Типы конфликтов — Студопедия
Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой.
Внутриличностный конфликт. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, руководителю производственного подразделения его непосредственный начальник дал указание наращивать выпуск продукции, а руководитель по качеству настаивал бы на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Этот пример говорит о том, что одному человеку давались противоречивые задания и от него требовали взаимоисключающих результатов. случае причиной конфликта было нарушение принципа единоначалия.
Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Например, агент по продаже рассматривает взятку как крайне неэтичный способ взаимодействия, но начальство дает ему понять, что продажа должна состояться, во что бы то ни стало. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.
Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю. Или представим, что два художника работают над одной и той же рекламой, но имеют разные точки зрения относительно способа ее подачи. Каждый старается убедить директора принять его точку зрения.
Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.
Конфликт между личностью и группой. Например, кто-то захочет заработать больше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение.
Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.
Межличностный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар – изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.
Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.
К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно более образованный и молодой, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея окончится провалом. И все это для того, чтобы поставить специалистов «на свое место». Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала. Это – яркий пример дисфункционального конфликта.
Часто из-за различия целей начинают конфликтовать друг с другом функциональные группы внутри организации. Например, отдел сбыта, как правило, ориентирован на покупателя, в то время как производственное подразделение больше заботится о соотношении затрат и эффективности, а также об экономии на масштабах. Держать большие товарные запасы, чтобы быстро выполнять заказы, как предпочитает отдел сбыта, значит увеличивать затраты, а это противоречит интересам производственных подразделений.
Типы конфликтов
В зависимости от того, кто выступает в качестве оппонента (наше внутреннее «я», другой человек, группа и
т. д.), различают четыре типа конфликтов:
1. Внутриличностный.
2. Межличностный.
3. Конфликт между личностью и группой.
4. Межгрупповой конфликт.
Внутриличностный конфликт — столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных интересов, мотивов, потребностей и
т. п. у одного и того же человека.
Внутриличностный конфликт выражается в сомнениях человека, неудовлетворенности собой и своей
жизнедеятельностью. Он часто возникает тогда, когда человеку приходится «играть» несколько несовместимых
ролей. О подобном примере мы читаем в книге В. Зигерта, Л. Ланга «Руководить без конфликтов»: «Сотрудник получил
повышение. Со многими он мог быть знаком долгие годы. Со всеми он был на «ты», вместе с другими перемывал косточки
руководству. Теперь он сам стал руководителем. Может ли он оставаться на «ты»? Сам он «тыкать» уже не может».
Подобный конфликт ролевой, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования, при которых человек одновременно должен быть исполнителем нескольких
ролей.
Пример. Заведующая отделом универсама поставила условие, чтобы продавец отдела предоставила покупателям разнообразную информацию О товарах и
услугах. Через некоторое время она же выразила свое недовольство тем, что продавец много времени тратит на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела
товарами. Подобные противоречивые требования вызывают у работника состояние фрустрации — досаду и низкую степень удовлетворенности
работой.
Самым распространенным типом является межличностный конфликт. Он проявляется как столкновение личностей с различными установками, взглядами, ценностями, чертами
характера.
Яркое описание межличностного конфликта дал в своем произведении «Сапожки» русский писатель, актер, режиссер В.М. Шукшин:
.Сергей Духанин увидел в магазине женские сапожки. И потерял покой: захотелось купить такие сапожки
жене. Хоть один раз, думал он, надо сделать ей настоящий подарок. Главное, красивый подарок.
Сергей долго любовался на сапожки, потом пощелкал ногтем по стеклу прилавка, спросил весело:
— Это сколько же такие «пипеточки» стоят?
— Какие «пипеточки»? — не поняла продавщица.
— Да вот. сапожки-то. Ну-ка дай-ка их посмотреть, —попросил он.
— Чего?
— Сапожки.
— Чего их смотреть? Какой размер нужен?
— Я на глаз прикину. Я не знаю, какой размер.
— Едет покупать, а не знает какой размер. Их примерять надо, это не
тапочки.
— Я вижу, что не тапочки. По цене видно.
— Ну и нечего смотреть.
— Ну, вот чего, милая, — обозлился Сергей, — я же не прошу показать мне ваши панталоны, потому что не желаю их видеть, а прошу показать сапожки, которые лежат на прилавке».
Межличностный конфликт — система взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, либо одновременно в острой конкретной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих
сторон.
Конфликт между личностью и группой может возникнуть тогда, когда личность займет позицию, отличную от позиции группы: например, одна из продавщиц, желая больше заработать, предложила выехать в воскресный день на ярмарку с выездной продажей
товаров. Коллектив магазина расценил такое предложение как «чрезмерное» усердие перед начальством и
возмутился.
Подобный тип конфликта может возникнуть на основе межличностного конфликта.
О подобном конфликте рассказала выпускница торгового техникума.
Пример. «Меня возмутила немолодая продавщица, которая обладала отталкивающей внешностью и громким, резким
голосом. Ее раздражали самые простые вопросы покупателей, на которые
она отвечала, перекосившись от злости. В конце концов и из меня она решила сделать свое
подобие. Я возмутилась и высказала все, что о ней думаю: «Да как вам не стыдно так работать! Вы же ненавидите всех и каждого! Вы просто злая скандальная особа, ничего не знаете и не умеете
работать. Меня люди благодарят с улыбкой, а вам отвечают грубостью и рано или поздно вас выгонят за хамство!» Но в коллективе меня не поняли, осудили, и я все время замечаю косые взгляды и молчаливое осуждение работников магазина».
Автор рассказа гротескно изобразила свою противницу, и это говорит о том, что у девушки возникла психическая непереносимость к старшему
коллеге. Выступив против хамства, она вела себя некорректно, чем вызвала неодобрение
коллектива. :
Подобный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: он часто вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах
подчиненных.
Пример. В кафе-бар была принята буфетчица
Лялина. Она
быстро освоилась с должностными обязанностями и благодаря своему общительному характеру познакомилась со всеми работниками и снискала всеобщие
симпатии. Только с директором Умновым ей не удалось установить друж-еские
отношения. Он не одобрял ее частые отлучки с рабочего места и бесконечные разговоры с сотрудниками на личные
темы.
Поняв, что хорошего отношения Умнова ей не дождаться, Лялина изменила тактику и ограничила объем своей работы до минимума, отказавшись участвовать в обслуживании праздничных торжеств, выездной торговле и санитарных днях
кафе-бара.
Таким образом, Лялина провоцировала директора на конфликт. Ее «смелость» снискала популярность в
коллективе. Умное после некоторых размышлений изменил тактику руководства. На производственном совещании он пошел на компромисс: предложил освободить Лялину от части общих дел, в которых она не желала
участвовать. Часть работы он пообещал взять на себя, а другую часть предложил распределить между членами
коллектива. И когда сотрудникам, одобрявшим поведение Лялиной,
пришлось выполнять ее обязанности, они высказали возмущение и отвернулись от
нее.
Через некоторое время ей пришлось подать заявление об увольнении по собственному
желанию.
Лялина представляла собой демонстративный тип личности, и этим объяснялись ее высокий уровень конфликтности и желание привлечь к себе внимание
окружающих. Руководитель действовал объективно, так как в своей тактике исходил не из личных симпатий, а из интересов
коллектива.
Межгрупповой конфликт отражает это противоречие, при котором конкурирующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их
осуществления.
В торгово-коммерческой деятельности такого рода конкурентный вариант взаимоотношений может возникнуть между предприятием-изготовителем и коммерческим
предприятием. Посредником в таком конфликте является юрист. Он получает договоры поставок и анализирует правильность их оформления, а также стремится к максимальной выгоде при заключении его
предприятием. По не удовлетворяющим предприятие пунктам договора (например, требование предоплаты или высокие суммы на транспортные расходы) составляется протокол разногласий и отправляется
предприятию-изготовителю. Результатом такого конфликта может стать новый подход, открывающий путь решения возникшей
проблемы.
