Skip to content

Меню
  • Главная
  • Карта Сайта
  • Советы
Меню

Разговорная интонация: ИНТОНАЦИЯ И ПОРЯДОК СЛОВ В РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ

Posted on by alexxlab

Содержание

  • Интонация в русском языке | ДИКТОРЫ.com
  • Интонация в разговоре и переговорах
    • Какой же должна быть интонация в разговоре?
    • Нужно ли копировать жесты собеседника?
    • А можно ли управлять собеседником с помощью интонации?
    • Вот теперь вы знаете насколько разнообразно можно использовать интонацию в разговоре, поэтому смело задействуйте этот мощнейший инструмент!
  • Как интонации влияют на коммуникацию
      • Во время разговора порой важны не сами слова, а то, как вы их произносите. Это напрямую зависит от интонаций. Именно они создают настроение, меняют восприятие информации и влияют на результат беседы. Т&Р вместе с экспертом по технике речи Ксенией Черновой разобрались, как научиться управлять интонациями, синхронизироваться с собеседником и преодолеть волнение перед разговором.
    • Как наладить контакт с собеседником или аудиторией с помощью интонаций
    • Ксения Чернова
        • Тренер по технике речи, актриса, телеведущая, автор книги «Говори как бог»
    • Как подготовиться к выступлению?
  • 80. Интонация и порядок слов в разговорной речи
  • виды, какие бывают предложения по интонации
    • Интонация в русском языке и ее основные виды
    • Музыкальная интонация
    • Ударение в интонации
    • Работа с интонацией
  • О чем говорит интонация человека: психология разговора по телефону и техники управления голосом | Call – центры | Статьи и новости
      • Что нравится клиентам?
      • А какой голос нравится клиентам?   
      • Они слышат все недостатки
      • Упражнения для интонации
      • Если у вас информационный звонок…
      • Если у вас продающий звонок…
  • Интонация — что это такое, какие бывают предложения по интонации
    • Интонация – это…
    • Примеры
    • Виды интонаций
      • Повествовательная интонация
      • Вопросительная интонация
      • Восклицательная интонация
    • Какие бывают предложения по интонации
    • Вместо заключения
  • Английский фонетический блог Краута: Интонация разговорного английского
  • Интонация на английском языке
      • :

Интонация в русском языке | ДИКТОРЫ.com

Чувство перспективы  делает речь лёгкой, устремлённой к главному в тексте. Надо чувствовать перспективу в слове (когда все слоги бегут под ударный слог), в предложении (когда все слова стремятся к главному слову), в мысли (когда все предложения направляются к самому важному предложению, в котором и заключён центр мысли), во всём выступлении (когда все отдельные части целого не затуманивают, не уводят от сердцевины идеи, а выявляют её наиболее убедительно и ярко).
Техника владения перспективой интонации предполагает умелое пользование и темпо-ритмом речи. Свободные переходы от медленного к быстрому темпу произнесения делают интонацию не тяжёлой, не одноритмичной, не топчущейся на месте.

Кроме логической выразительности, большое значение имеет выразительность эмоциональная. Мысль, не согретая чувствами, будет неубедительной и может привести к неправильной интонации. Слова насыщаются эмоциональным содержанием при условии, когда диктор должным образом оценивает мысль, проявляет своё отношение к ней. При этом в речи ведущего появляются отчётливо напряжённые эмоциональные ударения и паузы, обусловленные чувствами, настроением, желанием. Они не всегда совпадают с логическими, но такое совпадение желательно.

Развитие силового и звуковысотного диапазонов голоса соединяйте с работой по непосредственному совершенствованию интонации, её модуляции, способности переливать звук из одного тона в другой. Интонационная мелодия неповторима и индивидуальна, т.к. речь – это непосредственно сам живой процесс общения. Речь, созданная одним человеком – принадлежит одной личности. Понятие “интонация речи” – глубоко и многообразно. Это результат проявления конкретной задачи в конкретных обстоятельствах. Но изучение общих закономерностей рождения интонации, натренированность голоса в интонировании позволяют ярче проявиться неповторимости индивидуальности человека.

Знаки препинания

Речь диктора монологична, поэтому он должен особенно заботиться о выразительности интонации, зная, что монотонность приводит к сонливости. Начинающий диктор должен обратить серьёзное внимание на интонирование знаков препинания.  Вот несколько упражнений:

Упражнение “добьюсь ответа”

Возьмите текст:

Видели ли Лидию?
Полили ли лилию?
Полили ли лилию?
Полили иль нет?

Желание получить ответ рождает вопросы с нарастающей силой. С каждым вопросом всё выше поднимается голос, изменяется темп фонетической линии в интонации. В последнем вопросе после самого высокого тона: “Полили?” – звук понижается на словах “иль нет?”.

Вопросительные знаки постарайтесь “увидеть” и точно нарисуйте их голосом:

Почему чернушкой назван
Голубой, как лён, цветок,
А посёлок ясноглазый
Носит имя “Волчий лог”?
Почему назвали Белой      
Реку, синюю до дна?
Почему назвали Верой
Ту, что вовсе не верна?
Почему нелюбую
Звать ты должен Любою?

Прочувствуйте, как с нарастанием удивления (на словах Белой, Верой, нелюбую) фонетическая линия вопросительного знака идёт вверх. Так и должно быть, т.к. с нарастанием удивления увеличивается диапазон голоса. При высшем удивлении вопросительную фигуру голоса можно повторять на каждом слове. Это усилит действенность фразы.

Потренируйте это в следующем тексте:

Вы грозны на словах – попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постели,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясённого Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?

(А.С. Пушкин)

Чтобы передать убеждённость, всю силу и действенность этих строк нужно делать вопросительные интонации на каждом слове. Диктор должен уметь пользоваться таким приёмом так называемого “полного вопроса”.  Необходимо, чтобы голос выражал вопросительные знаки в различной его силе, загибе голоса, с более стремительными или ползущими вверх интонациями вопроса.

Одним из очень действенных знаков препинания является двоеточие:
Небольшая остановка в интонации на этом знаке что-то подготавливает, рекомендует, выставляет или точно указывает на то, что следует.

Радивыми подмечено давно:
Ленивый дважды делает одно.
Не хвастайся успехами до срока:
Кто хвастается, тем до них далёко.

В дикторской речи рекомендуется чаще пользоваться этим знаком, чтобы заинтересовать слушателей тем, что будет сказано дальше. Обратить их внимание на самое важное, подготовить их к восприятию необходимого факта, или мысли.

Очень важно верное интонирование таких знаков, как запятая и точка. Наша житейская интонация рваная, без ярко выраженного понижения голоса на точке, без хороших голосовых загибов на запятых. Запятая в предложении – усиливает общение диктора с аудиторией, крепче связывает его со слушателями. Вообще, запятая обладает чудодейственными свойствами. “Её загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы”, говорил Станиславский.

Например:

Будь, слово, как рубин, пылающий огнём.
По весу лёгок он, а по цене весом.

 

Недостатки интонирования

Монотонность диктора. Это речь на неизменной или почти неизменной высоте тона. Для преодоления этого недостатка, надо тренировать голос не только по расширению диапазона, но и модуляции звуков речи. В  речи даже одна ударная гласная только мелодически может быть выделена пятью способами: тон голоса звучит ровно – “ма”; постепенно повышается к концу слога – “мА”, понижается – “Ма”; Вначале повышается, потом понижается; наоборот, сначала понижается, потом повышается. Нужно “гнуть” голос, для того чтобы им можно было свободно модулировать.  

Слишком высокий тон ведущего. Такая интонация неприятно действует на слух и раздражает слушателей. Если у вас высокий голос, необходимо поупражняться, чтобы понизить его. Годятся все приведённые упражнения, в которых тренируется понижение тона.

Слишком низкий тон. Причина такой интонации в большинстве случаев  в отсутствии энергичности и увлечённости диктора. Повышению тона помогают упражнения на развитие диапазона .

Также к недостаткам интонации диктора относится недостаточная выразительность в более значительных словах и повторные интонационные обороты. Точная и правдивая интонация, возникающая вследствие соответствующего изменения высоты тона, определённого темпоритма и умелого применения логических и эмоциональных выразительных средств интонации, делает вещание диктора доходчивым и убедительным.

Также, чтобы красиво и правильно говорить, читайте раздел – Техника сценической речи, где найдёте интересный материал – скороговорки для развития речи и дикции. Ещё в работе над дикцией вам помогут сложные русские слова.

Интонация в разговоре и переговорах

05.06.2014

Интонация в разговоре является в первую очередь мощнейшим средством управления эмоциональной сферой. С помощью неё можно усыпить, напугать, развеселить, вызвать большой спектр чувств от полного принятия до агрессии. Вы узнаете из этой стать как же можно вызвать столь противоречивые чувства всего лишь с помощью интонации!

