Skip to content

Меню
  • Главная
  • Карта Сайта
  • Советы
Меню

Социограмма класса: Социометрия класса для младших школьников: образец и проведение

Posted on by alexxlab

Содержание

  • Социометрия класса для младших школьников: образец и проведение
    • Что это такое
    • Разновидности
    • Этапы исследования
      • Подготовительный
      • Анкетирование
      • Обработка результатов
    • Важно учесть
  • Социометрия: исследование межличностных отношений в группе – Психолого-педагогическое исследование
  • Социометрия. Исследование школьного коллектива
  • Материал (8 класс) на тему: Социометрия
  • Социометрия для школьников 🍋 образец методики
    • Что такое социометрия
    • Виды социометрии для школьников
    • Этапы проведения социометрического исследования
      • 1. Подготовительный этап
      • 2. Анкетирование
    • Обработка результатов социометрии
    • Особенности проведения социометрии
  • Социометрические методики для начальной школы
  • Материал по психологии на тему: Социометрия
  • примеров социограмм | Социограмма Maker
    • Дополнительные примеры и шаблоны социограмм
    • Creately поможет вам в этом с
    • Руководство и передовой опыт
      • Как создать социограмму
    • Больше шаблонов и визуальных идей для визуализации социальных отношений
    • Работает с любимыми инструментами
        • Продуманная интеграция с платформами, которые вы используете каждый день
  • Социограмма
    • Определение Социограмма
    • Происхождение / история социограммы
    • Применение социограмм
    • Как создать социограмму?
    • Создание социограммы – пошаговое объяснение:
      • 1. Определите людей, которые будут задействованы
      • 2. Задавайте вопросы
      • 3. Оценка
    • Шаблон социограммы: варианты символов и представления
      • Представление о влечении / отвержении / безразличии (Морено)
      • Представительство отдельных членов (Морено)
      • Пример возможных представлений
      • Другие формы оценки социограммы
    • Критика социограммы / основные инструкции по применению
    • Применение в коучинге
      • Пример использования в индивидуальном коучинге
  • PPT – Анализ социограммы Класс: 72 PowerPoint Presentation, бесплатная загрузка
  • Социограмма – Википедия

Социометрия класса для младших школьников: образец и проведение

Первые годы школьной жизни – важный период в становлении личности ребенка: он не просто получает начальные знания, постигает тонкости чтения, письма, делает свои первые математические операции, но и начинает знакомство с жизнью как таковой. Младший школьник определяется со своими интересами, находит друзей и, конечно, учится общению со взрослыми и ровесниками. Очень важно помочь ему в этом непростом деле, поэтому многие школы активно используют основы социометрии.

Что это такое

Социометрия для школьников представляет собой тесты социальной психологии, направленные на установление специфики взаимоотношений членов коллектива (класса). Основу методики положил Дж. Морено, которому принадлежит идея о зависимости благополучия конкретной личности от неформальных отношений в ее ближайшем окружении. Сейчас методика, применяемая как в отношении взрослых, так и в отношении детей, сводится к тому, чтобы путем анализа места конкретного человека в группе помочь ему в решении проблем. Благодаря социометрии становится возможным следующее:

  • Провести количественное измерение уровня психологической и эмоциональной близости между отдельными членами группы.
  • Выявить наличие мини-групп (референтных).
  • Рассчитать уровень сплоченности в коллективе.
  • Выявить лидеров.

Методика социометрии нашла широкое распространение в образовательном процессе на всех его этапах. Перед школьниками ставится непростая задача сделать осознанный выбор в пользу того или иного члена группы или коллектива в целом. Особенно непростым задание окажется для детей младших классов: они вместе только находятся на уроках, какая-либо иная совместная деятельность у них отсутствует. Общение чаще всего обусловлено конкретными обстоятельствами, а выбор лидера весьма затруднителен.