Типология конфликтов может проводиться на основе учета специфики конфликтной
ситуации.
С этой точки зрения различают истинный, ложный, явный и скрытый конфликты.
Истинный конфликт — в основе такого конфликта лежит объективно существующая конфликтная ситуация,
т. е. реально неделимый объект притязаний оппонентов. Примеры:
а) торгово-коммерческая фирма «Контакт» и магазин «Продукты» конфликтуют из-за площади здания второго этажа, которое по документу о собственности принадлежит магазину, но которое на протяжении двадцати лет занимало
торговое объединение «Продтовары», преобразованное затем в торгово-коммерческую структуру «Контакт». Конфликтная ситуация по документам юриста должна разбираться в арбитражном суде;
б) два покупателя претендуют на товарное изделие, существующее в единственном экземпляре;
в) сохранение чувства собственного достоинства. Истинный конфликт может быть явным и
скрытым.
Явный конфликт предполагает наличие объективно существующей конфликтной ситуации, при которой цели оппонентов пересекаются и каждый из них имеет достаточно четкое представление о намерениях противодействующей
стороны.
Скрытый конфликт — такой, при котором в условиях объективной ситуации один из оппонентов по каким-то причинам не воспринимает возникшее отношение как
конкурентное.
Например, продавец допустил обсчет (обвес), но покупатель этого не заметил. Эта объективная ситуация может вскрыться и вылиться в открытый, явный
конфликт.
Ложный конфликт — вид общения, при котором конкурентный характер взаимоотношений возникает в условиях объективной конфликтной
ситуации. Такие случаи возможны, если объект притязаний в действительности не является
неделимым. Однако оппоненты неадекватно оценивают сложившуюся ситуацию.
Пример. Покупательница посмотрела блузку и нерешительно ее
отложила. Продавец забрала блузку и подала другой покупательнице, которая, долго не раздумывая, попросила выписать
чек. Тут первая покупательница возмутилась и стала с резкими обвинениями в адрес продавца требовать, чтобы блузку отдали
ей.
— Но вы же отказались! — возразила продавец.
— Кто это вам сказал?! — резко отвечала покупательница. — Позовите директора!
— А блузка вам больше не нужна? — спросила продавец.
— Так ведь вы же отдали! Разве это не последняя блузка?
— Нет, не последняя. Если не раздумали, я сниму с витрины такую же
блузку.
Покупательница в замешательстве. Наконец решает: «Не надо блузки». И, грозная и решительная минуту назад, она растерянно покидает
магазин.
К числу ложных конфликтов относятся всякого рода недоразумения, ошибки, оплошности и
т. д.
Пример. Покупательница приехала в «Дом обуви» покупать сапожки в новых
туфлях. Продавец заподозрила ее в том, что она переобулась в магазине, и пригласила ее в подсобное помещение для выяснения
недоразумения. Когда недоразумение выяснилось, продавец сказала: «Нечего в новых туфлях по магазину разгуливать».
Ложные конфликты часто возникают в том случае, когда стоящие в очереди люди часто истолковывают попытку вновь подошедшего к витрине, чтобы лучше рассмотреть товар, как стремление миновать
очередь.
Таким образом, источников конфликтов в коммерческой деятельности можно наблюдать множество, однако все источники можно сгруппировать в три:
1. Ущемление или неудовлетворение интересов или прав покупателей.
2. Ошибочное приписывание плохого замысла или мнения покупателем или продавцом друг
другу.
3. Психологическая неприязнь, вызванная предшествующими конфликтами в коммуникациях продавцов и
покупателей.
Конфликт личности, между группой и личностью, примеры
Конфликты являются естественными состояниями в различных сферах жизни человека. Нет никого, кто ни разу не находился в конфликте. Причем конфликт может происходить как внутри личности, так и между группой и личностью. Конфликт отображает противостояние, противоречие или несогласие двух и более мнений. Поведение индивида в конфликте зачастую зависит от норм, принятых в обществе, и его воспитания. Все будет рассмотрено на примерах.
Что такое конфликты личности?
Конфликты могут возникать внутри личности. Таким образом, конфликтом личности называется противоречие его желаний, мнений, целей или эмоциональных состояний в определенной ситуации. Противоречия внутри личности могут возникать на различных уровнях. Нередко выбирать приходится между «должен» и «хочу».
Многие люди относятся к конфликтам отрицательно. Причем специалисты интернет-журнала psytheater.com утверждают, что конфликты внутри личности являются такими же разрушительными, как и споры в окружающем мире. В зависимости от того, как человек отнесется к своим внутренним противоречиям и начнет их решать, он станет более развитым или создаст проблему, которая будет понижать его самооценку.
Конфликты нормальны между желаниями, потребностями, моральными и общественными устоями. Остается только более продуктивно отнестись к процессу их устранения. Следует понимать причины их возникновения, быть решительными в совершении выводов, не бояться последствий.
Хотите быть человеком, которому верят и доверяют? Тогда не нужно противоречить самому себе. Дело в том, что доверие к любому индивиду пропадает, когда наблюдается некоторое несоответствие его взглядов на жизнь и того, что он делает. К примеру, если вы возмущаетесь по поводу того, что кто-то ведет себя, как ребенок, а потом сами начинаете обращаться к родителям своего любимого человека за помощью, когда у вас произошла ссора, то не являетесь ли вы сами ребенком? Вы возмущаетесь, что кто-то делает то же, что делаете вы сами? Как можно к вашему мнению прислушиваться, если вы сами себе же противоречите?
Не нужно осуждать то, что есть в вас самих. Это первое правило, которое нужно соблюдать, если вы хотите стать успешным человеком, который сам себя сделал. Если вам что-то не нравится в другом человеке, сначала спросите себя: «А не делаю ли я таких же поступков?». Довольно часто человек возмущается по поводу того, что присуще ему самому. Вот только он не хочет признавать за собой недостатков, но с удовольствием видит такие же изъяны в окружающих. Поэтому сначала увидьте свои слабые стороны, чтобы иметь возможность их изменить и стать лучше (а не попусту тратить свое время на осуждение других людей).
Если вы хотите, чтобы вас уважали или воспринимали определенным образом, вы этого должны не только требовать, но и себя демонстрировать так, чтобы это вызывало определенные реакции. К примеру, если вы хотите, чтобы вас воспринимали серьезно, то перестаньте одеваться сексуально (обтягивающие короткие юбки и прозрачные кофточки). Соответствуйте внешностью и своим поведением тому образу, который вы хотите, чтобы видели в вас окружающие. Будьте и во внешности, и в одежде, и в манере поведения, и на словах, и во взглядах на мир тем, кем хотите быть. Пусть ваша внешность соответствует тому образу, на который вы хотите быть похожими. Пусть ваши действия, слова и мировоззрение передают этот образ. Будьте цельной личностью, которая не противоречит сама себе.
Будьте успешным человеком, который сам себя создал. Четко определите тот идеал, на который вы хотите походить (и в зависимости от вашего выбора, люди будут относиться к вам тем или иным образом). После чего потратьте все свои силы, чтобы ваша внешность, характер, взгляды на жизнь, недостатки и достоинства соответствовали вашему выбранному образу, иначе вы можете получить непредсказуемый результат, когда люди будут к вам относиться не так, как вам хотелось бы.
Можно удивиться при осознании того, что зачастую мужчины и женщины ищут не то, что декларируют. К примеру, женщина может искать богатого мужчину, но в итоге влюбиться в простого работягу. Как так получилось? Психологи бы ответили, что человек зачастую противоречит сам себе при выборе любимого партнерам, потому что не знает самого себя, своих желаний и потребностей, да и просто сам себя обманывает.