С помощью интонации в переговорах вы можете буквально творить чудеса! Главное знать несколько фишек ее использования!

Интонация в разговоре является в первую очередь мощнейшим средством управления эмоциональной сферой переговоров. С помощью неё можно усыпить, напугать, развеселить, вызвать большой спектр чувств от полного приятия до агрессии. Так что, если вы ещё не пользуетесь этим инструментом, то непременно приступайте к тренировкам и включайте его в свой арсенал.

Какой же должна быть интонация в разговоре?

Это сложный вопрос и однозначно на него ответить нельзя. Абсолютно точно не стоит впадать в крайность, то есть переходить на повышенные тона и крик, и, наоборот, на шепот. Это явно удел артистов на сцене. Наверное, можно сказать, что интонация должна быть какой-то «средней». В реальности она зависит от множества фактов, таких как темперамент собеседников, шумовой фон, предмет переговоров, эмоциональное состояние и так далее.

Вот здесь впору поговорить о подстройках. Причем это касается не только интонации, но и всех других невербальных сигналов. Как уже упоминалось ранее, при наиболее конструктивных переговорах невербальные сигналы собеседников максимально синхронизированы и очень похожи у обоих. Обычно такая синхронизация происходит естественным путем. Но зная это, мы можем повлиять на ход переговоров, как бы искусственно синхронизировавшись с собеседником. Это называется техникой подстройки.

Нужно ли копировать жесты собеседника?

Конечно же, не следует грубо и бесцеремонно сразу же начинать копировать позу, жесты и интонацию собеседника.

Нужно очень постепенно, желательно незаметно для партнера по переговорам, подстраиваться под его невербальные сигналы. Это нужно делать настолько постепенно, что правильнее было бы сказать «настраиваться на его волну», причем при нормальном ходе разговора этот процесс будет взаимообразным. Действуя таким образом, вы просто быстрее сможете перейти в конструктивную фазу разговора.

 

 

 

Но давайте вернемся к интонации. Теперь вы знаете что такое подстройка и это первое, что вы можете делать с помощью интонации.
В самом начале мы так же упоминали, что интонация позволяет управлять эмоциональной составляющей переговоров. Давайте разберемся более подробно как это происходит. Я приведу здесь только несколько основных случаев, а дальше вы уже сами сможете управлять этим инструментом, поняв как это делается. Если ваш собеседник говорит слишком медленно и спокойно (то есть практически засыпает), либо, когда говорите вы, по его мимике видно, что его внимание рассеяно, то стоит немного повысить тон, сказав несколько слов более громко, чем обычно. Это должно вернуть его внимание к тому, что вы говорите.
Если наоборот, ваш собеседник перевозбужден, говорит очень быстро и эмоционально, вам нужно сначала подстроиться под него, а потом постепенно говорить все медленнее и спокойнее, как бы ведя его за собой к нужному состоянию.

Бывает, что человек начинает разговор в приподнятом настроении, и в его голосе звучат уверенные или праздничные нотки. Если вас устраивает такая «волна», то вы можете настроиться на неё и в таком режиме порешать все ваши вопросы. Но чаще всего все-таки для деловых переговоров нужно несколько другое состояние. Вот здесь нельзя сделать ошибку и сразу начать разговаривать резко в другой тональности. Вам в любом случае следует так же как и в предыдущем примере сначала подхватить «волну» собеседника, а потом привести в нужное состояние.

А если наоборот?

Примерно так же выглядит процесс, когда вам нужно наоборот из некоего обычного состояния перевести тональность разговора в другое. Сначала следует подстройка и потом постепенно корректировка. С примерами пожалуй что всё.

А можно ли управлять собеседником с помощью интонации?

Так же с помощью интонации вы очень тонко можете показать собеседнику свою реакцию на сказанное им. Используя различные оттенки интонации можно показать радость, возмущение, огорчение, злость и многое другое. Равно как вы и сами со временем при желании можете научиться различать реакцию собеседника на ваши слова и ход разговора даже по его интонации. Зачастую бывает так, что человек говорит одно, а его интонация «говорит» другое.

Вот теперь вы знаете насколько разнообразно можно использовать интонацию в разговоре, поэтому смело задействуйте этот мощнейший инструмент!

 Подпишитесь на рассылку автора в форме ниже и узнайте все секреты лучших переговорщиков мира!

 

 

Как интонации влияют на коммуникацию

Во время разговора порой важны не сами слова, а то, как вы их произносите. Это напрямую зависит от интонаций. Именно они создают настроение, меняют восприятие информации и влияют на результат беседы. Т&Р вместе с экспертом по технике речи Ксенией Черновой разобрались, как научиться управлять интонациями, синхронизироваться с собеседником и преодолеть волнение перед разговором.

Как наладить контакт с собеседником или аудиторией с помощью интонаций

Эмоциональное воздействие на собеседника, аудиторию осуществляется с помощью интонаций. Они помогают донести смыслы и изменить восприятие транслируемой информации; соответственно, именно от интонаций зависит результат разговора или выступления. С помощью голоса и интонаций человек может успокоить, спровоцировать, привлечь внимание или вызвать раздражение, даже если сам человек не ставил перед собой такую цель.

Ксения Чернова

Тренер по технике речи, актриса, телеведущая, автор книги «Говори как бог»

Интонации в русском языке — это важнейшая составляющая нашей речи. Не столь важны слова, как их формы. С помощью интонаций мы транслируем смыслы. Возьмите любую фразу и произнесите ее с помощью разных интонаций — собеседник воспримет ее иначе; соответственно, результаты разговора будут другими.

Нужно понимать цель разговора и, отталкиваясь от этого, находить интонацию. С помощью нее мы привлекаем аудиторию — или же, наоборот, отталкиваем. Мы можем транслировать заинтересованность, равнодушие. Фальшивые же интонации могут вызвать недоверие.

В книге «Система английской речевой интонации» Антонина Антипова определяет интонации как «сложное единство нескольких компонентов»:

  • речевая мелодика (изменение частоты тона при произнесении фраз)

  • фразовое ударение

  • временные характеристики (длительность, темп, пауза)

  • ритм

  • тембр

Эти компоненты позволяют выполнять функцию воздействия, а также наделять высказывание смыслом в зависимости от типа высказывания: повелительного, вопросительного, восклицательного, побудительного.

Мелодика речи — это так называемая мелодичность вашего голоса, которая напрямую связана с вашим эмоциональным состоянием. Если вы переживаете, ваша речь будет сжатой, скомканной, а напряжение будет передаваться аудитории.

Фразовое ударение позволяет делать смысловые акценты и обращать внимание аудитории на определенные фразы.

Меняя темп речи, вы также управляете вниманием собеседника или аудитории: чрезмерная размеренность может сделать речь скучной, и вас перестанут слушать; слишком быстрый темп также искажает восприятие, слушатель не успевает обрабатывать информацию. Поэтому необходимо выбирать средний и в то же время комфортный для вас темп речи, меняя его в зависимости от произносимого.

Ритм включает в себя темп и продолжительность произносимых фраз. Он помогает делать смысловые паузы, а также правильно разбивать предложения. Например, начиная абзац, вы можете постепенно идти к наиболее важным предложениям. Прочитайте следующие предложения вслух и почувствуйте, как меняется ритм:

Два / двадцать — два/ двести — двадцать — два/ две тысячи — двести — двадцать — два/ двадцать — две — тысячи — двести — двадцать — два

Тембр голоса — это яркость и окраска голоса, который может быть низким или высоким. Тембр напрямую зависит от особенностей строения нашего речевого аппарата: значение имеют объем и форма трахеи, плотность смыкания голосовых связок. Поэтому изменить тембр голоса достаточно сложно, однако вы можете экспериментировать с высотой звучания.

Паузы напрямую не относятся к интонациям, однако с их помощью мы также влияем на аудиторию. Временное молчание необходимо как слушателю для обработки полученной информации, так и самому спикеру, который во время пауз может сосредоточиться и немного отдохнуть.

Ксения Чернова

Не бойтесь делать паузы. Если начали переживать во время выступления — задайте вопрос залу, сделайте вдох-выдох, сосредоточьтесь, вернитесь в ресурсное состояние. Паузы нужны для того, чтобы разговорить собеседника, а также необходимы для усвоения и обработки полученной аудиторией информации.

«Голосовое колесо» показывает, из каких компонентов состоит наш голос

Все перечисленные выше компоненты и определяют нашу интонацию. Она в первую очередь зависит от коммуникативной ситуации: деловые переговоры, встреча с друзьями, личный разговор с близким человеком или же публичное выступление. В любом случае необходимо уловить настроение собеседника, понять его эмоциональное состояние и настрой и в зависимости от этого синхронизироваться с ним. Так вы сможете наладить контакт и впоследствии выстроить конструктивный разговор.