Однако по нескольким параметрам ученики младших классов могут определиться с выбором. Наиболее часто в лидеры они записывают тех, кто получает лучшие оценки, показывает большую способность к усвоению материала, получает больше похвалы от учителя. В этом возрасте нередко можно услышать такие фразы: «Он больше нравится нашему учителю», «Учитель хвалит его / ее часто», «Он всегда хорошо делает уроки». Таким образом, дети высказывают не собственные симпатии и антипатии, а копирую позицию учителя. Вот почему методика полезна прежде всего педагогу – поможет скорректировать собственное отношение к школьникам, не выделять «любимчиков».

Разновидности

Социометрия может проводиться несколькими способами:

  1. Анкета. Самый простой и доступный для младших школьников метод.
  2. Устный опрос. Для большей наглядности рекомендуется использовать фотокарточки учеников, ведь младшие школьники могут забыть фамилии одноклассников. Методика позволяет получить подробную информацию, но проведение требует длительного времени.
  3. Цветовая проективная. Вариант для индивидуального проведения исследования, представляет собой выбор того или иного цвета на специальной цветовой доске и разноцветных фишек. Для младших классов используют упрощенный вариант исследования.
  4. Упрощенная цветовая проективная методика. Ученикам предлагается соотнести определенные цвета с каждым из своих одноклассников. Значение потом толкуются исходя из психологической интерпретации цвета.
  5. Цветовая непроективная социометрия. Ученику даются таблицы с двумя графами: фамилия и имя одноклассников и пустая графа. Чистую ячейку ребенок должен раскрасить цветным карандашом, потом полученные результаты интерпретируются.

Если принято решение использовать цветовая социометрию для младших классов, то следует учесть значения цветов:

  • Желтый – стремление походить на этого ученика, признание его явного лидерства.
  • Синий – удаленный интерес, стремление к мирному взаимодействию. Уважение, но отсутствие явного стремления к общению.
  • Зеленый – этот ученик кажется идеальным собеседником, рядом с ним легко и спокойно.
  • Черный – нередко черным окрашивают тех, кого считают своей противоположностью. Ученик привлекает своей таинственностью, загадочностью, непонятностью.
  • Серый – спорный цвет. Заслуги ученика признаются, но и его недостатки налицо: занудливость, навязчивость.
  • Коричневый – полное равнодушие.
  • Фиолетовый – абсолютное отсутствие интереса к человеку, игнорирование.
  • Розовый – интерес, стремление к общению.

Оранжевый – сложное неоднозначное отношение, ученик привлекает, но кажется несколько непонятным.

Этапы исследования

Подготовительный

Прежде всего, следует дать ученикам задачу, мотивацию. Они должны четко понимать, что от них требуется и зачем. Цель исследования может быть сформулирована так:

Выявить лидера в классе и составить «рейтинг» учащихся. В этом случае задаются вопросы типа «Кого ты выберешь» («Кого ты выберешь главным в классе», «Кого ты выберешь в качестве соседа по парте», «С кем бы ты хотел выполнять сложное задание»). Критерий ответа в этом случае одинарен. Такая формулировка вопросов будет полезна при назначении старосты.

Определение партнерских взаимоотношений и психологического благополучия класса в целом. Используется двойной критерий оценки, вопросы выглядят так: «С кем бы ты хотел пойти погулять после уроков? А с кем бы не хотел?». Такое исследование поможет выявить детей, которые по каким-либо причинам становятся «изгоями» в коллективе и скорректировать проблему, пока не стало поздно.

Также на данном этапе следует определиться с количеством выборов: это может быть один вариант или же неограниченное количество (вплоть до всего класса).

Следующий шаг подготовительного этапа – разработка анкеты. Исследование может быть проведено в двух основных формах:

  • Устная (проще для ребенка, но не каждому школьнику удается пойти на контакт со взрослым, доверять ему свои секреты).
  • Письменная (более сложна для ребенка, но позволяет быть максимально честным, не боясь, что кто-то услышит. Удобна для школы, поскольку позволяет сразу опросить весь класс, существенно сэкономив время).