Пример. Он ищет порядочную женщину (порядочные, то есть скромные, зачастую являются беспомощными и зависимыми), она может таковой стать, лишь когда найдет тыл в своем мужчине (то есть станет зависимой от него). При этом он не желает решать ее жизненные проблемы и обеспечивать.
Он ищет самодостаточную женщину (которая сама принимает решения, умеет руководить и пр.), при этом сам не желает подчиняться партнерше.
Кто ему нужен? Женщина самодостаточная и порядочная, которая не будет от него зависеть и им управлять. Но такая женщина должна быть равнодушной к мужчине, тогда ей не будет никакой выгоды в том, что он ей дает/не дает и что вообще делает.
- Он ищет порядочную, но сам говорит о сексе.
- Он ищут открытую, но сам ей всего не говорит.
- Он ищет добрую, но сам при этом отпускает саркастические шутки.
- Он ищет самодостаточную и дающую (хозяйственную), но сам при этом скуп и жаден.
- Он ищет позитивную, но сам жалуется на свои хлопоты и поведение других людей.
Другими словами, мужчина ищет то, чего сам женщине не дает. Он ищет такую женщину, которая с ним не захочет быть (а будет гулять с другими мужчинами).
Вывод. Мужчины часто сами не понимают, что хотят страдать от тех женщин, которых себе ищут. Женщины часто сами влюбляются в тех, с кем потом будут страдать, желая их изменить. А то, что они ищут друг в друге, чаще всего сами не могут дать своим партнерам или противоречат своими поступками этим проявлениям.
перейти наверх
Поведение личности в конфликте
Поведение человека в конфликтной ситуации зависит от следующих факторов:
- От того, насколько ему важен предмет спора.
- От отношений, в которых он находится со своим противником.
- От внутренних ресурсов, которые он готов направить на противостояние.
- От убеждений и воспитания.
Соответственно, выделяют такие виды поведения в конфликте:
- Соперничество – когда личность зациклена лишь на достижении своей выгоды. Здесь отсутствуют компромиссы и уступки. Человек желает настоять на своем мнении и готов бросать на это все имеющиеся у него ресурсы. Если подобной позиции придерживается оппонент, то зачастую конфликт длится очень долго, порой не разрешается никогда. Здесь может использоваться давление, чтобы сломить противника, пока он не сдастся.
- Сотрудничество – самая продуктивная стратегия, но очень сложная, поскольку обе стороны должны забыть о личной выгоде и рассмотреть вопрос с различных позиций, чтобы пойти на уступки и прийти к компромиссу.
- Компромисс – стратегия сотрудничества. Здесь оппоненты идут на взаимные уступки, отказываясь частично от своей выгоды. Порой это может оказать полезную услугу. Однако нередко каждая из сторон остается недовольной, поскольку полностью не были удовлетворены ее потребности. На компромисс идут люди, желающие сохранить хорошие отношения между собой. Однако нередко после решения конфликта остается неприятный осадок из-за того, что пришлось отказаться от своей выгоды.
- Приспособление – это стратегия, при которой индивид полностью отказывается от своего мнения и соглашается с правотой оппонента. Обычно такое происходит, если оппонент является авторитетным лицом, умеет манипулировать и переубеждать, личность желает сохранить ресурсы для следующей борьбы, боится потерять хорошее отношение к себе, слаба или зависит от второй стороны. В такой ситуации индивид постепенно отказывается от своего мнения, полностью принимая противоположную позицию.
- Уклонение – когда личность пытается увильнуть от разговора, ответов на открытые вопросы. Обычно так происходит, когда индивид был вовлечен в конфликт, не испытывает никакого интереса к предмету спора либо просто желает что-то скрыть.
В процессе конфликта могут быть использованы различные техники и приемы. Сначала оппоненты активно спорят, доказывают свою правоту, а затем уже начинают проявлять одну из моделей поведения.
перейти наверх
Конфликт личности с группой
Каждый индивид становится частью какой-то группы. Элементарным примером является семья, которая уже становится сообществом, в котором индивид должен уживаться. Нередко желания и цели индивида противоречат или не согласуются с общими установками целой группы. Здесь возникает конфликт.
Обычно человек примыкает к какой-либо группе, чтобы использовать ее в своих целях. Например, индивид начинает дружить с теми людьми, от которых он получает уважение. Личность устраивается на работу, чтобы получать деньги. С одной стороны личность использует группу, чтобы получать ее блага. С другой стороны личность должна изучить и соблюдать все правила, законы, нормы и порядки, принятые в этой группе. Чем более устоявшимися и категоричными являются эти правила, тем больше их нужно соблюдать.
Конечно, человек иногда пытается нарушить правила той группы, в которой находится, особенно если он не совсем с ними согласен или они в какой-то момент стали ему неудобными, мешающими. Здесь группа реагирует однозначно отрицательно. На первое время человек может быть прощен группой, особенно если не совсем хорошо знаком с ее правилами. Однако если индивид будет систематически нарушать порядки, принятые в конкретной группе, тогда его удалят из нее.
Конфликт личности и группы может привести как к положительному, так и к отрицательному исходу. Если группа направлена на развитие и укрепление, тогда она позволит некоторую вольность отдельным ее участникам, если их поступки способствуют развитию группы. Если же группа существует уже давно, ее правила не меняются, само сообщество является большим, тогда, скорее всего, любые попытки отдельной личности повлиять и что-то изменить будут встречены негативно. Либо человек интегрируется в группу и принимает ее порядки, либо его выгоняют.
На то, как будет разворачиваться конфликт между личностью и группой, влияет множество факторов. Например:
- Сплоченность группы.
- Социальный статус индивида.
- Ресурсы, которые имеются у каждой из сторон.
перейти наверх
Модели поведения личности в конфликте
В зависимости от мотивов и установок личности, выделяют следующие модели ее поведения в конфликте:
- Конструктивная – когда индивид направляет все силы на устранение и разрешение конфликта. Каким образом это будет происходить, уже другой вопрос. Но главное – цель, где личность желает устранить конфликт и наладить отношения с людьми.
- Деструктивная – когда индивид не решает, а усугубляет проблему. Он манипулирует, оскорбляет, унижает, причиняет дополнительную боль и совершает поступки, которые еще больше накаляют обстановку.
- Конформистская – когда индивид не пытается спорить, а принимает сторону оппонента, чем и устраняет конфликт. В такой ситуации индивид достаточно быстро убирает спор с другим человеком, если ему на самом деле неважно, чем он закончится, кто победит и чья сторона будет занята.
перейти наверх
Итог
Конфликты возникают в жизни каждого человека. Соответственно, каждый принимает решение, как ему себя вести в определенной конфликтной ситуации и к чему это приведет.
Конфликт между личностью и группой
В статье рассматриваются основные особенности конфликта между личностью и группой, его признаки и формы. Дана схема выхода из конфликта, описаны его последствия.
Социальная группа – это отражение общества, в котором неизбежно возникают разногласия. Возникновение противоречия между личностью и группой является наиболее часто встречающимся явлением.
Конфликт между личностью и группой — это противоречие, возникшее между индивидуумом и социальной группой.
Явление это довольно многоплановое, так как взаимоотношения в конкретной группе выстроены в определенную систему, подчиняются гласным и негласным правилам, с наличием формального и неформального лидера и пр. Поэтому возможность возникновения в группе конфликта возрастает в несколько раз.
Чаще всего в основе появившегося разногласия лежат попытки изменения внутригрупповых правил и норм. Это процесс довольно непростой, даже если члены группы понимают необходимость перемен. Особенно острым становится конфликт в том случае, если правила пытается изменить один человек.