Ксения Чернова

Человека может раздражать непохожесть на него, если он спокойный, говорит медленно, а вы давите его своей энергией — это отталкивает. Постарайтесь синхронизироваться с ним и найти похожий темп, тон голоса, громкость. Это не манипуляция, а «подстройка», которая необходима для комфортной коммуникации.

Как подготовиться к выступлению?

Интонации транслируют ваше эмоциональное состояние и показывают, насколько вы уверены в собственных словах. Это может повысить или же понизить уровень доверия аудитории к спикеру. Поэтому в первую очередь перед выступлением или разговором необходимо сосредоточиться и снять напряжение. Ксения Чернова рекомендует выполнить следующие упражнения:

  • Перед выступлением необходимо подготовить тело и дыхательную систему. Доведите себя до состояния легкого кислородного опьянения, делайте частые вдохи и выдохи.

  • Разминайте шею, плечевой пояс, чтобы снять напряжение.

  • Также можно, начиная от ступней ног, напрягать тело, стопы, икры, спину, живот, шею. Находиться в этом состоянии 10–15 секунд и расслабиться на выдохе.

  • Если волнение пришло в процессе выступления, нужно упереться большим пальцем ноги в пол, сделать себе слегка больно, чтобы напряжение ушло в эту точку.

Источник: cosmaa / istockphoto.com

Наша «голосовая система» состоит из трех частей: лицо (а именно язык и губы), гортань (включая язык) и диафрагма. Если хотя бы одно из перечисленного находится в напряжении, речь будет скомканной и неразборчивой и вы не сможете управлять своими интонациями и, соответственно, воздействовать на аудиторию. Поэтому перед выступлением необходимо настроить свой голос и снять напряжение с голосовых связок. Самая простая техника — сжать и расслабить челюсть и держать ее открытой в течение 30 секунд. Ксения Чернова предлагает выполнить следующие упражнения:

  • Расслабить связки можно с помощью зевков.

  • Ищите звук «м» или «н» и направьте его в зубы. Должна возникнуть вибрация в верхней губе.

  • Берем маркер и вставляем его в рот вдоль, начинаем проговаривать свою речь, разжимаем только челюсть. Делайте это на протяжении 40 секунд.

Эти техники работают только в том случае, если вы сами психологически и эмоционально настроены на коммуникацию и уверены в том, что вы произносите.

80. Интонация и порядок слов в разговорной речи

Разговорная речь является
частью разговорно-бытового стиля. Это
выражается в ее синтаксической структуре.
Для этой сферы общения типична
эмоциональная, в том числе оценочная,
реакция (например, в диалогах), что также
воплощается в речевых особенностях
разговорного стиля. Среди условий
проявления разговорной речи оказываются
и такие, как большая роль жестов, мимики,
ситуации, характера взаимоотношений
собеседников и ряда других
экстралингвистических факторов,
оказывающих влияние на особенности
речи. Такая своеобразная лингвистическая
основа разговорной речи обусловливает
ее особое положение среди других
стилистическо-речевых разновидностей
литературного языка.

   Особенно характерен
синтаксис разговорной речи. Именно
здесь нагляднее всего проявляются ее
эллиптичность, а также эмоциональность
и экспрессивность. Это выражается и в
высокой частотности разных семантических
оттенков инфинитивных и неполных
предложений (Хватит!
Здорово! Сидеть!),
и в
характере неполноты последних (например,
пропуск не только и не столько
второстепенных, сколько главных членов:
Вина? – Мне,
пожалуйста, совсем немного),
и
в большом проценте вопросительных и
побудительных предложений.

   Специфическая
черта – собственно интонационная,
эмоционально-экспрессивная передача
значений. Лишь разговорной речи
свойственно употребление специальных
слов и соответствующих предложений,
выражающих согласие или несогласие.
Причем эти предложения могут быть
нераспространенными, без каких-либо
дополнений и пояснений. Например: Да;
Нет; Наверное
и т. д.

   В связи с
неподготовленностью и ассоциативностью
разговорной речи для нее характерна
перестройка на ходу и вообще разорванная
структура с перебоями интонации,
активность присоединительных конструкций
разных видов и способов выражения.
Например: Кажется;
Мало ли что; А что, если.,
и
т. д.

   Порядок слов более
свободный, чем в книжно-письменной речи.
Большая активность междометных фраз
(например, Да ты что?
Вот как! Ой ли.,
и
т. д.), фраз-предикатов, усиленных
эмоционально-экспрессивными частицами.
В сложных предложениях явно преобладает
сочинение над подчинением, а в
сложноподчиненных предложениях весьма
однообразен состав придаточных, причем
такой распространенный их вид, как
определительные, в разговорной речи не
находит широкого использования.
Характерна и ограниченность словарного
пополнения придаточных предложений.

   Для разговорной речи характерны
разнообразие ритмико-темпового и
интонационного оформления речи и
богатство эмоционально-экспрессивных
интонаций. Интонации используются в
разговорной речи для предоставления
дополнительной информации. В разговорной
речи из-за ее эмоциональности интонация
иногда может сказать больше, чем
непосредственно слова. С интонацией
соприкасается такой прием, как
эллиптичность, он может удачно дополнять
ее и вносить некоторый эмоциональный
накал.

   Если вернуться к вопросу о
порядке слов в предложениях разговорной
речи, то, как было уже сказано выше, он
свободный. В зависимости от ситуации и
необходимости он может быть совсем
нарушен, главное, чтобы высказывание
было понято, т. е. состоялся процесс
коммуникации.

виды, какие бывают предложения по интонации

Слово интонация с латинского переводится как «громко произносить». Она играет важную роль в речи, помогает изменить смысл предложения в зависимости от выбранного тембра голоса. Интонация речи представляет собой ритмическо-мелодическую часть предложения, которая выполняет синтаксические и эмоциональные функции при произношении.

Интонация является необходимым условием устной речи, в письменном виде ее передает пунктуация. В лингвистике интонация используется в значении изменения тона голоса в слоге, слове и в предложении. Компоненты интонации составляют неотъемлемую часть человеческой речи.

Компоненты интонации делятся на:

  • Тембр речи. Тембр речи помогает выразить эмоции и чувства человека. Произнесенная речь в эмоциональном порыве меняется в зависимости от испытанных эмоций или переживаний.
  • Интенсивность. Интенсивность речи бывает артикуляционной и зависит от степени усилий при произношении. Интенсивность речи зависит от работы и направления мышц.
  • Пауза. Пауза помогает выделить фразы и синтагмы в речи. Это остановка в звучании.
  • Мелодика. Это движение главного тона, ее повышение или понижение.

Основные элементы интонации используются в объединенном виде и только в целях изучения рассматриваются по отдельности. Выразительность и разнообразие речи проявляется за счет искусного словесного выражения, ее способностью меняться в зависимости от интонации. Интонация играет важную роль в языковом структурировании. Существуют следующие функции интонации:

  • Разделение речи по интонационным и смысловым частям синтагмам.
  • Создание синтаксической структуры в предложении, интонационные конструкции участвуют в оформлении типов предложений.
  • Интонация помогает человеку выразить эмоции, чувства, переживания.
  • Смыслоразличительная функция служит для различия лексических элементов между предложениями.
  • Различают функции интонации словосочетания – это модальность фразы, ее повествовательные, восклицательные и вопросительные отличия.

Интонация в русском языке и ее основные виды

Интонация является главной составляющей не только в русском языке, но и любой устной речи. В письменном виде интонацию выделяет пунктуация: многоточие, запятая, вопросительный и восклицательный знак. Как звучала русская речь много веков назад доподлинно уже не известно. Виды интонации в русском языке очень разнообразны. Всего их 16. Но есть интонации, которые одинаково используются во всех странах мира.

Какие бывают предложения по цели высказывания:

  • Повествовательная.

Последний слог высказывания произносится на повышенном тоне. Повествовательные высказывания содержат интонационную вершину и интонационное понижение. Интонационная вершина — это высокий тон, а интонационное понижение – низкий. Если в повествовательной форме происходит объединение слова, фразы, то часть словосочетания произносится на повышенной или пониженной интонации. Чаще всего понижение используется во время перечисления.

  • Вопросительная.

Вопросительные виды интонаций применяются в двух случаях:

  1. Когда вопрос коснулся целого высказывания. В этом случае применяется повышение голоса на крайней слог вопросительного высказывания.
  2. Когда повышение голоса применяется только на слова, к которым адресован вопрос. От расположения слова в предложении зависит ее интонационная картина.
  • Восклицательная.

Такой вид человеческой речи делится на сам восклицательный вид, где интонация выше по тону, чем при повествовании, но ниже чем при вопросе. А также побудительную интонацию, в которой присутствует просьба или приказ.

