности и частичной разобщенности коллектива или
о том, что в целом разобщенном коллектива имеется сплоченное «ядро».
3 ЭТАП: Математические
расчёты.
- Подсчитываем
коэффициент групповой сплоченности по формуле:
Коэффициент взаимности (КВ) =число взаимных выборов разделить на число общих выборов и умножить 100%
Выводы:
По величине показателя группу можно отнести к одному из четырех
уровней взаимности:
- I –
15-20% — низкий уровень - II –
21-30% — средний уровень - III –
31-40% — высокий уровень - IV –
40% и выше — сверхвысокий уровень.
К данному коэффициенту следует относиться внимательно, так как он
может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы, но
может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные
группировки.
- Подсчитываем
коэффициент удовлетворённости по формуле:
Коэффициент удовлетворенности (КУ) = Выбрали его (взаимно) разделить на выбрал он сам и умножить на 100%
Чем с большим числом детей связывает ребёнка взаимная симпатия,
тем более удовлетворяется его потребность в общении и тем лучше будет его
эмоциональное состояние.
Так как максимальное количество выборов ограничено 5, то и
взаимных выборов может быть тоже только 5, следовательно КУ может быть высоким
– 100%, средним – 67%, низким – 22% или ребёнок может быть неудовлетворен
взаимностью выборов при 0%.
- Подсчитываем
социометрический статус по формуле:
Число выборов, полученных каждым членом коллектива, характеризует
его положение (социометрический статус) в системе личных отношений.
Социометрический статус (СС) = сумма выборов, полученных ребёнком разделить на количество членов группы минус 1 и умножить на 100%
По социометрическому статусу сотрудники могут быть отнесены
к одной из четырех статусных категорий:
- «популярные»,
- «предпочитаемые»,
- «принятые»,
- «изолированные».
Первая и вторая статусные группы являются благоприятными, третья и
четвертая – неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько
благоприятен статус каждого в группе, то есть насколько желанен ребёнок в
системе межличностных отношений. В зависимости от этого можно судить об
эмоциональном климате группы для каждого ребёнка.
- Подсчитываем
индекс изолированности.
Индекс изолированности. Вычисляют как процент членов группы,
оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней
нет изолированных или их число достигает 5-6%; менее благополучной, если индекс
изолированности равен 15-25%.
4 ЭТАП: Написание выводов
(пример).
На основании полученных результатов, можно сделать следующие
выводы:
1. КВ =…. Следовательно, данный коллектив можно считать …
(сплоченным, достаточно сплоченным, не сплоченным, недостаточно сплоченным,
разобщенным)
2. Радиальная социограмма показывает, что в целом, коллектив детей:
- имеет
сплоченное «ядро», - частично
сплочен, - частично
разобщен, - половина
коллектива сплочена, половина разобщена, - в
коллективе имеется активное сплоченное «ядро», а остальные держатся парами
(микрогруппами диадами и триадами) или по одиночке.
3. Из социограммы видно, что в данной группе есть 2 популярных
ребёнка, это № 1 и № 5
№ 1 получил максимальное количество выборов равное =
№ 5 получил количество выборов равное =
КУ № 1=100%, СС=…% — следовательно, данный ребёнок имеет
достаточно высокий социометрический статус и полностью удовлетворен своим
положением, все его выборы оказались взаимными.
Вокруг него сплотилась микрогруппа (группировка из … человек (это
номера: №, №, …, №) и еще … человек (№, №,…, №) хотели бы войти в данную
группировку).
4. Самые популярные дети состоят в одной группировке, это
позволяет сделать вывод о том, что данная группировка является ядром
коллектива, его активом. (Самые популярные дети состоят в двух разных
группировках (микрогруппах), что позволяет сделать вывод о том, что в
коллективе имеются два ядра, два актива).
5. Полученная социоматрица показывает так же, что в коллективе имеется … изолированных, непопулярных детей с нулевым социометрическим статусом, которые имеют нулевой коэффициент удовлетворенности.
Автор: Марина Королёва
Педагог-психолог высшей квалификационной категории. Стаж работы педагогом-психологом – 13 лет.
Поделиться с друзьями:
Методика социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе Метод Дж. Морено
Методика социометрического изучения
межличностных отношений в детском коллективе
Метод Дж. Морено
Цель: методика социометрии направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.