Исходя из основы конфликта, можно определить причины, побуждающие человека нарушать общегрупповые нормы и правила:
- преднамеренное нарушение правил, с целью защитить собственные интересы и ценности;
- случайное их несоблюдение, так как либо человек является новичком в группе, либо не усвоил существующие там правила в полной мере;
- невозможность следования установленным нормам по ряду причин;
- возникновение противоречия между групповыми ожиданиями и ожиданиями конкретной личности;
- разногласия по конкретным целям, задачам и способам их реализации;
- конфликт из-за желания занять лидерство конкретной личностью в конкретной группе;
- конфликт между руководством и группой;
- желание группы найти виновника (мнимого или реального) в неудачах, постигших деятельность коллектива.
Как и любой конфликт, противостояние между личностью и группой имеет определенные признаки, среди наиболее ярких, можно выделить следующие:
- притеснения и нападки со стороны участников группы;
- нарушение личностного пространства;
- агрессивное поведение;
- отказ от коммуникации и взаимодействия;
- возложение ответственности за неудачи.
Формы, в которых проявляется конфликт между личностью и группой встречаются самые разнообразные к ним можно отнести следующие:
- использование санкций внутри конкретной группы;
- абсолютное прекращение общения участников группы с индивидуумом;
- высказывание резкой критики;
- существенное ограничение общения;
- эйфория, проявляемая со стороны конфликтующего.
Прежде чем приступать к рассмотрению способов разрешения конфликтов между личностью и группой, важно изучить характерные для этого противостояния особенности:
- Структура возникшего противоречия. Она, как и в других видах конфликтах состоит из субъектов, основы и образов. Субъекты взаимодействия в данном случае – личность и группа. Основа – столкновение мотивов (личностных и групповых). Образы конфликта – индивидуальные и групповые взгляды и оценки.
- Причины, побудившее вступить в конфликт. Без их понимания невозможно конструктивное разрешение противоречий.
- Формы проявления конфликта. Способы разрешения возникшего разногласия базируются на том, каким образом участники группы выражают свое неудовлетворение поведением вступившей в конфликт личности. А так же на том, как действует сам индивид.
Существует определенная схема того, как разрешить конфликт между личностью и группой. Она состоит из этапов управления и соответствующих каждому этапу управленческих действий:
- Прогнозирование конфликта. Если грамотно подойти к реализации всех действий, то еще на этой стадии можно разрешить конфликт, просто не допустив его. Для этого необходимо изучение психологических и индивидуальных особенностей участников группы, индивидуальная работа с формальными и неформальными лидерами, сбор, учет и анализ группового мнения, их ценностей. Немаловажно понимание предвестников намечающегося конфликта, его первых симптомов. Примерами таких зачатков могут служить: критические высказывания в адрес личности, решившей противостоять группе, ограничение общения с этим индивидом.
- Если конфликт удалось спрогнозировать, то его возможно предупредить. Для этого стоит тщательно проанализировать причины конфликта, предпринять определенные меры. Они могут быть как педагогическими (разъяснение, беседа, напоминание правил поведения внутри социальной группы), так и административными (перевод участников конфликта в разные подразделения, штрафы и пр.).
- Если конфликт все же произошел, то необходимо его грамотное регулирование. Для этого в первую очередь важно, чтобы все участники признали его реальность. После этого проводится работа с обоими субъектами взаимодействия конфликта на предмет поиска возможных путей выхода из него.
- Заключительный этап – это разрешение возникших противоречий. Здесь имеется два способа: либо сам индивид, вступивший в конфликт, признает свои ошибки и исправляет их, либо эта он покидает группу.
Последствия конфликта напрямую зависят от того, насколько правильно он был разрешен. В этом же и заключаются функции конфликта, возникшие между личностью и группой.
Положительным итогом противостояния или функциональными последствиями являются:
- получение взаимовыгодного результата, который даст возможность всем участникам группы почувствовать свою к ней принадлежность, осознать свою роль в принятии конструктивного решения;
- устранение враждебности, несправедливости, дискриминации внутри группы;
- настрой на сотрудничество;
- сплочение коллектива.
Дисфункциональные последствия возникают в том случае, если конфликт был неуправляемым или управление происходило неэффективно.
Они выражаются в том, что в коллективе возникает:
- чувство неудовлетворенности, снижение производительности;
- низкая степень сотрудничества;
- немотивированная преданность собственной группе, отстранение ее от других социальных групп;
- прекращение взаимодействия между субъектами конфликта;
- увеличение враждебности;
- преувеличение номинальной победы либо личностью, либо группой.
Конфликты между группой и личностью неизбежны. Однако понимание их особенностей и путей разрешения в итоге приведет к положительным, функциональным последствиям этого противостояния.
Видео: Методы разрешения конфликтов
Конфликты: виды и способы разрешения
Как и у многих понятий в теории управления, у конфликта имеется множество определений и толкований. Мы определяем конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.
Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Например, коша готовится смета компании «Си Би Эс» на следующий год, президенты «Си Би Эс Новости» и «Си Би Эс Спорт», возможно, оба стараются убедить Совет директоров «Си Би Эс», что именно он заслуживает большей доли ресурсов компании. Или представим себе двух инженеров на собрании, где каждый настойчиво предлагает принять его спецификацию продукта.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности, избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу .
Эти подходы к эффективности организации в большой степени опирались на определение задач, процедур, правил, взаимодействий должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Считалось, что такие механизмы, в основном, устранят условия, способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем.
Авторы, принадлежащие к школе «человеческих отношений», также были склонны считать, что конфликта можно и должно избегать. Они признавали возможность появления противоречий между целями отдельной личности и целями организации в целом, между линейным и штабным персоналом, между полномочиями и возможностями одного лица и между различными группами руководителей.
Однако они обычно рассматривали конфликт как признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликта.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже может быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом.
Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения.
Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д.
Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического исполнения.
Таким образом, конфликт может быть ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫМ и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации.
Типы конфликта
Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ. Этот тип конфликта не соответствует определению, данному выше. Однако, его потенциальные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм — ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.
Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже заведующий может высказать недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. А продавец воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать — как несовместимые.
Аналогичная ситуация возникла бы, если бы руководителю производственного подразделения его непосредственный начальник дал указание наращивать выпуск продукции, а руководитель но качеству настаивал бы на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Оба примера говорят о том, что одному человеку давались противоречивые задания и от него требовали взаимоисключающих результатов.
В первом случае конфликт возникал в результате противоречивых требований, предъявляемых к одному и тому же человеку. Во втором случае причиной конфликта было нарушение принципа единоначалия. Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.
Например, женщина-руководитель давно планировала в субботу и воскресенье поехать отдохнуть с мужем, так как ее чрезмерное внимание работе стало плохо сказываться на семейных отношениях. Но в пятницу к ней в кабинет врывается ее начальник с какой-то проблемой и настаивает, чтобы она занялась ее решением в выходные дни. Или агент по продаже рассматривает взятку как крайне неэтичный способ взаимодействия, но начальство дает ему понять, что продажа должна состояться, во что бы то ни стало.
Многие организации сталкиваются с тем, что некоторые руководители возражают против их перевода в другой город, хотя это сулит им , солидное повышение в должности и жаловании. Это особенно часто происходит в семьях, где и муж, и жена занимают руководящую должность или являются специалистами.
Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой Внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта.
Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю. Или представим, что два художника работают над одной и той же рекламой, но имеют разные точки зрения относительно способа ее подачи.
Каждый старается убедить директора принять его точку зрения. Аналогичным, только более тонким и длительным, может быть конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии.
Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды, и цели таких людей различаются в корне.
КОНФЛИКТ МЕЖДУ ЛИЧНОСТЬЮ И ГРУППОЙ. Как показал Хоторнский эксперимент, производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности.
Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение.
Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены.