Если выбирается устная работа, то задача школьного психолога (а именно он будет проводить исследование) не только четко фиксировать ответы школьников, но войти к ним в доверие, установить эмоциональный контакт. Только в этом случае можно надеяться на объективные результаты и честные ответы.

При использовании письменной формы важно понять, что дети разобрались с тем, чего от них требуется, вопросы обязательно должны быть сформулированы в доступной для ребят форме, а бланки ответов детям следует обязательно подписать.

Анкетирование

Наиболее часто социометрическое исследование проводится методом анкетирования. Так можно в кратчайшие сроки узнать время всего класса и сделать определенные выводы.

Требования к анкете таковы:

  • Простота.
  • Доступность.
  • Однозначность вопросов.
  • Полная свобода выбора.
  • Небольшое число вопросов, чтобы не затруднять восприятие ребенка.
  • Гарантия анонимности (психолог должен дать детям обещание, что данные, ими указанные, не станут известны более никому).

Предваряет анкетирование вступительное слово психолога, оно должно мотивировать детей давать честные ответы. Образец вступительного слова таков:

«Ребята, сегодня важный день в нашей жизни. Ваш класс – это большой корабль, совершающий увлекательное плавание в волшебный мир открытий и знаний. Но чтобы корабль этот плавно плыл по волнам, не попадал в бури, необходимо, чтобы на нем царила дисциплина, правили мир и порядок. И сегодняшний тест поможет нам наладить отношения в команде. Но очень важна честность, ведь неправильные ответы совершенно бесполезны. Поэтому смело отвечайте честно, ведь ваше мнение навсегда останется между мной и вами. Удачи!»

Образец анкеты:

  • С кем бы ты хотел отмечать свой день рождения? А с кем бы не хотел?
  • С кем бы ты пошел в кафе? А с кем бы не пошел?
  • С кем бы ты хотел сидеть за одной партой целый год? А с кем бы не хотел?
  • Кто, по твоему мнению, был бы самым лучшим капитаном класса? А самым худшим?

Для удобства школьников вопросы следует разместить в таблицу из двух граф: первая графа – сам вопрос, а вторая – свободная, в ней следует вписать ответ.

Бланки подписываются и сдаются после заполнения.

Возможен и иной образец анкеты. Пример приведен ниже:

  1. Представь, что ты переезжаешь в другой город и можешь взять с собой пять одноклассников? Кто это будет? (ниже размещаются пять строчек, чтобы ребенок вписал фамилии и имена)
  2. А кого из своих одноклассников ты не стал бы брать в свою новую школу? (также пять вариантов)
  3. Как ты думаешь, кто из твоих одноклассников позвал бы тебя в свой новый класс?
  4. А кто не позвал бы?
  5. Кого из одноклассников ты пригласил бы на футбольный матч или на театральное выступление?
  6. А кого не пригласил бы?

Обработка результатов

Для удобства обработки составляется матрица – таблица следующего содержания:

  • Список детей – отвечающих на вопросы – по горизонтали.
  • Список детей, указанных в ответах других – по вертикали.
  • Результаты – в центральной части, на пересечении данных горизонтали и вертикали.

Ответы школьников могут быть односторонними (как положительными, так и отрицательными) или взаимными (также положительными и отрицательными). В нижней части таблицы подводится цифровой итог: количество выборов всего и число взаимных выборов. Исследование позволяет вычислить и социометрический статус отдельного ученика, для этого следует разделить общее число полученных учеником положительных выборов на общее число школьников, уменьшенное на единицу.

Далее для анализа формируется социограмма типа «мишень» со следующими областями:

  1. Внутренний круг – наиболее популярные в коллективе дети, лидеры, «звезды».
  2. Следующий круг – предпочитаемые, принятые (особой популярности у них нет, но с ними хотят общаться, это «нормальные» дети).
  3. Следующий круг – игнорируемые, общение с ними не распространено.
  4. Внешний круг – одиночки.

Лидеров 1–3, предпочитаемые или принятые составляют большую половину класса. Одиночки довольно немногочисленны.