Подготовка: классный руководитель распечатывает бланки анкет для каждого учащегося. Следует обратить внимание, что данное социометрическое исследование является параметрической процедурой, то есть имеет ограничение выборов – 3.
Ход проведения: анкеты раздаются учащимся. Классный руководитель обращается к классу с просьбой ответить на вопросы анкеты, обязательно указав, что учащийся может сделать 3 выбора при ответе на каждый вопрос.
Обработка полученных результатов
Результаты опроса заносятся в специальный шаблон «Межличностные отношения». В нем по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в том же порядке появляются имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу, ставите цифру 1, если есть выбор и пропускаете ячейки, если выбора нет.
Все необходимые результаты вычислений появляются автоматически. Полученные результаты каждого класса переносятся в Шаблон на соответствующий лист.
Интерпретация полученных результатов
Анализируя полученные положительные выборы, можно сделать вывод о наличии в нем:
-
«Звезд» – члены группы, захватывающие «центр сцены», подобно звезде. В высшую группу относят тех, кто получил 6 и более предпочтений;
-
«Предпочитаемых», которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они получают от 3 до 5 выборов;
-
«Пренебрегаемых», то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они получают от 1 до 2 выборов;
«Отвергаемых», то есть тех, кто не принят в коллективе, они не получают положительные выборы.
Полученные индексы покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе.
Социометрический статус показывает позицию учащегося в классе: лидер – учащийся, имеющий ярко выраженный положительный индекс социометрического статуса, отверженный – учащийся с отрицательным индексом, рядовой член коллектива – средний индекс.
Удовлетворенность своим положением в группе: Высокая удовлетворенность – значения более 0,2, Средняя удовлетворенность – значения больше 0 и меньше 0,2, «Нулевая удовлетворенность» – значения равные 0.
Анкета
Фамилия, имя
Класс
Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
После каждого вопроса напиши фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору.
1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие.
2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам
3.У тебя день рождения.
Спасибо!
Анкета
Фамилия, имя
Класс
Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
После каждого вопроса напиши фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору.
1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие.
2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам
3.У тебя день рождения.
Спасибо!
Социометрическое изучение межличностных отношений в классном коллективе( метод Дж.Морено)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Интерпретация полученных результатов:
“Звезды”________________________________________________________________________________________________________________________________________________
“Предпочитаемые”__________________________________________________________________________________________________________________________________
“Пренебрегаемые”__________________________________________________________________________________________________________________________________
“Отвергаемые”_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Консультация (6 класс) по теме: Методика Дж.Морено «Социометрия» (октябрь).
Методика Дж.Морено «Социометрия» (октябрь)
Цель: диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:
Измерение степени сплоченности в классе
Выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые)
Обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
В классе два лидера Галина и Алина. Соперничества между ними нет, так как девочки дружат. В группу
«звезд» входят следующие учащиеся: К. Анна, Ангелина, Элеонора, Кристина, У. Анна. Между Элеонорой и другими девочками существуют некоторые противоречия, но ярких конфликтов с одноклассниками не отмечено. В классном коллективе нет отвергнутых учащихся (у всех есть положительные выборы). В качестве отрицательного лидера выступает Милана.
Ф.И. выбираемого Ф.И. выбирающего |
Альберт |
Эвелина |
Александр |
Вадим |
Дмитрий |
Галина |
Анна |
Анна |
Алексей |
Павел |
Ангелина |
Элеонора |
Кристина |
Анна |
Милана |
Владислав |
Алина |
Степан |
Елизавета |
Андрей |
Альберт |
+ |
– |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– |
+ |
|||||||||
Эвелина |
– |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
– |
+ |
||||||||||||
Александр |
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
– |
+ |
||||||||||||
Вадим |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
|||||||||||
Дмитрий |
– |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
+ |
||||||||||||
Галина |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
|||||||||||
Анна |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
– |
– |
||||||||||
Анна |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
– |
– |
– |
||||||||||
Алексей |
+ |
– |
– |
– |
– |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
||||||||||
Павел |
– |
+ |
– |
– |
– |
– |
||||||||||||||
Ангелина |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
– |
+ |
– |
|||||||||||
Элеонора |
– |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||
Кристина |
– |
– |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
– |
||||||||||
Анна |
– |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
– |
+ |
– |
||||||||
Милана |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
– |
+ |
||||||||||||
Владислав |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– |
||||||||||||
Алина |
– |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
||||||||
Степан |
+ – |
+ |
+ – |
– |
+ – |
– |
+ |
+ |
– |
|||||||||||
Елизавета |
– |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
||||||||
Андрей |
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
– |
+ |
||||||||||||
∑ + выборов |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
7 |
3 |
6 |
3 |
3 |
6 |
5 |
6 |
6 |
2 |
4 |
7 |
3 |
1 |
4 |
∑ – выборов |
10 |
2 |
2 |
7 |
7 |
4 |
3 |
1 |
4 |
9 |
1 |
13 |
1 |
6 |
14 |
3 |
3 |
10 |
1 |
0 |
Социометрия Морено
Сущность понятия «социометрия»
Определение 1
Социометрия – этот термин был введен известным социологом и психологом Джейкобом Морено для обозначения специальной технологии, применяемой для оценки межличностных отношений, которые складываются у участников одной социальной группы. То есть, данный тест направлен на определение эмоциональных связей в группе, а именно – взаимных симпатий и антипатий.