А кто-то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы компании, его или ее все равно можно рассматривать, как источник конфликта, потому что он или она идет против мнения группы.
Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тоща группа может нанести ответный удар — изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.
МЕЖГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности.
Во время Хоторнского эксперимента, например, было обнаружено, что работники сообща решили работать ниже норм, установленных руководством. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.
К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном.
Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство, но поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея окончится провалом.
И все это для того, чтобы поставить специалистов «на свое место». Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала. Это — яркие примеры дисфункционального конфликта.
Межгрупповой конфликт
Часто из-за различия целей начинают конфликтовать друг с другом функциональные группы внутри организации. Например, отдел сбыта, как правило, ориентирован на покупателя, в то время как производственное подразделение больше заботится о соотношении затрат и эффективности, а также об экономии на масштабах. Держать большие товарные запасы, чтобы быстро выполнять заказы, как предпочитает отдел сбыта, значит увеличивать затраты, а это противоречит интересам производственных подразделений.
Дневная смена медицинского персонала может обвинить ночную смену в том, что та плохо ухаживает за больными. В крупных организациях одно подразделение может попытаться увеличить свою прибыльность, продавая готовую продукцию внешним потребителям вместо того, чтобы удовлетворить потребности других подразделений компании в своей продукции по более низкой цене
Причины конфликта
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Выделить большую долю ресурсов какому-то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что друга получат меньшую долю от общего количества.
Не имеет значения, чего касается это решение: за какой из четырех секретарей закрепить компьютер с программой-редактором, какому факультету университета дать возможность увеличить количество преподавателей, какой руководитель получит дополнительные средства для расширения своего производства или какое подразделение получит приоритет в обработке данных — люди всегда хотят получать не меньше, а больше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликтам.
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ЗАДАЧ. Возможность конфликта существует везде, то один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Например, руководитель производственного подразделения может объяснять низкую производительность своих подчиненных неспособностью ремонтной службы достаточно быстро ремонтировать оборудование.
Руководитель ремонтной службы, в свою очередь, может винить кадровую службу, что не взяла на работу новых рабочих, в которых нуждались ремонтники. Аналогичным образом, если один из шести инженеров, занятых разработкой новой продукции, не будет работать, как следует, другие могут почувствовать, что это отражается на их возможностях выполнять свое собственное задание.
Это может привести к конфликту между группой и тем инженером, который, по их мнению, плохо работает. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимозависимых элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.
Некоторые типы организационных структур и отношений как бы способствуют конфликту, возникающему из взаимозависимости задач. Обсуждая межгрупповой конфликт, мы привели пример конфликта между линейным и штабным персоналом.
Причиной такого конфликта будет взаимозависимость производственных отношений. С одной стороны, линейный персонал зависит от штабного, потому что нуждается в помощи специалистов. С другой стороны, штабной персонал зависит от линейного, так как нуждается в его поддержке в тот момент, когда выясняет неполадки в производственном процессе или когда выступает в роли консультанта. Более того, штабной персонал при внедрении своих рекомендаций обычно зависит от линейного.
Определенные типы организационных структур также увеличивают возможность конфликта. Такая возможность возрастает при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия. Возможность конфликта также велика в функциональных структурах, поскольку каждая крупная функция уделяет внимание в основном своей собственной области специализации.
В организациях, ще основой организационной схемы являются отделы (по каким бы признакам они ни создавались: продуктовому, потребительскому или территориальному), руководители взаимозависимых подразделений подчиняются одному общему начальству более высокого уровня, тем самым, уменьшая возможность конфликта, который возникает по чисто структурным причинам.
РАЗЛИЧИЯ В ЦЕЛЯХ. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве как можно более разнообразной продукции и ее разновидностей, потому что это повышает их конкурентоспособность и увеличивает объемы сбыта.
Однако, цели производственного подразделения, выраженные в категориях затраты-эффективность выполнить легче, если номенклатура продукции менее разнообразна. Аналогичным образом, отдел снабжения может захотеть закупить большие объемы сырья и материалов, чтобы снизить среднюю себестоимость единицы продукции. С другой стороны, финансовый отдел может захотеть воспользоваться деньгами, взятыми под товарно-материальные запасы и инвестировать их, чтобы увеличить общий доход на инвестированный капитал.
РАЗЛИЧИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ И ЦЕННОСТЯХ. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. Эта тенденция была выявлена в исследовании, где руководителей отдела сбыта, кадровой службы, и службы связи с клиентами попросили решить одну проблему. И каждый считал, что с проблемой может справиться только его функциональное подразделение.
Различия в ценностях — весьма распространенная причина конфликта. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный имеет право выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно делая то, что ему говорят. Высокообразованный персонал отдела исследований и разработок ценит свободу и независимость.
Если же их начальник считает необходимым пристально следить за работой своих подчиненных, различия в ценностях, вероятно, вызовут конфликт. Конфликты часто возникают в университетах между факультетами, ориентированными на образование (бизнес и техника). Конфликты также часто зарождаются в организациях здравоохранения между административным персоналом, который стремится к эффективности и рентабельности, и медицинским персоналом, для которого большей ценностью является качество оказываемой больным помощи.
РАЗЛИЧИЯ В МАНЕРЕ ПОВЕДЕНИЯ И ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ. Эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта. Вам, конечно, встречались люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность и которые готовы оспаривать каждое слово. И вот такие ершистые личности создают вокруг себя атмосферу, чреватую конфликтом.
Исследования показывают, что люди с чертами характера, которые делают их в высшей степени авторитарными, догматичными, безразличными к такому понятию как самоуважение, скорее вступают в конфликт. Другие исследования показали, что различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Если руководство не может довести до сведения подчиненных, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не «выжимать соки» из рабочих, а увеличить прибыль компании и ее положение среди конкурентов, подчиненные могут отреагировать таким образом, что замедлят темп работы.
Другие распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт, — неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникать или усугубляться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.
Последствия конфликта
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТА. Имеется семь функциональных последствий конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди больше будут чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений — враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.
Конфликт может также уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые, как они считают, противоречат идеям их руководителей. Это может улучшить качество процесса принятия решений, так как дополнительные идеи и «диагноз» ситуации ведут к лучшему ее пониманию; симптомы отделяются от причин и разрабатываются добавочные альтернативы и критерии их оценки. Через конфликт члены группы могут проработать возможные проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.
ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТА. Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие две* функциональные последствия, т.е. условия, которые мешают достижению целей.
1. Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности.
2. Меньшая степень сотрудничества в будущем.
3. Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами организации.
4. Представление о другой стороне как о «враге»; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных.
5. Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами
6. Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения.
7. Смещение акцента: придание большего значения «победе» в конфликте, чем | решению реальной проблемы.
внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт — Студопедия
Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ. Этот тип конфликта не соответствует определению, данному нами выше. Однако, его потенциальные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм — ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже заведующий может высказать недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. А продавец воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать — как несовместимые. Аналогичная ситуация возникла бы, если бы руководителю производственного подразделения его непосредственный начальник дал указание наращивать выпуск продукции, а руководитель по качеству настаивал бы на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Оба примера говорят о том, что одному человеку давались противоречивые задания и от него требовали взаимоисключающих результатов. В первом случае конфликт возникал в результате противоречивых требований, предъявляемых к одному и тому же человеку. Во втором случае причиной конфликта было нарушение принципа единоначалия.
Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Например, женщина-руководитель давно планировала в субботу и воскресенье поехать отдохнуть с мужем, так как ее чрезмерное внимание работе стало плохо сказываться на семейных отношениях. Но в пятницу к ней в кабинет врывается ее начальник с какой-то проблемой и настаивает, чтобы она занялась ее решением в выходные дни. Или агент по продаже рассматривает взятку как крайне неэтичный способ взаимодействия, но начальство дает ему понять, что продажа должна состояться во что бы то ни стало. Многие организации сталкиваются с тем, что некоторые руководители возражают против их перевода в другой город, хотя это сулит им солидное повышение в должности и жаловании. Это особенно часто происходит в семьях, где и муж, и жена занимают руководящую должность или являются специалистами. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю. Или представим, что два художника работают над одной и той же рекламой, но имеют разные точки зрения относительно способа ее подачи. Каждый старается убедить директора принять его точку зрения. Аналогичным, только более тонким и длительным, может быть конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии.
Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.
КОНФЛИКТ МЕЖДУ ЛИЧНОСТЬЮ И ГРУППОЙ. Как показал Хоторнский эксперимент, производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение.
Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы компании, его или ее все равно можно рассматривать, как источник конфликта, потому что он или она идет против мнения группы.
Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар — изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.
МЕЖГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты (рис. 18.1.). Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться»сним снижением производительности. Во время Хоторнского эксперимента, например, было обнаружено, что работники сообща решили работать ниже норм, установленных руководством. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.
К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея окончится провалом. И все это для того, чтобы поставить специалистов «на свое место». Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость отних линейного персонала. Это — яркие примеры дисфункционального конфликта.
Рис. 18.1. Межгрупповой конфликт.
Часто из-за различия целей начинают конфликтовать друг с другом функциональные группы внутри организации. Например, отдел сбыта, как правило, ориентирован на покупателя, в то время как производственное подразделение больше заботится о соотношении затрат и эффективности, а также об экономии на масштабах (имеется в виду снижение издержек производства на единицу продукции при увеличении размеров производства, так как на каждое изделие будет приходиться меньшая доля условно-постоянных и накладных расходов. Однако при слишком больших размерах предприятия такого рода «экономия на масштабах» часто перестает действовать из-за нарастающих трудностей в управлении (Прим. научн. ред.)). Держать большие товарные запасы, чтобы быстро выполнять заказы, как предпочитает отдел сбыта, значит увеличивать затраты, а это противоречит интересам производственных подразделений. Дневная смена медицинского персонала может обвинить ночную смену в том, что та плохо ухаживает за больными. В крупных организациях одно подразделение может попытаться увеличить свою прибыльность, продавая готовую продукцию внешним потребителям вместо того, чтобы удовлетворить потребности других подразделений компании в своей продукции по более низкой цене.
33. Конфликт между личностью и группой. Психология личности
33. Конфликт между личностью и группой
В социальной группе отражается все многообразие общества. Поэтому в ней в той или иной степени могут иметь место самые разнообразные виды конфликтов. Наиболее характерными из них является конфликт между группой и членом группы.
В основе подобных конфликтов, как правило, лежат попытки изменений в группе и вне нее.
Даже если большинство членов группы понимают необходимость этих изменений и одобряют их, отдельные члены группы по тем или иным причинам могут оказаться в оппозиции и даже выйти из состава группы.
Само членство индивида в группе является конфликтным. С одной стороны, человек нуждается в других для реализации своих личностных целей и интересов, а с другой – он вынужден подчиняться групповым нормам и требованиям, которые не всегда соответствуют его личным планам и желаниям. Поэтому нарушение групповых норм является наиболее характерной причиной внутригрупповых конфликтов. Можно выделить основные причины, по которым член группы нарушает групповые нормы и требования:
1) преследуя свои личные цели;
2) случайно или потому, что еще не в полной мере освоил эти нормы;
3) индивид не в состоянии выполнить предписываемые группой требования.
Можно выделить целый ряд причин, лежащих в основе конфликта между личностью и группой:
1) ожидания личности противоречат ожиданиям группы;
2) противоречия между личностью и группой в целях, ценностях, интересах, позициях и т. д.;
3) борьба за повышение своего статуса в группе; 4) конфликт между руководящими органами и неформальной группой;
5) поиск и нахождение реального и мнимого виновника неудач.
Попытка изменить свое место в группе порождает структурные или статусно-ролевые изменения. Подобные изменения могут быть обусловлены ролевыми конфликтами, которые возникают по причине несовпадения принятой (добровольно или под давлением) членом группы роли с групповыми нормами или ожиданиями. Чаще всего такие конфликты случаются тогда, когда вакантное место занимает новый член группы. Адаптация и социализация всегда чреваты конфликтами. Во-первых, требования группы к новичкам, как правило, бывают завышенными. Во-вторых, новый член группы обычно не в полной мере владеет всеми тонкостями внутригруппового взаимодействия.
Структурные и статусно-ролевые изменения также могут быть связаны с изменением групповых целей и видов деятельности, которые предполагают перераспределение ролей, функций, средств, прав, обязанностей, ответственности и власти.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Примеры конфликтов
Конфликт
В литературе конфликт – проблема или борьба, с которой должен столкнуться главный герой. Часто конфликт происходит между главным героем и антагонистом.
Конфликты двух типов. Внешний конфликт – это конфликт, который протагонист переживает между собой и другим человеком или другим предметом. Внутренний конфликт – это конфликт, который главный герой переживает внутри себя – он должен преодолеть свои собственные эмоции или характеристики, чтобы победить.
Часто говорят о трех различных конфликтах, которые может иметь главный герой :
Человек против человека – конфликт между главным героем и другим человеком
Человек против природы – конфликт между главным героем и стихией
Человек против себя – конфликт внутри главного героя
Примеры конфликтов:
1. В Гамлете Гамлет конфликтует со своим дядей, которого он подозревает в убийстве своего отца, чтобы стать королем.У Гамлета также есть некоторый внутренний конфликт, поскольку он борется со своими чувствами во время пьесы.
2. В эпизоде «« Убить пересмешника »» Скаут – молодой главный герой, и она сталкивается с конфликтом, пытаясь понять предрассудки и то, как они приводят к смерти Тома Робинсона.
3. В Star Wars Люк Скайуокер столкнулся с силами Императора, особенно с Дартом Вадаром.
4. В Король Лев , Симба имеет внешний конфликт со своим дядей Шрамом, но у него также есть внутренний конфликт, поскольку он работает через свою вину за смерть своего отца.
5. В серии о Гарри Поттере главный конфликт Гарри – с Волан-де-Мортом и теми, кто на него работает.
6. В « Повелитель мух » мальчики оказываются в конфликте друг с другом, поскольку они нападают друг на друга в своей изоляции. Бывают и внутренние конфликты, так как мальчики работают через эмоции, например, страх.
7. В Ромео и Джульетта , главный конфликт происходит между двумя семьями, и Ромео и Джульетта оказываются влюбленными и конфликтующими со своими семьями.
8. В сети Шарлотты конфликт Уилбура – свинья против человека, поскольку он надеется избежать того, чтобы его съели!
9. В « A Separate Peace » конфликт Джина в основном внутренний, поскольку он борется со своей ревностью и своей виной из-за того, что он стал причиной аварии Финеаса.
10. В «Одиссея » Одиссей сталкивается со многими конфликтами на своем пути, так как он встречает Циклопа, ведьму Цирцею, Пожирателей лотоса и т. Д.
Примеры конфликтов
.
4 типа организационного конфликта
Организационный конфликт начинается, когда одна группа чувствует, что другая группа имеет или собирается сделать что-то негативное по отношению к первой группе.
Самая распространенная мысль о конфликте состоит в том, что идея – это восприятие отдельных людей. Если никто не знает о конфликте, то обычно считается, что конфликта нет.
Для начала конфликтных процессов также необходимы противодействие или несовместимость и некоторая форма взаимодействия.
Причина конфликта – недопонимание между людьми относительно их потребностей, идей, убеждений, целей или ценностей.
Конфликт можно определить как процесс, который начинается, когда одна сторона чувствует, что другая сторона имеет или собирается оказать негативное влияние на что-то, что волнует первую сторону.