Все виды интонации соединяются в одном понятии – логическая интонация. Это интонация, которая определяет характеристику выражения, оставаясь противоположностью эмоционального произношения.

В зависимости от жизненных ситуаций люди разговаривают между собой по-разному, от скороговорок и стихотворений до делового выступления. Интонация имеет индивидуальный характер, невозможно найти одинаковый тембр голоса и манеру произношения слова.

Существуют и незаконченные предложения по интонации:

  • Противопоставления. Противопоставление находится в сложных предложениях. В письме выделяет ее пунктуация или тире.
  • Предупреждение. Предупредительная интонация разбивает предложение на две части затяжной паузой. Разделенная часть предложения произносится повышенном тоном.
  • Вводность. В вводной интонации отсутствуют паузы между словами, ударение. Ей присущ быстрый темп речи.
  • Перечисления. Для перечисления характерна пауза между однородными членами предложения. Во время перечисления слов в предложении ставится логическое ударение. Если до перечисления стоит обобщающее слово, то оно выделяется при произношении.
  • Обособления. Обособление разделяется в предложении паузой и выделяется ударением. Первая пауза длинная, вторая поменьше.

Музыкальная интонация

Музыкальная интонация имеет теоретико-эстетические значения, которые тесно взаимосвязаны между собой. Она представляет собой организацию звука в музыке, их последовательное расположение. Музыкальная и речевая интонации не взаимосвязаны и отличаются звучанием по высоте тона и местоположением в системе звуков. Интонацию в музыке называют еще музыкой слова. Но отличие от слова она состоит в том, что музыкальная интонация или певческая не таит в себе никакого смысла.

Выражение интонации в музыке вытекает из речевой интонации. Слушая разговор на иностранном языке можно понять не только пол и возраст говорящего, но и их отношение друг к другу, характер разговора между ними, эмоциональное состояние — радость, ненависть, симпатия.

Именно эту связь с речью применяют сознательно, а иногда и бессознательно музыканты. Интонация человеческой речи переносит характер, чувства, психологические тонкости общения, которые потом выражаются в музыкальном произведении.

Музыка с помощью интонации способна передать и воспроизвести:

  • жесты;
  • движение тела;
  • гармонию речи;
  • эмоциональное состояние;
  • характер человека.

Интонационные музыкальные выражения имеют богатую многовековую историю. Простая интонация преобразовалась со временем в многочисленные музыкальные жанры и стили. Пример, арии скорби, плача, написанные в эпоху барокко. Легко определяются напряженные или тревожные баллады, лирические пьесы, торжественный гимн. Каждый композитор обладает неповторимым музыкально – интонационным почерком и стилем.

Ударение в интонации

Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:

  • Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
  • Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.

Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»

Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.

  • Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.

Работа с интонацией

Быстрый поток речи, однообразный текст, произнесенный слишком громко или тихо слушать неинтересно, незнакомых людей он даже отталкивает. Такой скучный диалог можно наблюдать только между близкими людьми. Для того чтобы вас услышали и поняли необязательно говорить громко, достаточно научиться говорить выразительно, соблюдая правила интонации.

Говорить выразительно приходится людям, работающим с большим количеством слушателей, поэтому речь обязана быть правильной и интересной. Общение в бытовых условиях между родственниками или друзьями должно быть правильно построено с использованием уместной интонации. Развитие интонации несет весомое значение для человеческой речи. Высказывания, содержащие неправильный тон, приводят к конфликтным ситуациям и разногласиям.

Разработаны упражнения и методики для интонационной постановки:

Прочитайте вслух стихотворение, с выражением, запишите голос на диктофон и прослушайте что получилось. Очень важно услышать голос со стороны, так легче найти речевые и интонационные ошибки, а также узнать какова ее мелодичность. Упражнения на чтение рассчитано на развитие тембра речи и мелодики, стихотворение читается громко, меняется интонация и темп речи. Читая стихотворение, обратите внимание на главные фразы и слова, которые там используются. Выделите их из текста необходимой интонацией.

  • Упражнения на расслабление.

Читаем текст с ручкой во рту, двигая челюстями. Текст выбираем любой, при выполнении упражнения он еще и запомнится. Гимнастика направлена на развитие речевого произношения и дикции.

  • Во время разговора или чтения книги делать акцент на позитивные радостные интонации.

Употреблять в речи преимущественно радостные и позитивные выражения, так как они даются сложнее других. Разговаривать необходимо как можно проще, естественнее, получая удовольствие от голоса и интонации.

  • Делая упражнения или разговаривая с собеседником, используйте жесты.

Они помогают украсить речь, добавят эмоциональную окраску. Но жесты используют в меру, зная значение. Лишние жесты придадут интонации неуверенный или неуместный вид.

Выработав правила в общении, стоит практиковать упражнения по интонации в жизни, не стесняясь показывать мастерство. Поставленная речь с правильной интонацией заинтересует собеседника, главное, следить за произношением при общении с коллегами и родственниками, каждый день совершенствуя речь.

О чем говорит интонация человека: психология разговора по телефону и техники управления голосом | Call – центры | Статьи и новости

03 июня 2016

О чем говорит интонация человека: психология разговора по телефону и техники управления голосом

При общении люди воспринимают информацию по трём каналам: жесты, интонация и слова. В телефонном режиме первый канал исчезает. Остаётся:

Интонация – влияет на 86%.

Слова – на 14%.

Клиенту не столько важно, ЧТО вы говорите, сколько КАК вы это делаете. Он вас не видит, и ему из-за этого некомфортно. Покажите ему себя, используя интонацию.

Что нравится клиентам?

Интонация – это язык эмоций. Она способна расположить клиента с первых секунд общения – или настроить против компании еще до озвучивания темы. Только представьте: чтобы ответить на звонок, человек отвлекается от важных дел, и слышит скрипучий усталый голос. Он заведомо не захочет продолжать разговор.

А какой голос нравится клиентам? 

 










Неприятный голос

Приятный голос

Монотонный


 

С оживленной, меняющейся тональностью

Слишком быстро или медленно


 

Размеренно (оптимально 200 слов в минуту)

Низкий бархатный тембр


 

Высокий, визгливый голос

Слишком громко или тихо


 

Громкость меняется по ходу разговора

Неразборчиво


 

Чётко

Неуверенно


 

Энергично

Апатично


 

Выразительно

Гнусаво (в нос)

Выдерживает паузы

 

Некоторые операторы call-центра придерживаются универсального режима «безэмоциональности». Такие разговоры клиенту быстро надоедают, он теряет интерес и нить диалога.

Они слышат все недостатки

Вы можете сколько угодно говорить о преимуществах продукта, и вас могут не услышать. А вот малейший недостаток будет замечен – людям свойственно обращать внимание на изъяны.

Что может выдать интонация:

– Что вы развалилась на стуле или в кресле. 

Ваш голос кажется незаинтересованным и полным безразличия за счет того, что меняется угол диафрагмы и, соответственно, тембр голоса.

– Что вы устали, напряжены, опечалены. Это сложно скрыть за маской веселости.

– Что вы не уверены или слишком самоуверенны. Идеальный диалог оставляет после себя чувство теплой и дружеской беседы. Плохой – ощущение навязывания.

В разговоре участвуют не только голос, но и диафрагма, легкие, гортань. Поэтому ваша поза и выражение лица отражаются на характеристиках разговора.

Упражнения для интонации

Свой «интонационный пакет» мы получаем еще в детстве. Бывает и так, что базовая интонация у человека звучит как требование, утверждение или жалоба. И какими бы словами он не пользоваться для «закрытия» клиента, у него ничего не получается. Потому что надо работать над интонацией.

Упражнение для концентрации внимания оператора call центра

Перед звонком отстройтесь от личных переживаний и эмоций с помощью такого упражнения:

1. Напрягите мышцы. Стисните зубы, сожмите кулаки, подберите пальцы на ногах, втяните живот. Глубоко вдохните. Задержите дыхание и не спеша посчитайте до 5.

2. Медленно выдохните. Расслабьтесь и удобно расположитесь.

3. Сделайте еще один глубокий вдох.

4. 5 секунд дышите спокойно, почувствуйте расслабленность во всем теле.

5. Представьте себя в приятном месте: в гамаке, возле речки, в лесу. Удерживайте образ в голове.

6. Четко сформулируйте предложение, улыбайтесь и звоните.

Всегда улыбайтесь при разговоре. Да, человек на другом конце провода вас не видит – но он почувствует вашу улыбку. Да и лишняя доза эндорфинов вам не помешает.

Упражнение «Спор»

Представьте, что вы с другом побывали в театре. Вам понравилось, другу нет. Начинаете спор, выделяя разные слова и играя интонациями

– Постановка сильно понравилась всем зрителям (констатируете факт).