Применяется социометрия для того, чтобы решить следующие наиболее актуальные задачи:
- Во-первых, для того, чтобы произвести достоверное измерение степени сплоченности внутри группы, или же уровень разобщенности между членами коллектива;
- Во-вторых, для определения соотносительного авторитета каждого члена группы по признакам симпатии-антипатии. Здесь выделяются такие категории, как «лидер», «знаменитость группы», «приемлемый член группы» и «отвергнутый член группы». Соответственно, в группе может существовать иерархия, которая определяет тех, кому отдается предпочтение, и тех, кому лучше покинуть группу, поскольку этот человек может стать причиной напряженных отношений в коллективе;
- В-третьих, социометрия позволяет обнаружить внутригрупповые сплоченные образования внутри большой группы. В этих образованиях могут быть свои неформальные лидеры, приемлемые члены и отвергнутые.
Готовые работы на аналогичную тему
Морено утверждал, что обследовать благодаря социометрическому методу можно практически любую группу, где участники относятся к разным возрастным и профессиональным категориям, отличаются по признаку пола, профессии, квалификации, социального статуса и семейного положения. К тому же, данные метод может применяться и в дошкольных группах, чтобы определить симпатии и антипатии у детей младшего возраста, когда они уже могут высказывать свое самостоятельное мнение относительно своих знакомых и других детей, которые также состоят в конкретной дошкольной группе.
Основной критерий, которому обязан придерживаться исследователь при проведении методики социометрии – акцентировать внимание на том виде деятельности, для которого индивиду придется выбрать в группе одного или нескольких членов, или отвергнуть их, сделав аутсайдерами. Отсюда вытекает и формулировка основного вопроса социометрического теста, который проводят в группе.
Также, по своему содержанию критерии могут носить как формальный, так и неформальный характер. При помощи формальных критериев измеряются отношения, направленные на осуществление совместной деятельности, ради которой и была создана какая-либо группа. Что касается второго критерия – неформального, то в данном случае речь идет о личностных и психоэмоциональных отношениях, которые не связаны с целью, с которой люди ведут совместную деятельность в группе.
Процедура социометрического метода
Социометрическое исследование обладает своими ключевыми характеристиками, которые выделяют его специфику. В основном, это общая схема действий, которой придерживается исследователь при проведении данного измерения.
Изначально следует отталкиваться от того, какие задачи ставит перед собой исследователь, а также от того, кто выступает в качестве основного объекта измерений. Далее формулируются гипотеза (предположение о том или ином исходе событий), а также основные положения, которые касаются возможных критерием опроса членов группы, которая принимает участие в социометрическом измерении.
Важный фактор заключается в том, что, в отличие от анкетного опроса или индивидуального интервьюирования, социометрия исключает полную анонимность. Вопросы касаются именно личностных характеристик конкретных людей, поэтому участники должны быть заранее предупреждены и подготовлены к тому, что им придется говорить откровенно на глазах у своих коллег.
Замечание 1
Отметим, что экспериментатор требует от участников раскрыть их симпатии и антипатии, что нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых. Зачастую люди попросту предпочитают отказываться от участия, поскольку боятся высказать честное мнение и, тем самым, задеть чужие человеческие чувства.