Конфликт возникает всякий раз, когда в социальной ситуации существуют разногласия по вопросам существа, или когда эмоциональный антагонизм создает трения между людьми или группами.
Конфликт показывает борьбу или соперничество между людьми с противоположными потребностями, идеями, убеждениями, ценностями или целями.Конфликт может перерасти в непродуктивные результаты или разрешиться положительно и привести к качественной конечной продукции.
Конфликты могут возникать из-за задач, взаимоотношений или проблем, связанных с процессом между персоналом.
Типы конфликтов
Организационные конфликты можно классифицировать 4 способами.
- Внутриличностный / внутриличностный конфликт.
- Межличностный конфликт.
- Внутригрупповой конфликт.
- Межгрупповой конфликт.
Эти конфликты могут возникать из-за проблем, связанных с задачей, взаимосвязью или процессом.
1. Внутриличностный / внутриличностный конфликт
Конфликт может быть внутриличностным, когда индивидуальные цели и видение отличаются от общего видения его / ее компании. Это относится к конфликту внутри человека.
Внутриличностный конфликт возникает из-за разочарования, множества ролей, которые требуют равного внимания, но не всегда можно выделить, и целей, имеющих как отрицательные, так и положительные стороны.
3 типа внутриличностных / внутриличностных конфликтов:
- Конфликт целей,
- Конфликт из-за разочарования и
- Ролевой конфликт.
Конфликт целей
Другим распространенным источником конфликта для человека является цель, имеющая как положительные, так и отрицательные черты, или две или более конкурирующих целей. Конфликт целей более сложен, чем конфликт из-за разочарования. Конфликт целей возникает, когда достижение одной цели исключает возможность достижения другой.
Можно выделить 3 основных формы конфликта целей:
- Конфликт подхода и подхода , когда человек мотивирован для достижения двух или более позитивных, но взаимоисключающих целей.
- Конфликт подход-избегание , Когда человек мотивирован для достижения цели и в то же время мотивирован для ее избегания. Единая цель содержит в себе как положительные, так и отрицательные характеристики личности.
- Конфликт «избегание-избегание» , когда человек мотивирован избегать двух или более отрицательных, но взаимоисключающих целей.
Конфликт из-за разочарования
разочарование возникает, когда мотивированный драйв блокируется до того, как человек достигает желаемой цели.
На следующем рисунке показано, как возникает разочарование:
Человек, движимый внутренним состоянием недостатка, предпринимает некоторые действия, чтобы восполнить недостаток.
Но его попытки достичь цели сдерживаются преградами, которые могут быть открытыми (внешними) или скрытыми (внутренними). Внешние препятствия включают наводнения, сбои в подаче электроэнергии и поломку транспорта.
Это несоциальные. Существуют внешние препятствия, которые носят социальный характер: родители заставляют ребенка сидеть на унитазе, заставляют его воздерживаться от мультфильма, заставляют оставаться в комнате или отказывают ему в удовольствии смотреть телевизор.Внутренние препятствия – это личные ограничения и недостатки, которые мешают чьим-то устремлениям.
слабости, физические уродства, недостаток навыков или низкий интеллект могут мешать достижению. Внутренние преграды более долговечны, чем внешние.
Фрустрированные люди используют любой из четырех защитных механизмов: агрессию, отстранение, фиксацию или компромисс.
Агрессия означает атаку через барьер, физическую или символическую. Отступление означает отступление от барьера.
Фиксация означает продолжение усилий по преодолению барьера. Компромисс относится к поиску новой цели.
Конфликт возникает во всех ситуациях защитного механизма.
Ролевой конфликт
Последняя причина внутриличностного конфликта заключается в том, что человеку необходимо играть несколько ролей одновременно, но не хватает времени и ресурсов для этого.
Например, взрослый мужчина из среднего класса нередко одновременно играет роли мужа, отца, сына по отношению к пожилым родителям, работнику или менеджеру, студенту (вечерняя программа MBA), члену социального клуба, тренеру бейсбольная команда малой лиги, партнер по бриджу, член покерного клуба
.
Межгрупповой конфликт, образец эссе
3 страницы, 1165 слов
Межгрупповой конфликт может возникнуть, когда группа людей из разных слоев общества работает и живет вместе. Эти конфликты могут быть вызваны такими понятиями, как предрассудки, стереотипы и дискриминация. Чтобы бороться с этими конфликтами, необходимо сформировать разнообразную группу людей с разнообразным набором лидеров, членам группы следует дать положительный ярлык, чтобы способствовать положительному поведению, а члены группы должны укрепить чувство собственного достоинства.Программы, которые помогут справиться с конфликтами, – это классы разнообразия, классы разрешения конфликтов, консультации по самооценке и упражнения по построению команды. Эти программы уменьшат конфликт и создадут более позитивную и доверительную атмосферу среди членов группы.
Когда группы, созданные из людей разного происхождения и опыта, объединяются, время от времени неизбежно возникают конфликты. Умение справляться с этим конфликтом и концепциями, влияющими на конфликт, является ключом к созданию более гармоничной среды для всех в группе.Есть несколько концепций, которые могут привести к межгрупповому конфликту. Эти концепции включают дискриминацию, стереотипы и предрассудки. Все эти концепции могут вызвать негативные чувства, отношения и поведение, которые могут вызвать враждебность среди членов группы (стереотипы; предубеждения; дискриминация, 1).
4 страницы, 1844 слова
Курсовая работа по пожарным группам в Квебеке
Выбранная тема: Сегодня я намерен продемонстрировать основанные на понимании концепций конфликта и расколов (с указанием вертикальных, горизонтальных, случайных и пересекающихся) в канадском обществе, обсудить важные социальные, культурные и / или экономические проблемы между Квебеком и остальной частью Канады и их влияние на политическую систему Канады.Продемонстрируйте осведомленность о …
Стереотипы – это обобщение определенной группы людей или социальной категории. Стереотипы могут быть как положительными, так и отрицательными.
Стереотипы считаются концепцией, основанной на мышлении. Каждый день возникают стереотипы о различных группах людей, основанные на таких вещах, как раса, пол, социальный статус, цвет волос или профессия. Иногда они могут быть совершенно бессознательными. Наш разум использует стереотипы, чтобы упростить и упорядочить наши миры.Это может привести к нелогичной классификации людей или определенных аспектов в людях (стереотипы; предубеждения; дискриминация, 1).
Предубеждение, по сути, означает предвзятое мнение о человеке. Это негативное чувство или отношение к отдельному человеку или группе людей. Предрассудки основаны на чувствах, а не на мыслях.
Предубеждение – это мнение или установка, которые сделаны о человеке без знания или учета каких-либо других характеристик или фактов о человеке (стереотипы; предубеждения; дискриминация, 1).
Предрассудки – это негативные чувства, которые обычно не имеют положительного результата для вовлеченных людей. Дискриминация определяется как неравное обращение с кем-то или группой людей из-за определенных характеристик, которыми обладает человек или группа людей (стереотипы; предрассудки; дискриминация, 2).
Примером дискриминации может быть намеренное исключение человека из-за расы, социального статуса или выбора религии. Дискриминация основана на поведении. Люди не всегда проводят дискриминацию на основе предрассудков и стереотипов, которые они думают или чувствуют.
Есть определенные ситуации, когда человек может иметь негативные мысли или отношение к кому-то или группе людей, но его поведение может не отображать эти мысли и чувства. Как только эти концепции станут преобладающими в групповой среде, преодолеть их будет довольно сложно. Часто эти концепции противоречат друг другу и могут быстро вывести ситуацию из-под контроля. Чтобы преодолеть эти концепции, лидеры групп должны быстро определить, что они существуют, и разработать план, чтобы научить членов группы, как взаимодействовать в уважительной и позитивной манере.Один из способов преодолеть эти негативные концепции – убедиться, что когда группа находится вместе, это разнообразная группа людей.