– Постановка сильно понравилась всем зрителям? (Друг недоумевает).

– Постановка сильно понравилась всем зрителям. (Настойчиво утверждаете).

– Постановка сильно понравилась всем зрителям? (Друг уточняет и ищет аргументы).

– Постановка сильно понравилась всем зрителям. (Стоите на своём).

– Постановка сильно понравилась всем зрителям? (Друг не унимается).

 – Постановка сильно понравилась всем зрителям. (Оканчиваете спор).

Можно подставить и обыграть любую другую фразу до бесконечности. В одном и том же предложении выделяйте ударением ключевое слово – понижайте голос и растягивайте буквы. Понижать тон начинайте с ударного слога в слове (ПонрАвилась, сИльно). Остальные слова должны стать фоном. Однако, вне зависимости от важности фраз, предложение от начала и до конца должно быть внятным и чётким. Такой приём придаёт окраску убежденности и уверенности.

Логическая мелодия

Вместо монотонности в речи оператора должна быть волнообразность. Начните разговор со средних тонов. Затем:

  • Повышайте голос, если развиваете мысль или если чувствуете, что разговор затягивается.
  • Понижайте голос при завершении мысли.

Сохраняйте звучность и чёткость на протяжении всего предложения.

Если у вас информационный звонок…

Говорите чётко, оптимально – 200 слов в минуту. Расставьте ударения по ключевым словам – продукте, выгодах, скидках. При развитии мысли – например, перечислении преимуществ, – повышайте интонацию. В заключении еще раз повторите суть, понизив тембр.

Если у вас продающий звонок…

Гибко реагируйте на изменение эмоционального состояния собеседника. Если он излучает позитивные чувства, подстройтесь под его тембр и темп разговора. Если злится – не отвечайте эмоцией на эмоцию, говорите мягким и терпеливым голосом. Если собеседник начал соглашаться, говорите тише, медленнее и понизьте тембр для логичного завершения.

Помните, что не следует подчеркивать интонацией продающие существительные или глаголы. Вы должны быть уверены, но не напористы. Проговаривайте все четкой ровной интонацией, делая паузу раз через несколько слов. И обязательно разбавляйте рассказ улыбкой.

Продавайте эмоциями!

Опыт разговора по телефону и интонационные техники хорошо получать на специализированных конференциях, которые проходят в крупных городах регулярно. На какие конференции о call центрах стоит пойти в ближайшее время, читайте в нашей предыдущей статье. 

Интонация — что это такое, какие бывают предложения по интонации

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о том, что такое ИНТОНАЦИЯ.

Уверены, большинство наших читателей понимают, о чем собственно идет речь.

ШепотШепот

Тем не менее есть масса нюансов, о которых мы и расскажем в этой статье.

Интонация – это…

Интересно, что до середины прошлого века не существовало единого определения термина ИНТОНАЦИЯ. И каждый из известных словарей давал свой вариант.

  1. Так, Даль в своем Толковом словаре говорил о сильном голосовом ударении.
  2. А в «Словаре русского языка» Ожегова речь шла сразу о нескольких характеристиках – точность звучания голоса, манера произношения и голосовые приемы для выделения отношения к тому или иному событию.
  3. И наконец, в Большом Энциклопедическом словаре понятие интонации сводилось к стихотворной форме, когда голос повышается в начале строки и понижается в конце.

Но сегодня лингвисты вроде договорились между собой, и пришли к единому определению.

Интонация – это изменение мелодики, ритма и громкости нашей речи, помогающие наиболее четко выразить свое отношение к конкретному вопросу или акцентировать внимание собеседника на отдельных деталях.

Сам термин ИНТОНАЦИЯ имеет латинские корни. И дословно «intonō» можно перевести как «громко произносить». Из этого вытекает одна маленькая, но очень важная деталь.

ОпределениеОпределение

Интонация – это понятие, которое применимо только к разговорной речи, и не употребляется к литературным и прочим текстам.

Примеры

Ну, например, возьмем известное стихотворение Агнии Барто:

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.

В написанном варианте оно читается на едином дыхании и без интонационных ударений. Практически это просто констатация факта, что «некая девочка Таня громко плачет, потому что уронила мячик».

Но совсем другое дело, когда мы начнем рассказывать это стихотворение свои детям. Появится выражение, интонация. Чаще всего голос повысится на словах «плачет» и «уронила»:

Наша Таня громко ПЛАЧЕТ
УРОНИЛА в речку мячик.

А можно поменять ударное слово, например, во второй строчке и получится уже другой смысл:

Уронила в РЕЧКУ мячик (куда?) или Уронила в речку МЯЧИК (что?)

И так мы делаем ежедневно, общаясь с родными, друзьями или коллегами по работе. С помощью интонации мы придаем своим словам определенное ударение. И соответственно, помогаем окружающим лучше нас понять.

Виды интонаций

Все интонации делятся на три больших категории:

  1. Повествовательная;
  2. Восклицательная;
  3. Вопросительная.

Повествовательная интонация

Такая интонация применяется, когда нужно просто донести какую-то информацию до собеседника. Как правило, ударными делаются несколько слов, на которых говорящий хочет сделать акцент.

С утра была ХОРОШАЯ погода, и мы решили поехать в парк.
Мама на ужин приготовила нам ОТБИВНУЮ.
В холодильнике ПУСТО, поэтому надо идти в магазин.

В повествовательной речи также характерно понижение интонации в конце каждого предложения. Так, человек неосознанно отделяет одно предложение от другого.

Вопросительная интонация

Вопросительная интонация сопровождает любой вопрос, который адресован к собеседнику. И она определенно дает понять, что человек хочет получить ответ.

Почему ты не сделал домашнее задание?

В данном случае вопросительным словом является «почему». Именно на него идет голосовое ударение. Но интонацией можно выделить абсолютно любое слово в вопросительном предложении. И от этого изменится сам вопрос.

Вы СОБИРАЕТЕСЬ следующим летом ехать на море?
ВЫ собираетесь следующим летом ехать на море?
Вы собираетесь СЛЕДУЮЩИМ летом ехать на море? (или этим)
Вы собираетесь следующим ЛЕТОМ ехать на море? (или осенью, или весной)
Вы собираетесь следующим летом ЕХАТЬ на море? (или лететь)
Вы собираетесь следующим летом ехать НА МОРЕ? (или в горы, или в Европу)

Видите, предложение одно, а интонационно можно превратить его в шесть разных вопросов. И на каждый подразумевается свой, непохожий на другие ответ.

Восклицательная интонация

Восклицательная интонация – это способ выразить свои эмоции как положительные, так и негативные. Как правило, речь идет о повышении силы голоса. Громкая речь всегда обращает на себя внимание.

Как же КРАСИВО сегодня вечером!
Как же я УСТАЛ на этой работе.
Даю вам ПОСЛЕДНИЙ шанс!

Как можно заметить, очень часто восклицательные предложения заканчиваются восклицательным знаком.

ВидыВиды

Какие бывают предложения по интонации

По интонации предложения разделяют на:

  1. Восклицательные — наполнены эмоциями, они выражают чувства тех, кто пишет или говорит. И чаще всего это связано с восхищением, хотя и не обязательно.

    Ты посмотри, какие яркие на небе звезды.
    Мама, суп очень вкусный.

  2. Невосклицательные — это простая констатация факта. Оно произносится спокойно, без особых эмоций.

    Наступила ночь, за окном засияли звезды.
    Мама приготовила очень вкусный суп.

Какие бывают предложения по интонации

Какие бывают предложения по интонации

Если вы вспомните, какие бывают предложений по цели высказываний, то сложив их с интонационными вариантами мы получим следующую картину:

Вместо заключения

Управляя интонацией можно легко удерживать внимание слушающих. Этим искусством хорошо владеют политики, актеры, другие публичные люди. Но при этом они не делают ничего особенного.

Профессиональные ораторы просто знают, где нужно повысить голос, а где, наоборот, понизить. Так, повышая голос, человек выделяет интонационно важные моменты своего выступления. А на менее важных — он голос понижает.

Интересно, что тихим голосом можно еще больше удержать внимание аудитории. Люди невольно начинают прислушиваться.

То же самое касается и скорости речи. Если говорить слова быстро, то это будет заставлять собеседника внимательно слушать, чтобы ничего не пропустить. Главное не перестараться, а то люди устанут от постоянного потока информации.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Рубрика: ЧАстые ВОпросы

Английский фонетический блог Краута: Интонация разговорного английского

1-е изд.
2-е изд.

В 1961 году Джозеф Десмонд О’Коннор и Гордон Фредерик Арнольд совместно опубликовали Intonation of Colloquial English (Longmans) с подзаголовком A Practical Handbook (/ hæmbʊk /). В этой книге они предложили набор из десяти групп тонов на основе шести мелодий.Авторы записали образцы своих иллюстративных предложений на четырех 7-дюймовых граммофонных пластинках.