Смысл социометрического метода заключается в том, что каждый член группы отвечает на заранее заготовленные вопросы. В них он выбирает тех членов своей же группы, которым он отдает свою симпатию, или которых по тем или иным причинам считает аутсайдерами.
Как писал сам Джейкоб Морено, участники отвечают на вопросы, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей (или меньшей) склонности, доверия, предпочтительности в сравнении с другими участниками группы. Также здесь выделяются симпатии и антипатии.
При этом социометрическое измерение неоднородно. Оно может проводиться сразу в двух основных формах. Первая форма заключается в том, что проводится так называемая «непараметрическая процедура». В этом случае участнику предлагают ответить на вопросы, которые заранее подготовлены и отражены в карточке, но не ограничивают его числом выборов. Но из-за заметных противоречий в этой форме появилась вторая – параметрическая. В данном случае, в отличие от непараметрической формы, у испытуемого ограничено число выбора. Например, если в группе 25 человек, то из них он может выбрать только пятерых (когда как в непараметрической форме при количестве участников в 12 человек испытуемый можем делать выбор в пользу сразу 11).
На заключительном этапе составляется социометрическая карточка (иначе ее называют социометрическая анкета). В ней каждый испытуемый должен указать свое настоящее отношение к другим членам группы по заранее выделенным критериям. Например, с точки зрения ведения совместной деятельности, участия в разрешении особо актуальной проблемы, ведения досуговой деятельности, общения вне рабочего времени.
Критерии также определяются индивидуально, в зависимости от того, какие цели преследует исследователь. Так, он может изучать отношение к группе досуга, к рабочей группе, к временной или постоянной группе, в которой он находится.
О методике социометрии Морено
Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.
Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о:
- социально-психологических отношениях в группе;
- статусе людей в группе;
- психологической совместимости и сплочённости в группе.
В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
История создания
Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.
Джекоб (Якоб) Леви Морено
(18 мая 1889, Бухарест, Королевство Румыния — 14 мая 1974, Нью-Йорк, США) — психиатр, психолог и социолог.
Основатель психодрамы,
социометрии и
групповой психотерапии.
—
Наиболее исчерпывающую информацию по вопросу вы сможете прочитать по данному адресу:
Метод социометрических измерений
Страничка в википедии про основателя метода Морено Якоб Леви
Поделиться в соц. сетях:
Социометрия Дж. Морено – методы, процедура, результаты обработки …
Социометрический метод
Одним из самых популярных методов определения межличностных отношений в группе является социометрия, предложенная учеником Фрейда Якобом Морено (1889-1974). Согласно теории Дж. Морено, все противоречия, конфликты, в том числе социальные, происходят из-за несоответствия микро- и макроструктуры группы. Это несоответствие, по его мнению, означает, что система симпатий и антипатий, показывающая психологическое отношение человека к людям, часто не укладывается в рамки данной индивидуальной макроструктуры: максимально близкое психологическое окружение недопустимо.Задача состоит в том, чтобы выровнять макро и микроструктуру. Именно для этого следует применить социометрический метод, с помощью которого можно исследовать симпатии и антипатии, чтобы внести определенные изменения в соответствии с полученными результатами.
Термин «социометрия» буквально означает «социальное измерение», социометрический метод, предназначенный для оценки межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности. Имея характер опроса, социометрия существенно отличается от анкетного опроса и интервью тем, что вопросы касаются эмоциональной сферы взаимоотношений людей.
Социометрическая процедура
Социометрическая процедура заключается в том, что членам группы предлагается перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы работать вместе, расслабиться, сесть за стол и т.п. Вопросы о желании человека участвовать в определенной деятельности вместе с кем-либо называются критериями отбора.
Например, «С кем вы хотите вместе готовиться к экзамену?» Или: «Кого бы вы пригласили на день рождения?» И т. Д.Успех изучения взаимоотношений зависит от правильного выбора этих вопросов. Есть слабые и сильные критерии отбора. Чем важнее для человека та или иная деятельность, чем теснее и продолжительнее общение, тем сильнее считается критерий отбора. Чаще всего социометрическое исследование сочетает в себе вопросы разных типов. Они получают таким образом, чтобы выявить желание человека общаться с членами группы в различных сферах деятельности – в работе, учебе, отдыхе, дружбе и тому подобном.
- Кого из участников группы вы пригласили на день рождения?
- С каким членом группы вы выполняли общую задачу (производство, обучение)?