Проведенный анализ позволит разделить школьников по группам, выявить, кто из детей является изгоем и скорректировать поведение класса. Для наиболее точных результатов исследование следует проводить не реже 2–3 раз в год.

Чтобы понять, насколько класс благополучен в целом, следует провести расчет коэффициента взаимного выбора, для этого число взаимных выборов следует разделить на общую численность выборов.

Важно учесть

Чтобы результаты исследования носили объективный характер, необходимо, чтобы члены коллектива находились во взаимодействии не менее полугода. При этом никто другой (кроме самих учеников класса) в анкетировании принимать участие не должен.

Важно, чтобы дети доверяли психологу, поэтому перед проведением социометрического исследования необходимо познакомиться с каждым ребенком, побеседовать с ним, вызвать симпатию, желание поделиться своими переживаниям. Крайне неохотно ученики младшего класса пойдут на контакт с незнакомым, а уж тем более не станут доверять ему свои секреты.

При вступительной речи психолог должен подчеркнуть, что важно мнение каждого ученика, которое не станет известно ни родителям, ни учителям, ни тем более одноклассникам. Следует акцентировать внимание на честности ответов, на недопустимости списывания.

При проведении исследования могут возникнуть и некоторые трудности:

  • Не все дети готовы отвечать честно, из стеснения или страха могут писать не те имена, которые хотели бы назвать.
  • Некоторые могут не понять вопроса и написать противоположный ответ.
  • Если психолог не смог завоевать доверие, то и ответы вряд ли будут честными.

Несмотря на подобные сложности, исследование по методики социометрии помогает выявить рейтинги учеников в классе, обнаружить изгоев и своевременно включить их в работу коллектива. Вот почему подобные анкетирования полезно проводить в младших классах, пока еще не стало слишком поздно.

Социометрия: исследование межличностных отношений в группе – Психолого-педагогическое исследование


Робот подобрал для Вас материалы, похожие на этот. Посмотреть


Для студентов, проходящих педпрактику.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.).

Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

Примеры вопросов для изучения деловых отношений. (Задание: выбрать один из трех вариантов.)

1. а) кого из своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости помочь Вам в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?

2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительное путешествие?
б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в путешествие?

3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?

Примеры вопросов для изучения личных отношений. (Задание: выбрать один из трех вариантов.)

1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?

2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?
б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?

3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

Полученные ответы обрабатывают математически и представляют в виде таблицы – социоматрицы.

Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже).

Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.

По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях по горизонтали цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.

Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Лидером в группе является тот, кто набрал наибольшую сумму баллов.
Предпочитаемые члены группы – набравшие также большое количество баллов, но меньшее, чем у лидера.
Пренебрегаемые члены группы – набравшие минимальное количество баллов (1-2).
Изолированные – получившие только отрицательные выборы.
По количеству отрицательных выборов можно также определить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии.

На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов.

Социограмма – графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы на основе их статуса (популярности). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже.

Социограмма состоит из нескольких окружностей, обычно равных количесву выборов. В центре социограммы размещаются лидеры, в следующих окружностях – остальные члены группы, по мере уменьшения количества выборов, полученных ими.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
Представляемые на социограммах данные нередко для получения более подробной информации о положении человека в системе внутригрупповых отношений дополняются числовыми показателями — индексами. Наиболее известный из них индекс групповой сплоченности, которую характеризует систему групповых отношений в целом. Его формула выглядит следующим образом:

На основе полученных данных требуется описать результаты исследования, дать рекомендации по улучшению психологического климата в классе.

     Источник: psyfactor.org


Подсказка робота: со статьёй “Социометрия: исследование межличностных отношений в группе” тематически связаны:


Для ссылки:
Социометрия: исследование межличностных отношений в группе [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/18-1-0-261 (дата обращения: 28.09.2020).


Социометрия. Исследование школьного коллектива

Социометрия. Исследование школьного коллектива.

Цель: Изучение ученического коллектива (первичная стратификация по социометрическому статусу, динамика в сфере интеллектуально-деловых и эмоциональных предпочтений).