Второе издание вышло в 1973 году, на этот раз записи продавались на магнитной ленте. Была добавлена ​​седьмая мелодия (см. Таблицу ниже).

1 ул изд.

2 nd ed.

низкое падение

низкое падение

высокое падение

высокое падение

подъем-падение

подъем-падение

низкий RIS

низкий рост

высокое

высокое

падение-подъем

падение-подъем

средний уровень

Существуют различные комбинации отдельных мелодий и, как называют авторы, орлов и решек, которые сами по себе состоят из различных подтипов.Комбинация мелодии и различных орлов или решек, передающая одинаковое отношение говорящего, называется группой тонов . О’Коннор и Арнольд придумали десять таких групп тонов, которым в первом издании даны довольно абстрактные названия. Для облегчения запоминания эти группы во 2-м издании получают новые названия:

1 ул изд.

2 nd ed.

группа тонов 1

Низкое падение

группа тонов 2

Высокое падение

группа тонов 3

Взлет

группа тонов 4

Низкий отскок

группа тонов 5

Switchback

группа тонов 6

Прыжок в длину

группа тонов 7

Высокий отскок

группа тонов 8

Складной нож

группа тонов 9

Высокое погружение

группа тонов 10

Терраса

Вам не понадобится много времени, чтобы найти в Интернете как звуковые файлы 2-го издания, так и копию книги..

Интонация на английском языке

1. Интонация: подходы, определения, функции

Интонация – язык универсальный. Нет языков, на которых говорят без изменения просодических параметров, но интонация в разных языках функционирует по-разному.

Есть два основных подхода к проблеме интонации в Великобритании. Один из них известен как анализ контура, а другой можно назвать грамматическим.

Первый представлен большой группой фонетистов: Х.Свит, Д. Джонс, Дж. Палмер, Л. Армстронг, И. Уорд, Р. Кингдон, Дж. О’Коннор, А. Гимсон и другие. Это традиционный и широко используемый. Согласно этому подходу наименьшей единицей, к которой может быть придано языковое значение, является группа тонов (смысловая группа). Их теория основана на предположении, что интонация состоит из основных функциональных «блоков». Они уделяют много внимания этим «блокам», но не способу их соединения. Они трактуют интонацию как пласт, накладываемый на лексико-грамматическую структуру.На самом деле цель общения определяет интонационную структуру, а не наоборот.

Грамматический подход к изучению интонации разработан М. Холлидеем. Основная единица интонации – клаузула. Интонация – это комплекс трех системных переменных: тональности, тоничности и тона, которые связаны с грамматическими категориями. Тональность отмечает начало и конец тональной группы. Тоничность отмечает фокус каждой тональной группы. Тон – третья единица в системе Хэллидея.Тона могут быть первичными и вторичными. Они передают настрой говорящего. Теория Холлидея основана на синтаксической функции интонации.

Основатель американской интонационной школы К. Пайк в своей книге «Интонация американского английского» рассматривает тональные фонемы и контуры как основные единицы интонации. Он описывает разные контуры и их значения, но значение слова стоит отдельно от коммуникативной функции интонации.

Среди русских лингвистов широко распространено мнение, что на уровне восприятия интонация представляет собой комплекс, единое целое, образованное значительными вариациями высоты тона, громкости и темпа, тесно связанными между собой.Некоторые русские лингвисты рассматривают тембр речи как четвертый компонент интонации. Ни его материальная форма, ни его лингвистическая функция полностью не описаны. Хотя тембр речи определенно передает определенные оттенки установочного или эмоционального значения, нет веских причин рассматривать его вместе с тремя просодическими компонентами интонации, то есть высотой, громкостью и темпом.

М. Соколова и другие пишут, что термин «просодия» охватывает три просодических компонента и заменяет термин «интонация».Он широко используется в лингвистической литературе, не вызывает недоразумений и, следовательно, более адекватен. Они твердо уверены, что этот термин больше подошел бы и для их книги, но, к сожалению, он еще не принят в учебном процессе.

Многие зарубежные ученые (А. Гимсон, Р. Кингдон) ограничивают формальное определение интонации только движением высоты тона, хотя иногда допускают и вариации громкости. Согласно Д. Кристал, наиболее важные просодические эффекты – это те, которые передаются лингвистическим использованием движения высоты тона или мелодии.Очевидно, что невозможно ограничить интонацию термина параметрами высоты тона только потому, что обычно все три просодических параметра функционируют как единое целое, хотя во многих случаях приоритет параметра высоты звука совершенно очевиден.

Нет единого мнения ни о количестве, ни о названиях функций интонации, что можно проиллюстрировать различием в подходе к предмету некоторых видных русских фонетиков. Т.М. Николаева называет три функции интонации: разграничивающую, интегрирующую и смысловую.Л.К. Цеплитис предлагает семантические, синтаксические и стилистические функции, первая из которых является первичной, а две вторые – вторичными. Н.В. Черемисина выделяет следующие основные функции интонации: коммуникативную, отличительную (или фонологическую), разграничивающую, выразительную, апеллятивную, эстетическую, интегрирующую. Другие русские и зарубежные фонетики также обнаруживают некоторое различие в названии языковых функций интонации.

D. Кристалл различает следующие интонационные функции.

Наиболее очевидная роль эмоциональной функции – выражать установочное значение – сарказм, удивление, сдержанность, нетерпение, восторг, шок, гнев, интерес и тысячи других семантических нюансов.

Грамматическая функция помогает идентифицировать грамматическую структуру речи, выполняя роль, аналогичную пунктуации. Такие единицы, как предложение и предложение, часто зависят от интонации их устной идентичности, и несколько конкретных контрастов, таких как вопрос / утверждение, систематически используют их.

Информационная функция помогает привлечь внимание к тому, какое значение передается и что нового в высказывании. Слово, несущее наиболее заметный тон в контуре, сигнализирует о той части высказывания, которую говорящий рассматривает как новую информацию.

Текстовая функция помогает сопоставить и связать более крупные смысловые единицы, чем предложение. При чтении новостей по радио абзацы информации могут формироваться с помощью высоты тона. В спортивных комментариях изменения в просодии отражают ход действия.

Психологическая функция помогает нам организовывать речь в единицы, которые легче воспринимать и запоминать. Например, большинству людей трудно вспомнить последовательность чисел. Задача упрощается за счет использования интонации для разделения последовательности на две части.

Индексическая функция, наряду с другими просодическими характеристиками, является важным маркером личной или социальной идентичности. Юристы, проповедники, дикторы, спортивные комментаторы, армейские сержанты и некоторые другие профессии легко идентифицируются по их отличительной просодии.

2 . Компоненты интонации и структура английской интонационной группы.

Рассмотрим составляющие интонации.

В компоненте высоты тона мы можем рассматривать различные вариации в направлении высоты тона, уровня высоты тона и диапазона высоты тона.

По словам Р. Кингдона, наиболее важными ядерными тонами в английском языке являются: Low Fall, High Fall, Low Rise, High Rise и Fall-Rise.

Значения ядерных тонов трудно определить в общих чертах.Грубо говоря, падающий тон любого уровня и диапазона выражает уверенность, полноту и независимость. Напротив, повышающийся тон выражает неуверенность, незавершенность или зависимость. Нисходящий-восходящий тон может сочетать в себе значение утверждения, уверенности в падающем тоне и значение зависимости, незавершенности восходящего тона. В конце фразы часто возникает чувство сдержанности; то есть он что-то утверждает и в то же время предполагает, что нужно сказать еще что-то.В начале или в середине фразы это более убедительная альтернатива восходящему тону, выражающая утверждение одной точки вместе с импликацией того, что за ней последует другая точка. Падающий-восходящий тон, как следует из названия, состоит из падения высоты тона с последующим повышением. Если ядро ​​является последним слогом интонационной группы, то и падение, и подъем происходят на одном слоге. В английском языке часто имеется четкое свидетельство границы интонационной группы, но не слышно предшествующего движения ядерных тонов.В таких обстоятельствах открыты два пути: либо можно классифицировать явление как другой вид головы, либо можно считать его ядерным тоном уровня. Низкий тон очень характерен для чтения стихов. Среднеуровневый тон особенно распространен в спонтанной речи, функционально заменяя повышающийся тон. В английском языке есть еще два ядерных тона: Rise-Fall и Rise-Fall-Rise. Но для улучшения речи они не являются абсолютно необходимыми тонами для усвоения иностранным учащимся.Rise-Fall всегда можно заменить High Fall, а Rise-Fall-Rise – Fall-Rise, не придавая формулировке бессмыслицы.