- С кем из участников группы вы могли бы поделиться своим личным опытом?
При планировании социометрии необходимо определить качество и количество используемых критериев, а также количество выборов, которые сделает каждый член группы, и их интенсивность в большей или меньшей степени.Чаще всего количество вариантов ограничено тремя.
Результаты социометрии
Результаты, полученные с помощью социометрической процедуры, могут быть представлены графически в виде социограммы, матрицы и специальных числовых показателей.
Таблицы результатов социометрии заполняются в первую очередь, причем отдельно для деловых и личных отношений.
Вертикально записанные имена фамилий всех членов группы, которая изучается; по горизонтали – только их количество.На соответствующих пересечениях числа 1, +2, +3 обозначают тех, кто был выбран каждым человеком, изучавшим в первом, втором, третьем повороте, цифрами 1, 2, -3 – тех, кого субъект не выбирает в первая, вторая и третья очереди.
Взаимный положительный или отрицательный выбор обведен в таблице кружком (независимо от порядка выбора). После того, как положительный и отрицательный варианты внесены в варианты, полученные каждым членом группы (сумма выборов), тогда сумма баллов для каждого члена группы вычисляется с учетом того, что выбор, прежде всего, равен в +3 балла (-3), во втором – 2 (-2), в третьем – 1 (-1).После этого вычисляется общая алгебраическая сумма, определяющая статус в группе.
Групповая сплоченность
Групповая сплоченность рассчитывается по формуле
,
где ∑ – сумма всех взаимных выборов в группе; n – количество участников группы.
Сплоченность группы тем выше, чем ближе к единице коэффициент сплоченности.
На основании данных социометрического анализа делаются выводы об уровне групповой сплоченности; наличие групп; их связи с лидерами; о взаимодействии лидеров между собой; соответствие выбранного актива реальному присутствию членов группы, которые не приняты группой и изолированы.
Социометрическая таблица
No | Фамилия | одна | 2 | 3 | четыре | пять | 6 | 7 | восемь | 9 | десять |
один | Абалкин | +1 | +2 | +3 | -он | ||||||
2 | Эстерский | +1 | +3 | +2 | |||||||
3 | Kammerer | -one | +1 | +2 | +3 | ||||||
Bromberg | +2 | +1 | +3 | ||||||||
пять | Глумова | +2 | +1 | +3 | – 3 | -2 | |||||
6 | Сикорский | ||||||||||
7 | Атос-Сидоров | +1 | |||||||||
восемь | Scheck-Itrch | +1 | +3 | +2 | |||||||
9 | Рупор | +2 | +1 | +3 | -он | ||||||
десять | Репнин | +2 | +1 | +3 | -один | ||||||
Количество вариантов | Количество | ||||||||||
общая сумма |
Социограмма
результаты графического представления результатов социограммы
изучение межличностных отношений.Он дает наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов небольшой социальной группы по их статусу (популярности). С помощью специальных знаков и стрелок указывается тип выбора (положительный, отрицательный, односторонний, двусторонний).
Социограмма четко показывает центральных, наиболее влиятельных членов группы, взаимные пары и группы взаимосвязанных людей, выбирающих друг друга. Чаще всего в социометрических результатах встречаются положительные группировки из 2-4 человек.
.
Золотовицкий, Р.А. (2007). Социометрия Дж. Л. Морено
|
.
Социометрия
Социометрия – это количественный метод измерения социальных отношений. Он был разработан психотерапевтом Джейкобом Л. Морено в его исследованиях взаимосвязи между социальными структурами и психологическим благополучием.
Термин «социометрия» относится к его латинской атимологии, «socius» означает «компаньон», «metrum» означает меру. Якоб Морено определил социометрию как «исследование эволюции и организации групп и положения индивидов в них.Он продолжает писать: «Как … наука групповой организации – она атакует проблему не из внешней структуры группы, поверхности группы, но из внутренней структуры. «Социометрические исследования выявляют скрытые структуры, придающие группе ее форму: союзы, подгруппы, скрытые убеждения, запретные программы, идеологические соглашения,« звезды »шоу».