Задачи: 1.Оценить социометрический статус каждого учащегося.

2. Выявить «интеллектуально-деловых» и социально-коммуникативных лидеров в классе.

3. Определить направление и перспективы работы с учащимися-лидерами и т. н. «робинзонами».

Объект исследования: учащиеся 1а класса 12 человек.

Для учеников выбрана анкета.

Анкета — самый распространённый вид социометрии. Она позволяет провести тест среди учеников всего класса одновременно. Детям даётся инструкция: «Мы хотим, чтобы ваш (наш) класс был самым дружным. Но, возможно, что-то мешает этому. Чтобы разобраться в этой проблеме, мне нужна ваша помощь. Перед вами анкеты. Здесь несложные вопросы, но они касаются ваших отношений друг с другом. Отнеситесь серьёзно и отвечайте честно. Анкеты обязательно нужно подписать. Я даю честное слово, что никто, кроме меня, не узнает о том, что вы написали. Ни с кем не советуйтесь и не подсматривайте в чужие анкеты. Важно только ваше мнение».

На бланке анкеты напечатаны вопросы (критерии) и определено место для ответов. Для учеников начальной школы лучше использовать вариант, при котором дети вписывают имена в строчки с выбором, или же таблицу с готовым списком обучающихся. Важна для младших школьников и формулировка вопроса. Он должен быть понятен, а ситуация выбора – ценной для ребёнка. 

Анкета для мониторинга.

№

Фамилия и имя ученика _________________________________

Вопрос 1: С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?

Ответ:

Выбор 1.___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Вопрос 2: С кем ты не хотел бы сидеть за одной партой?

Ответ:

Выбор 1.___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Вопрос 3: С кем бы ты хотел делать домашние задания?

Ответ:

Выбор 1.___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Вопрос 4: Кого ты хочешь пригласить на свой день рождения?

Ответ:

Выбор 1.___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Вопрос 5: Кого ты не хочешь пригласить на свой день рождения?

Ответ:

Выбор 1.___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Вопрос 6: Если бы ты переходил в другую школу, кого бы позвал с собой?

Ответ:

Выбор 1.___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Вопрос 7: Если бы ты переходил в другую школу, кого бы  не позвал с собой?

Ответ:

Выбор 1.___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Вопрос 8: Кого бы ты попросил о помощи в трудной ситуации?

Ответ:

Выбор 1.___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Вопрос 9: Кого бы ты не попросил о помощи в трудной ситуации?

Ответ:

Выбор 1.___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Анализ результатов.

  1. Класс характеризуется средним уровнем сложившихся доверительных отношений, гендерной сбалансированностью (т. е. взаимоотношения мальчиков и девочек отличаются социально одобряемыми формами сотрудничества, объективностью и взаимной заинтересованностью) – гендерной несбалансированностью (т. е. взаимоотношения мальчиков и девочек характеризуются конфронтацией, игнорироваием интересов друг друга, «ябедничеством», выраженной конфликностью – в явной или скрытой форме).

  2. Показателем среднего уровня сплоченности является частичная оценка формальных и неформальных лидеров, средний процент ребят, не получивших выбора (признания) со стороны одноклассников в сфере «деловых» – коммуникативных – качеств.

  3. По количеству полученных со стороны сверстников выборов детей класса можно подразделить на четыре группы.

Группа 1 – социометрические «звёзды», лидеры, выделяемые в двух сферах.

Выраженная направленность на общение, умение устанавливать тёплые, доверительные отношения со сверстниками.

Такие дети интересны окружающим, они умеют насытить атмосферу яркими событиями и впечатлениями, надёжны в отношениях, ответственны, готовы прийти на помощь.

  1. Фатыхов Ренат

  2. Бочкова Катя

  3. Стрельникова Лиза

Группа 2 – «популярные» – имеющие достаточно широкое признание (более 3-4х выборов) со стороны одноклассников

Петрова Владислава

Шелухова Галя

Кучканова Диана

Группа 3 – «принимаемые» – дети, имеющие опору в классе хотя бы в лице 1-2х человек, что создаёт достаточные условия для положительной динамики их социального статуса.