По словам Д. Кристал, есть девять способов сказать Да в качестве ответа на вопрос Ты выйдешь за меня замуж?

1. Низкое падение. Самый нейтральный тон; отстраненное, бесстрастное изложение факта.

2. Полное падение. Эмоционально вовлечен; чем выше начало тона, тем больше вовлечен говорящий; выбор эмоции (удивление, волнение, раздражение) зависит от выражения лица говорящего.

3. Середина осени. Обычный, незафиксированный комментарий; отстраненный и невозбужденный.

4. Низкая посадка. Выражение лица важно; с «счастливым» лицом – отзывчивый и доброжелательный тон; с «мрачным» лицом, он настороженный и зловещий.

5. Полный подъем. Эмоционально вовлечено, часто неверие или шок, степень эмоции зависит от ширины тона.

6. Высотка. Мягкий вопрос или недоумение; часто используется для повторения только что сказанного.

7. Уровень. Скучно, саркастично, иронично.

8. Падение-подъем. Сильно эмоциональный тон; прямое или «негативное» лицо выражает неуверенность, сомнение или неуверенность; положительное лицо передает ободрение или срочность.

9. Взлет-падение. Сильная эмоциональная вовлеченность; в зависимости от лица отношение может быть восторженным, вызывающим или самодовольным.

Еще два параметра высоты тона – это диапазоны и уровни высоты тона. Обычно различают три диапазона высоты тона: нормальный, широкий и узкий.Уровни звука могут быть высокими, средними и низкими.

Громкость используется по-разному. Грубые различия значений (например, гнев, угроза и возбуждение) можно передать с помощью общего уровня громкости.

Темп речи – третий компонент интонации. Термин темп подразумевает скорость произнесения и паузы. Скорость речи может быть нормальной, медленной и быстрой. Части высказывания, которые особенно важны, звучат медленнее. Неважные части обычно произносятся с большей скоростью, чем обычно.

Любой отрезок речи можно разбить на более мелкие части, то есть фонетические целые, фразы, интонационные группы с помощью пауз. Под «паузой» здесь мы подразумеваем полную остановку фонации. Можно выделить следующие три вида пауз:

1. Короткие паузы, которые могут использоваться для разделения интонационных групп внутри фразы. .

2. Более длинные паузы, обычно обозначающие конец фразы.

3. Очень длинные паузы, которые примерно вдвое длиннее первого типа, используются для разделения фонетических целых.

Функционально можно выделить синтаксические, выразительные и колебательные паузы.

Синтаксические паузы разделяют фонопассажи, фразы и интонационные группы. Выраженные паузы служат для того, чтобы выделить определенные части высказывания. Паузы неуверенности в основном используются в спонтанной речи, чтобы дать время подумать, что сказать дальше. Они могут быть безмолвными или заполненными.

Каждый слог речевой цепи имеет особую тональную окраску.У некоторых слогов есть существенные движения тона вверх и вниз. Каждый слог имеет определенную громкость. Питчовые движения неразрывно связаны с громкостью. Вместе с темпом речи они образуют интонационный образец, который является основной единицей интонации. Образец интонации содержит одно ядро ​​и может содержать другие ударные или безударные слоги, обычно предшествующие или следующие за ядром. Границы интонационного рисунка могут быть обозначены остановками звучания, то есть временными паузами.

Интонационные образцы служат для актуализации синтагм в устной речи. Здесь уместно напомнить, что синтагма – это группа слов, которая семантически и синтаксически завершена. Актуализированные синтагмы в фонетике называют интонационными группами (смысловыми группами, тональными группами). Каждая интонационная группа может состоять из одной или нескольких потенциальных синтагм, например предложение / думаю, что он скоро появится имеет два возможных синтагма: / думаю, и он скоро появится. В устной речи обычно актуализируется как одна интонационная группа.

Интонационная группа – это отрезок речи, длина которого может составлять всю фразу. Но часто фраза содержит более одной интонационной группы. Количество интонационных групп зависит от длины фразы и степени смысловой значимости или акцента, приданного различным ее частям:

Эта кровать не спала в , Эта кровать не спала в

Дополнительный сигнал терминала на этой кровати выражает акцент на этой кровати в отличие от других кроватей .

Не все ударные слоги одинаково важны. Один из слогов имеет большее значение, чем другие, и образует ядро, или центр интонации. Формально ядро ​​можно описать как слог с сильным ударением, который обычно является последним слогом с сильным ударением в интонационном паттерне и который отмечает значительное изменение направления высоты тона, то есть там, где высота тона отчетливо повышается или понижается. Ядерный тон – важнейшая часть интонационного паттерна, без которого последний вообще существовать не может.С другой стороны, интонационный образец может состоять из одного слога, который является его ядром. Тон ядра определяет высоту остальной части интонационного паттерна, следующего за ним, который называется хвостом. Таким образом, после падающего тона остальная часть интонационного паттерна находится на низком тоне. После повышающегося тона остальная часть интонационного паттерна перемещается в направлении вверх:

Нет, Мэри Ну, Мэри.

Ядро и хвост образуют так называемый терминальный тон.Двумя другими частями интонационного образца являются голова и пред-голова, которые образуют доядерную часть интонационного образца и, как и хвост, могут рассматриваться как необязательные элементы:

à Озерный край – один из самых красивых уголков Британии.

Предъядерная часть может принимать различные формы звука. Вариации внутри пр-ядра обычно не влияют на грамматическое значение высказывания, хотя часто передают значения, связанные с установкой или фонетическими стилями.Существует три общих типа пр-ядра: нисходящий тип, при котором высота звука постепенно снижается (часто «ступенчато») к ядру; восходящий тип , в котором слоги образуют восходящую последовательность, и тип уровня, когда все слоги остаются более или менее на одном уровне.

Значение интонационной группы – это комбинация значения терминального тона и доъядерной части в сочетании со значением диапазона высоты тона и уровня высоты тона. Части интонационного паттерна могут сочетаться по-разному, проявляя изменение значения, ср.: High Head в сочетании с Low Fall, High Fall, Low Rise, High Rise, Fall-Rise во фразе Вовсе нет.

> Совсем нет (сдержанно, спокойно).

> Вовсе нет) (удивлен, обеспокоен).

> Вовсе нет (подбадривает, дружелюбно).

> Совсем нет (допрос).

> Вовсе нет (сильно подбадривает, протестует).

Чем больше контрастность высоты тона внутри интонационного паттерна, тем выразительнее звучит интонационная группа, ср.:

Он выиграл. Фантастический.

Фанатистика.

Изменения высоты звука, громкости и темпа не являются случайными. Правила изменения высоко организованы. Независимо от того, насколько разнообразны индивидуальные вариации этих просодических компонентов, они имеют тенденцию становиться формализованными или стандартизированными, так что все носители языка используют их одинаковым образом в одинаковых обстоятельствах. Эти абстрактные характеристики интонационных структур можно назвать интонационными моделями, которые образуют просодическую систему английского языка.

Некоторые образцы интонации могут быть совершенно бесцветными по своему значению: они не дают слушателю никакого значения для отношения или чувств говорящего. Они выполняют механическую функцию, они создают форму, в которую можно вылить все предложения, чтобы добиться их произнесения. Такие интонационные образцы представляют собой интонационный минимум речи. Количество возможных комбинаций больше сотни, но не все они одинаково важны. Некоторые из них не сильно различаются по значению, другие используются очень редко.Поэтому при обучении необходимо иметь дело только с очень ограниченным количеством интонационных паттернов, которые являются результатом тщательного выбора.

3 . Фонологический аспект интонации.

Фонология имеет особую отрасль, интонологию, сферой которой являются более крупные единицы связанной речи: интонационные группы, фразы и даже фонетические отрывки или блоки дискурса.

Описания интонации показывают, что фонологические факты интонационной системы гораздо более подвержены сомнению, чем в области сегментарной фонологии.Описания различаются в зависимости от того, какое значение, по их мнению, несет интонация, а также в зависимости от значения, которое они придают разным частям тональной единицы. Дж. Д. О’Коннор, Г.Ф. Арнольд утверждает, что основная функция интонации состоит в том, чтобы выразить отношение говорящего к ситуации, в которой он / она находится, и они придают эти значения не pre-head, head и core отдельно, а каждому из десяти типов тональных единиц. ‘* в сочетании с каждым из четырех типов предложений: утверждением, вопросом, командой и восклицанием.

М. Халлидей полагает, что английские интонационные контрасты являются грамматическими. Сначала он утверждает, что существует выбор нейтрального или немаркированного тона, а затем объясняет все остальные варианты как значимые по контрасту. Таким образом, если взять утверждение «Я не знаю », предложенные интонационные значения будут следующими: Low Fall – нейтральный. Low Rise – ни к чему не обязывающий, High Rise – противоречивый, Fall-Rise – с оговорками, Rise-Fall – с обязательством. В отличие от Дж. Д. О’Коннора и Г.Ф. Арнольд, М. Халлидей придают отдельное значение пр-ядерным выборам, опять же принимая один выбор как нейтральный, а другой (ие) как значимый, напротив.