Он разработал социометрию в рамках новых наук, хотя ее конечная цель – трансцендентность, а не наука.«Делая выбор на основе критериев, явных и энергичных, Морено надеялся, что отдельные люди будут более спонтанными, а структуры организаций и групп станут свежими, ясными и живыми». Одним из нововведений Морено в социометрии была разработка социограммы , систематического метода графического представления людей в виде точек / узлов и взаимосвязей между ними в виде линий / дуг. Морено, который много писал о своих размышлениях, приложениях и открытиях, также основал журнал под названием «Социометрия».”
Обученные психодраматическим методам, объединяющие аспекты мышления, чувств и действий в поведении, социометристы практикуют в области психологии, консультирования, исполнительного руководства, развития сообществ и организаций.
В социологии социометрия имеет два основных направления: исследовательская социометрия, и прикладная социометрия. Исследовательская социометрия – это практическое исследование с группами, изучающими социально-эмоциональные сети отношений с использованием определенных критериев, например, К кому в этой группе вы хотите сидеть рядом с вами на работе? К кому в группе вы обращаетесь за советом по работе Проблема? Кто в группе, по вашему мнению, обеспечивает удовлетворительное лидерство в ожидаемом проекте? Исследовательская социометрия, которую иногда называют сетевыми исследованиями, касается моделей отношений в небольших (индивидуальные и небольшие группы) и более крупных группах населения, таких как организации и районы.Социометристы-прикладники используют ряд методов, чтобы помочь людям и группам пересмотреть, расширить и развить существующие психосоциальные сети отношений. Обе области социометрии существуют для того, чтобы посредством их применения вызывать большую спонтанность и творческий потенциал как отдельных людей, так и групп.
Критерии Морено для социометрических тестов
В «Социометрии, экспериментальном методе и науке об обществе. Подход к новой политической ориентации». Морено описывает глубину, на которую нужно пойти группе, чтобы метод был «социометрическим».Термин для него имел качественное значение и не применялся, если не выполнялись некоторые критерии группового процесса. Одно из них – признание разницы между динамикой процесса и явным содержанием. Процитирую Морено: «между официальным поведением и тайным поведением членов существует глубокое расхождение». Морено утверждает, что перед тем, как предлагать какую-либо «социальную программу», социометрист должен «принять во внимание фактический состав группы».
Другими критериями являются: Правило адекватной мотивации: «Каждый участник должен относиться к эксперименту как к его (или ее) собственным делам.. . что это возможность для него (или нее) стать активным действующим лицом в вопросах, касающихся его (или ее) жизненной ситуации »и Правило« постепенного »включения всех посторонних критериев. Морено говорит здесь о« медленном диалектическом процессе. социометрического эксперимента ».
Морено, Дж. Л., 1951, Социометрия, экспериментальный метод и наука об обществе. Подход к новой политической ориентации. Бикон Хаус, Бикон, Нью-Йорк.
Другие подходы и программное обеспечение
В последние десятилетия были разработаны и другие подходы, такие как анализ социальных сетей или социокартирование.Для анализа групп и их структуры было разработано бесплатное и коммерческое программное обеспечение, такое как Pajek или InFlow. Все эти подходы имеют много общих основных принципов с социометрией.
Критерии Морено для социометрического подхода нелегко придерживаться при использовании программных методов, которые не связаны с групповой работой.
—-
«Социометрическое программное обеспечение», GraphPlot , можно найти на этом сайте. [ http://coral.wcupa.edu/sociometry GraphPlot ] – это электронная таблица и инструмент для рисования социометрических данных, который был разработан для работы с неограниченным числом людей и объектов.
Дополнительно Социометрическая история и программное обеспечение можно найти [ http://grouptalkweb.org/ Социометрия ]
ee также
* Джейкоб Л. Морено
* психодрама
* Социальное взаимодействие
* Социальные status
Внешние ссылки
Для получения дополнительной информации о последних разработках в области социометрии обратитесь к Международной сети обучения социометрии (Энн Э. Хейл) по адресу [ http: // www.sociometry.net Sociometry.net ]
Фонд Викимедиа.
2010.
.
социометрических методов Википедия
Социометрия – это количественный метод измерения социальных отношений. Он был разработан психотерапевтом Джейкобом Л. Морено и Хелен Холл Дженнингс в их исследованиях взаимосвязи между социальными структурами и психологическим благополучием и использовался во время Лечебного обучения.