Курмашев Тимур

Сумина Дана

Ниденталь Арина

Группа 4 – «робинзоны» – дети, оказавшиеся за кругом предпочтений со стороны одноклассников по одной из двух означенных сфер (или по двум). Такой статус может быть следствием одной из двух причин: 1 – ребёнок имеет референтную (значимую для него) группу, поддерживающую его нормальное развитие и социализацию за рамками класса (семья и родственники, друзья, секция, студия и т.д.), 2 – ребёнок имеет личностные особенности, «пробелы» в социализации, объективно не позволяющие ему получить признание сверстников.

Фоминцев Егор

Клопотюк Саша

Данилейко Глеб

Наличие в классе более 4х «робинзонов» может свидетельствовать о низкой стадии развития коллектива, тяжело протекающей внутригрупповой динамике, следует исключить также случаи, ориентированные на медицинское вмешательство.

Рекомендации к работе классного руководителя.

  1. Не афишировать результаты социометрии ни среди детей, ни среди их родителей. Особенно осторожно обращаться с информацией о «непринятых» детях – «робинзонах».

  2. В работе по организации внеклассных дел опираться на учащихся – социометрических лидеров – формальных и неформальных, чьи имена можно озвучить и среди детей, и среди родителей. Учесть особенности взаимовыборов среди учащихся при формировании групп, что позволяет повысить социальную мотивацию учения.

  3. Проследить учебные успехи «интеллектуальных» лидеров, рассмотреть возможность их сотрудничества с учителями-предметниками в НОУ, олимпиадах и т. д.

  4. Выяснить возможную причину социальной изоляции «робинзонов», при необходимости провести корректировку их статуса (использовать механизмы межличностного влечения – сходство и комплементарность, физическая привлекательность, компетентность, взаимное вознаграждение, пространственная близость).

  5. Для оценки эффективности работы по формированию школьного коллектива провести повторную диагностику в конце года. Отследить динамику развития взаимоотношений, переходя от решения социальных проблем к решению проблем личностного роста и успешной социализации каждого учащегося.

Материал (8 класс) на тему: Социометрия

Методика социометрического изучения

межличностных отношений в детском коллективе

Метод Дж. Морено

Цель: методика социометрии направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.

Подготовка: классный руководитель распечатывает бланки анкет для каждого учащегося. Следует обратить внимание, что данное социометрическое исследование является параметрической процедурой, то есть имеет ограничение выборов – 3.

Ход проведения: анкеты раздаются учащимся. Классный руководитель обращается к классу с просьбой ответить на вопросы анкеты, обязательно указав, что учащийся может сделать 3 выбора при ответе на каждый вопрос.

Обработка полученных результатов

Результаты опроса заносятся в специальный шаблон «Межличностные отношения». В нем по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в том же порядке появляются имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу, ставите цифру 1, если есть выбор и пропускаете ячейки, если выбора нет.

Все необходимые результаты вычислений появляются автоматически. Полученные результаты каждого класса переносятся в Шаблон на соответствующий лист.

Интерпретация полученных результатов

Анализируя полученные положительные выборы, можно сделать вывод о наличии в нем:

  • «Звезд» – члены группы, захватывающие «центр сцены», подобно звезде. В высшую группу относят тех, кто получил 6 и более предпочтений;
  • «Предпочитаемых», которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они получают от 3 до 5 выборов;
  • «Пренебрегаемых», то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они получают от 1 до 2 выборов;

«Отвергаемых», то есть тех, кто не принят в коллективе, они не получают положительные выборы.

Полученные индексы покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе.

Социометрический статус показывает позицию учащегося в классе: лидер – учащийся, имеющий ярко выраженный положительный индекс социометрического статуса, отверженный – учащийся с отрицательным индексом, рядовой член коллектива – средний индекс.