Д. Кристал представляет подход, основанный на точке зрения, «что к любому объяснению интонационного значения нельзя прийти, рассматривая проблемы исключительно в грамматических или установочных терминах». Он игнорирует значение выбора перед головой и головой и имеет дело только с терминальными тонами.

При любом практическом анализе интонации все еще невозможно классифицировать все тонкие оттенки чувств и отношения, которые могут быть переданы небольшими изменениями высоты тона, удлинением или сокращением тонов, увеличением или уменьшением громкости голоса, посредством изменение его качества и другими способами.С другой стороны, вполне возможно составить широкую классификацию интонационных паттернов, которые настолько различны по своей природе, что они существенно: изменяют значение высказывания и делают в каждом из них разную высоту и степень громкости. Такой анализ напоминает фонетический анализ звуков языка, с помощью которого фонетики устанавливают количество значимых звуков, которые он использует.

Отличительная функция интонации реализуется в противопоставлении одних и тех же словосочетаний, различающихся определенными параметрами интонационного рисунка.Паттерны интонации вносят свой особый вклад на уровне интонационной группы, фразы и текста. Таким образом в фразах:

Если Мэри придет, дайте мне знать сразу (ожидается, что придут несколько человек, но именно Мэри интересует выступающего)

Если > Мэри придет, дайте мне знать сразу (никто кроме Мэри не придет)

интонационные схемы первых интонационных групп противоположны. В противовес мне понравилось – мне понравилось шаблон высоты тона действует на всю фразу, добавляя во второй фразе представление о том, что у говорящего есть оговорки (подразумевая продолжение чего-то вроде «но это могло быть намного лучше»).

Любая часть интонационного образца, любая из трех его составляющих может выполнять отличительную функцию, таким образом, составляя фонологических единиц . Эти единицы образуют сложную систему интонем, тонем, акцентем, хронем и т. Д. Эти фонологические единицы, такие как фонемы, состоят из ряда вариантов. Конечные тонемы, например, состоят из ряда аллотонов, которые не отличаются друг от друга. Основной аллотон реализуется только в ядре. Дочерние аллотоны реализуются не только в ядре, но и в предголове и в хвосте, если таковые имеются, ср.:

Нет. Нет, Том. О нет, Мэри.

Самая мощная фонологическая единица – терминальный тон. Противопоставление терминальных тонов отличает разные типы предложений. Одна и та же последовательность слов может интерпретироваться как другой синтаксический тип, то есть утверждение или вопрос, вопрос или восклицание, произносимые с разными терминальными тонами, например:

Том видел это (выписка) – Том это видел? (общий вопрос)

Вам не понравилось? (общий вопрос) – Вам не понравилось? (восклицательный знак)

Вы будете молчать? (запрос) – Будете молчать? (команда).

Количество оконечных тонов указывает количество интонационных групп. Иногда для значения может иметь значение количество интонационных групп. Например, предложение Моя сестра, которая живет на юге, только что приехала , может означать две разные вещи. В устной речи это отмечается использованием двух-трех интонационных групп. Если значение таково: «моя единственная сестра, которая живет на юге», то разделение будет на три интонационные группы: Моя сестра, которая живет на юге, только что приехала. С другой стороны, если значение означает «одна из двух моих сестер, которая живет на Юге», то деление происходит на две интонационные группы.

Вместе с увеличением громкости терминальные тоны служат для выделения смыслового центра высказывания. Под семантическим центром мы подразумеваем информационный центр, который может одновременно концентрировать выражение взглядов и чувств. Слова в высказывании не обязательно содержат одинаковый объем информации, некоторые из них важнее для значения, чем другие.Это во многом зависит от контекста или ситуации, в которой произносится интонационная группа или фраза. Некоторые слова предрасположены своей функцией в языке, на котором нужно ударение. В английском лексические (содержательные) слова обычно имеют ударение, в то время как грамматические (формальные) слова, скорее всего, не имеют ударения, хотя слова, принадлежащие к обеим этим группам, могут быть без ударения или с ударением, если этого требует значение.

Рассмотрим приговор Был необычно дождливый день. В начале, скажем, рассказа по радио, последние три слова будут особенно важны, они образуют смысловой центр с ядром на слове день. Первые три слова играют второстепенную роль. Если бы первые три слова не были услышаны, а последние три были бы отчетливо слышны, слушатель получил бы довольно четкое представление об обстановке рассказа. Если бы последние три слова, образующие семантический центр, были потеряны, информации практически не было бы вообще.

Те же предложения можно сказать и в ответ на вопрос Что это был за день? В этом случае слово день в ответе потеряло бы часть своей силы, потому что спрашивающий уже обладает информацией, которую оно могло бы ему иначе дать.В этой ситуации есть только два важных слова – необычно дождливый – и их будет достаточно в качестве исчерпывающего ответа на вопрос. Ядро будет на слове дождливый. Дальше, в ответ на вопрос Вчера шел дождь? одиночное слово необычно несло бы основную часть информации, было бы в этом смысле более важным, чем все другие, и, следовательно, было бы ядром интонационного образца.

Грамматические слова также могут иметь важное значение для смысла, если это обусловлено контекстом. Слово было, например, , имело мало значения в предыдущих примерах, но если бы предложения были сказаны как противоречащие в ответе на «Вчера был не дождливый день, не так ли?», , тогда было бы . быть самым важным словом из всех, и действительно, ответ мог бы быть просто Это было, опущение следующих слов, поскольку больше не стоит говорить. В этой фразе слово было ядром смыслового центра.

Эти вариации акцентирования, достигаемые смещением положения оконечного тона, служат ярким примером того, как противоположность распределения оконечных тонов выполняет отличительную функцию.

Если фраза Я не хочу, чтобы вы что-нибудь читали, имеет низко падающий завершающий тон на слове something, это означает, что по той или иной причине человеку следует избегать чтения. Если одна и та же последовательность слов произносится с нисходящим тоном на одном и том же слове, фраза означает, что человек должен тщательно выбирать при чтении.

Здесь следует указать, что наиболее важная роль противопоставления терминальных тонов заключается в различении отношений и эмоций, выражаемых говорящим. Оратор должен быть особенно осторожен с отношениями и эмоциями, которые он выражает, поскольку слушателя часто больше интересуют отношение или чувства говорящего, чем его слова – то есть, говорит он красиво или мерзко. Например, специальный вопрос Почему? может произноситься низким падающим тоном, который звучит довольно отстраненно, иногда даже враждебно.При произношении низким тоном – сочувственно, дружелюбно, интересно.

Все остальные части интонационного паттерна различают только установочное или эмоциональное значение, например: при произнесении с высоким напором Hello звучит более дружелюбно, чем при произнесении с низким проговором, ср .:

à He llo! – О, привет!

Однако чаще различные виды пре-хэдов, хэдов, а также диапазоны и уровни высоты тона выполняют свою отличительную функцию не одни, а в сочетании с другими просодическими составляющими.

Нас интересовали отношения между интонацией, грамматическими образцами и лексическим составом. Обычно интонация говорящего находится в равновесии со словами и структурами, которые он выбирает. Если он говорит что-то приятное, его интонация обычно отражает ту же характеристику. Например, все типы вопросов выражают определенный интерес, который обычно выражается в их грамматической структуре и особой вопросительной интонации. Однако бывают случаи, когда интонация вступает в противоречие с синтаксической структурой и лексическим содержанием высказывания, нейтрализуя и компенсируя их, т.е.г .: заявление может показаться сомнительным, заинтересованным. В этом случае интонация нейтрализует его грамматическую структуру. Он компенсирует грамматические средства выражения такого рода значения: Вы знаете, для чего я здесь? № (опрос)

Бывают случаи, когда интонация нейтрализует или компенсирует лексическое содержание высказывания, как это происходит, например, в команде Сразу позвоните ему, пожалуйста, , когда значение слова пожалуйста нейтрализуется интонацией.

Отсутствие баланса между интонацией и содержанием слова или интонацией и грамматической структурой высказывания может служить специальным речевым эффектам. Сильно убедительное или волнующее заявление, сказанное с очень прозаичной интонацией, может из-за своей неуравновешенности вызвать своего рода иронию; если кто-то говорит что-то очень комплиментарное, но с интонацией презрения, результатом становится оскорбление.

:

.

No related posts.

Leave a Reply Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Рубрики

  • Отношения
  • Проблемы
  • Разное
  • Ревность
  • Семья
  • Советы
©2021 © Все права защищены.
  • Главная
  • Карта Сайта
  • Советы