16 страниц, 7926 слов
Курсовая работа о доминирующей группе людей Социальный человек
Глава 1 аномия Определение Эмилем Дюркгеймом состояния, при котором социальный контроль становится неэффективным в результате утраты общих ценностей и чувства цели в обществе. конфликт рассматривает социологический подход, который рассматривает группы в обществе как вовлеченные в непрерывную борьбу за власть за контроль над ограниченными ресурсами.функционалист рассматривает социологический подход, который рассматривает …
Чем более разнообразна группа, тем больше людей разного происхождения научатся взаимодействовать вместе и научатся уважать друг друга («Уменьшение межгрупповых конфликтов», 2).
Еще один способ помочь уменьшить групповой конфликт – это создать атмосферу сотрудничества и поддержки, а не соперничества. Это научит группу работать вместе и вознаграждает их за выполнение задач в команде, а не противопоставляет их друг другу.Наконец, когда в группе назначают лидеров, они должны быть разнообразными. Это не даст членам группы сформировать исторический образ мыслей о подчинении, когда они вместе работают в группе («Уменьшение межгрупповых конфликтов», 2).
Это поможет бороться с негативным отношением к совместной работе в группе на основе сотрудничества.
Еще один способ помочь кому-то преодолеть свои негативные чувства и отношения – помочь им повысить самооценку или то, как они видят себя («Взаимодействие человека и ситуации», 2).
Если люди имеют низкую самооценку, они могут обнаружить, что также плохо относятся к окружающим их людям. Обучая их видеть свою самооценку, они могут также научиться смотреть на других в более позитивном свете. Самоуважение может иметь очень большое влияние на то, как люди видят окружающих («Взаимодействие человека и ситуации», 2).
Если научить их любить себя, это поможет им увидеть ценность людей, с которыми они связаны. Наконец, еще один способ уменьшить конфликт на личном уровне – это позитивная маркировка.Называть человека, скажем, командным игроком или сильным лидером. Как только человек получает свою маркировку, он начинает вести себя таким образом.
Эта концепция меняет негативное поведение на позитивное, что снижает вероятность конфликта («Соблюдение с другими», 1).
Чтобы уменьшить конфликт между мальчиками в группе, центру необходимо реализовать программы и разработать план действий. Центр должен инициировать уроки разрешения конфликтов для всех мальчиков в группе.Этот класс научит мальчиков, как разрешать конфликты рациональным образом. Это, в свою очередь, предотвратит эскалацию конфликта. Еще один урок, который должен стать обязательным для всех мальчиков в группе, – это класс разнообразия. Это познакомит всех мальчиков с разными культурами и группами людей. Чем больше известно о разных культурах, тем больше мальчики могут научиться уважать людей, принадлежащих к разным культурам. Мальчики должны участвовать в еженедельных упражнениях по построению команды.
3 страницы, 1489 слов
Очерк разрешения конфликтов с людьми
Abstract Конфликт на рабочем месте кажется фактом жизни. Бывают ситуации, когда разные люди с разными целями и потребностями вступают в конфликт. А если конфликты не разрешены, они могут вызвать сильную личную неприязнь между вовлеченными лицами. На рабочем месте неизбежны разногласия, споры и конфликты, и разрешение конфликтов является важным навыком…
Обучение мальчиков совместной работе в атмосфере сотрудничества и позитивной атмосферы создаст здоровую связь друг с другом и научит их доверять друг другу. Наконец, рекомендуется, чтобы каждый мальчик участвовал в индивидуальных консультациях, чтобы поработать над самооценкой и самооценкой. Это поможет мальчикам положительно относиться к себе. Когда мальчики обладают сильным чувством собственного достоинства, они будут более склонны относиться к другим с уважением. Предлагаемые программы призваны улучшить работу группы в целом, а также улучшить отношения мальчиков на индивидуальном уровне.Комбинация этих аспектов должна помочь уменьшить конфликт между группой и создать более мирную жизненную среду для всех участников.
ресурсов
«Соответствие другим». (2014).
Онлайн лекции по социальной психологии. Университет Аргози онлайн. Страница 1. Получено с
http://myeclassonline.com/re/DotNextLaunch.asp? «Взаимодействие человека и ситуации». (2014).
Онлайн-конспекты лекций по социальной психологии. Университет Аргози онлайн.Страницы 1-5. Получено с http://myeclassonline.com/re/DotNextLaunch.asp? «Уменьшение межгруппового конфликта». (2014).
Онлайн-конспекты лекций по социальной психологии. Университет Аргози онлайн. Страницы 1-3. Получено с http://myeclassonline.com/re/DotNextLaunch.asp? «Стереотипы; Предубеждение; Дискриминация ». (2014) Онлайн-лекции по социальной психологии. Университет Аргози онлайн. Страницы 1-4. Получено с http://myeclassonline.com/re/DotNextLaunch.asp?
.
Конфликт между группами и отдельными людьми на рабочем месте
Конфликты на рабочем месте могут возникать между отдельными лицами или группами.
Конфликт между людьми на рабочем месте
Конфликты на рабочем месте могут возникать между людьми из-за:
- столкновения личностей, разногласий, запугивания или преследования
- агрессивного или слабого стиля управления
- некоторые сотрудники могут чувствовать, что к другим относятся более благосклонно
Разрешение конфликтов между людьми.
Конфликт на рабочем месте между группами
Конфликт на рабочем месте может возникнуть между группами из-за:
- командного соперничества, разногласий или негодования
- менталитета «они и мы» между большими группами сотрудников и их руководителями
- негодования высшего руководства, плохой моральный дух, низкая мотивация, разногласия по поводу оплаты труда, здоровья и безопасности, увольнения и отсутствия надлежащих консультаций
Группы: модели поведения
Группы людей в команде, как правило, демонстрируют определенный образец поведения.Четыре отдельных этапа развития группы или команды:
- Формирование – по мере того, как команда или группа начинает формироваться, происходит постепенный рост личного обмена и контактов. Люди стремятся узнать друг о друге, желая раскрыть взгляды, ценности и стиль. Этот процесс продолжается до тех пор, пока каждый человек не примет решение относительно характера своего участия. На этом этапе может показаться, что команда действует эффективно, прогрессирует в выполнении своих задач и формирует то, что кажется дружеским товариществом между участниками.Однако, как правило, это условие не является глубоким.
- Storming – на этом этапе команда должна решить, как она будет действовать. Слишком часто это делается членами команды, которые борются за должность без четкого планирования. В других случаях атмосфера станет напряженной, когда возникнут «настоящие» испытания. Самым важным аспектом на этапе штурма является контроль; как осуществляется контроль и кто контролирует команду. Команда должна решить проблемы контроля, чтобы продолжить успешно.
- Нормирование – после успешного решения проблем, связанных с контролем, отношениями и ролью, команда начинает работать в рамках согласованных уровней. Люди начнут хотеть работать с другими членами команды, уважая роли и вклад ключевых членов. Это важный этап, потому что команде нужна поддержка и интерес всех участников. В противном случае команда не сможет стать сильнее и часто возвращается к стадии штурма при первых признаках трудности.
- Выполнение – члены полностью сформированной команды развивают взаимопонимание и близость, следуя созданным ими правилам. Члены команды готовы помочь своим коллегам, и для них характерно настоящее удовольствие от поставленной задачи. Инфомальность часто является лейтмотивом команды на этом этапе, но она основана на положительном отношении к каждому из других членов команды и правилам взаимодействия. Есть сильное чувство, что в случае необходимости другие будут готовы помочь. Роли членов команды определены, и вклад каждого человека индивидуален.
Управление конфликтами между группами.
.