Удовлетворенность своим положением в группе: Высокая удовлетворенность – значения более 0,2, Средняя удовлетворенность – значения больше 0 и меньше 0,2, «Нулевая удовлетворенность» – значения равные 0.

Анкета

Фамилия, имя         

Класс         

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: 

После каждого вопроса напиши фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору.

1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие.

  • Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?         

                

  • Кого бы ты никогда не выбрал командиром?         

                

2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам

  • Кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?        

                

  • Кого бы ты не стал приглашать в эту команду?         

                

3.У тебя день рождения.

  • Кого из класса ты бы пригласил к себе на день рождения?         

                

  • Кого бы ты не стал приглашать?         

                

Спасибо!

Анкета

Фамилия, имя         

Класс         

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: 

После каждого вопроса напиши фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору.

1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие.

  • Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?         

                

  • Кого бы ты никогда не выбрал командиром?         

                

2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам

  • Кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?        

                

  • Кого бы ты не стал приглашать в эту команду?         

                

3.У тебя день рождения.

  • Кого из класса ты бы пригласил к себе на день рождения?         

                

  • Кого бы ты не стал приглашать?         

                

Спасибо!


Социометрическое  изучение межличностных отношений в классном коллективе( метод Дж.Морено)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Интерпретация полученных результатов:

“Звезды”________________________________________________________________________________________________________________________________________________

“Предпочитаемые”__________________________________________________________________________________________________________________________________

“Пренебрегаемые”__________________________________________________________________________________________________________________________________

“Отвергаемые”_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Социометрия для школьников 🍋 образец методики

Автор Таня Хохлова в 11.12.2018. Опубликовано Психология

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Обучение в школе – важнейший этап становления личности: для ребенка становятся доступным получение новых знаний, изучение основных нюансов чтения и письма, выполнение математических вычислений, взаимодействие со сверстниками, формирование коллектива и знакомство с социальной жизнью.

В первые школьные годы происходит формирование интересов, поиск друзей, обучение общению, как с другими школьниками, так и с взрослыми.

Для изучения школьного коллектива многие психологи используют метод социометрии.

Что такое социометрия

Под термином социометрия понимается социально-психологическое тестирование, устанавливающие специфику взаимодействия участников группы, класса. Эта методика была предложен Дж.Морено, придерживавшегося идеи о том, что существует зависимость между благополучием личности и формированием отношения с окружающими.

На данный момент социометрическое исследование широко используется как для тестирования взрослых, так и при работе с детьми.

Анализируя место человека в социальной группе, возможно найти решение межличностных и внутриличностных проблем. Основной целью исследования является:

  • проведение количественного измерения уровня близости в коллективе, как психологического, так и эмоционального;
  • выявление и изучение наличия малых групп в коллективе;
  • выявление лидеров.

Данная методика широко распространена на всех стадиях образовательного процесса. Школьники должны для себя решить непростую задачу, осуществить сознательный выбор в пользу одного или нескольких участников группы.

Для обучающихся в младших классах эта задача кажется наиболее сложной, ведь они только во время уроков находятся вместе, на этом этапе у них ещё плохо развита совместная деятельность.

Процесс общения у школьников младших классов наиболее часто ситуативен, имеются трудности при нахождении лидера класса.

Обучающиеся младшей школы делают свой выбор, основываясь на многих критериях. Зачастую к лидирующим позициям в коллективе относят тех, у кого хорошие отметки, развитые интеллектуальные способности, либо получивших наибольшее число поощрений от учителя.

Это говорит, что дети в этом возрасте выражают не свои симпатии и мнения, а основываются на точке зрения учителя и повторяют её. Именно поэтому данная методика особенно полезна учителю в корректировке своего отношения к классному коллективу, не выделяя «любимчиков».

Виды социометрии для школьников

Существуют различные способы проведения социометрии:

  • Анкетирование

Это наиболее простой для восприятия школьника, но могут возникнуть трудности, если ребенок ещё не обладает навыком чтения и письма. Поэтому необходимо учитывать возраст и способности группы. Быстр в проведении, занимает около 15 минут.