Определение []
Термин «социометрия» связан с его латинской этимологией: socius означает компаньон, а metrum означает меру.Якоб Морено определил социометрию как «исследование эволюции и организации групп и положения индивидов в них». Далее он пишет: «Как … наука о групповой организации, она атакует проблему не из внешней структуры группы, поверхности группы, а из внутренней структуры» [1] . «Социометрические исследования выявляют скрытые структуры, придающие группе ее форму: союзы, подгруппы, скрытые убеждения, запретные программы, идеологические соглашения,« звезды »шоу. [2] ”
Морено разработал социометрию как одну из недавно развивающихся социальных наук. Он заявляет: «Главной методологической задачей социометрии был пересмотр экспериментального метода, чтобы он мог эффективно применяться к социальным явлениям».
(Морено, 2012: 39) [3]
Практика метода была сосредоточена на результатах, установленных участниками: «Делая выбор на основе критериев, явных и энергичных, Морено надеялся, что люди будут более спонтанными. , а структуры организаций и групп станут свежими, ясными и живыми.”
Одним из нововведений Морено в социометрии стала разработка социограммы , систематического метода графического представления людей в виде точек / узлов и взаимосвязей между ними в виде линий / дуг. [4] Морено, который много писал о своих размышлениях, приложениях и открытиях, также основал журнал под названием Социометрия.
- Социограммы Морено
В социологии социометрия имеет два основных направления: исследовательская социометрия и прикладная социометрия.Исследовательская социометрия – это исследование действий с группами, изучающими социально-эмоциональные сети отношений с использованием определенных критериев, например Кого из этой группы вы хотите сесть рядом с собой на работе? К кому в группе вы обращаетесь за советом по работе? Кто в группе, по вашему мнению, будет обеспечивать удовлетворительное лидерство в ожидаемом проекте? Исследовательская социометрия, которую иногда называют сетевыми исследованиями, изучает паттерны отношений в небольших (индивидуальные и небольшие группы) и более крупных группах населения, таких как организации и районы.Социометристы-прикладники используют ряд методов, чтобы помочь людям и группам пересмотреть, расширить и развить существующие психосоциальные сети отношений. Обе области социометрии существуют для того, чтобы посредством их применения вызывать большую спонтанность и творческий потенциал как отдельных людей, так и групп.
Критерии Морено для социометрических тестов []
В статье «Социометрия, экспериментальный метод и наука об обществе: подход к новой политической ориентации» (1951) Морено описывает глубину, на которую группа должна пойти, чтобы метод был «социометрическим».Термин для него имел качественное значение и не применялся, если не выполнялись некоторые критерии группового процесса. Одно из них – признание разницы между динамикой процесса и явным содержанием. Процитирую Морено: «между официальным поведением и тайным поведением членов существует глубокое расхождение». [5] : 39 Морено утверждает, что перед тем, как предлагать какую-либо «социальную программу», социометрист должен «принять во внимание фактическое устройство группы.” [5] : 39
Другие критерии включают правило адекватной мотивации:” Каждый участник должен думать об эксперименте, что он является его (или ее) собственным делом … что это возможность для него (или ее) стать активным агентом в вопросах, касающихся его (или ее) жизненной ситуации »и Правило« постепенного »включения всех посторонних критериев. [5] : 116
Антропологические приложения []
Учитывая, что социометрия занимается групповой принадлежностью и расколами, неудивительно, что социометрические методы использовались для изучения этнических отношений и того, как люди идентифицируют себя с этническими группами. [6] Например, используя социометрические исследования, Джоан Крисвелл исследовала отношения между черными и белыми в классах США, [7] Габриэль Вейманн исследовал этнические отношения в Израиле, [8] и Джеймс Пейдж исследовали внутриэтнические и межэтническая идентификация в пределах Тихого океана. [9]
Другие подходы и программное обеспечение []
В последние десятилетия были разработаны и другие подходы, такие как анализ социальных сетей или социокартирование. Бесплатное, а также коммерческое программное обеспечение было разработано для анализа групп и их структуры, например Gephi, Pajek, Keyhubs или InFlow. Page, J. 1988/9. Образование и аккультурация на Малаите: этнография внутриэтнического и межэтнического сходства. Журнал межкультурных исследований . 15/16: 74-81. Интернет: http://eprints.qut.edu.au/3566/
Внешние ссылки []
- Sometics, коммерческое программное обеспечение, используемое для создания социограмм.
- cliq, веб-инструмент для создания, проведения, оценки и управления социометрическими опросами.
.