В этом варианте социометрического исследования рекомендуется использовать фотографии обучающихся класса, ведь на начальных этапах обучения ребёнок может и не знать всех фамилий одноклассников.

Проведение исследования этим способом требует большого количества времени для сбора подробной информации.

  • Проективный цветовой вариант социометрии

Предназначен для индивидуального обследования, требует определенно подготовленных фишек разных цветов и доски.

  • Упрощенный вариант проективной цветовой методики

Школьники должны соотнести определенный цвет с каждым из участников группы. Интерпретируются данные на основе интерпретации цветовых выборов.

  • Цветовая непроективная социометрия

Для испытуемых подготавливаются бланки, в которых указан перечень одноклассников, и пустое поле напротив каждого. Пустое поле ребенок закрашивает определенным цветом, на основе которого интерпретируются данные.

Этапы проведения социометрического исследования

1. Подготовительный этап

Для правильного выполнения задания необходимо мотивировать учеников. У них должно возникнуть четкое понимание того, что от них требуют и для чего.

Для этого необходима четкая формулировка цели исследования, к примеру, цель может иметь такую формулировку: выявление лидеров класса и составление «рейтинга» учеников. В этом случае в исследовании используются вопросы типа «Кого ты выбираешь» («С кем бы ты предпочел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел выполнять трудное задание?»).

Если целью исследования выступает выявление партнерских отношений и психологического климата классного коллектива, то используются двойные критерии оценки.

В этом случая вопросы могут быть сформулированы следующим образом: «Кого бы ты позвал на свой день рождения? А кого не пригласил?». Данный тип исследования помогает в выявлении «изгоев» в классе, основываясь на его результатах можно проводить коррекционную работу.

Ещё в подготовительном этапе исследования необходимо определить количество выборов: возможен выбор одного варианта или количество вариантов может быть неограниченно (все члены коллектива).

Следующим шагом на данном этапе исследования является разработка анкеты.

Могут быть выбраны различные формы исследования:

При организации устного социометрического исследования нужно установить доверительный контакт с ребенком.

Удобна для быстрого тестирования целого класса. Дает ребенку возможность открыто отвечать на вопросы, ведь его ответы никто не сможет подслушать.

При выборе устной формы исследования основной целью психолога становится не только четкая фиксация ответов, но и установление доверительных отношений, близкого эмоционального контакта.

При использовании письменного вопросника важна правильная формулировка, вопросы должны быть понятны для целевого возраста.

2. Анкетирование

Основные требования к процедуре анкетирования: использование однозначность, доступность и простота формулировок, свободный выбор вариантов, ограниченное количество вопросов.

Важное место занимает гарантия анонимности ответов, ребёнок должен быть уверен в том, что его ответы не будут известны ни для кого.

Во время проведения процедуры анкетирования особенно важны вступительные слова психолога, мотивирующие учеников на честность и открытость.

Для проведения анкетирования разрабатываются бланки, для удобства используют таблицу с несколькими столбцами. В первом столбце размещается вопрос, вторая остается свободной. В неё дети будут должны вписать свои ответы.

Перед началом исследования для экономии времени можно подписать бланки именами учеников.

Обработка результатов социометрии

Результаты тестирования заносятся в таблицу, в которой в горизонтальных ячейках указан перечень детей, участвующих в тестировании, в вертикальных — школьников, перечисленных в ответах.

Колонка результатов заполняется в центре таблицы, располагается на пересечениях горизонтальных и вертикальных ячеек. Ответы детей можно разделить на односторонние и взаимные. После подсчета выборов внизу таблицы рассчитывается итог: общее число выборов и число взаимных выборов.

Социометрическое исследование вычисляет статус каждого школьника в коллективе, для подсчета данного показателя необходимо поделить сумму положительных ответов полученных от других детей на общее количество класса, уменьшенное на 1.

Для дальнейшего анализа результатов создается социограмма «мишень», в которой области разделены следующим образом:

  • Внутренний круг – располагается в самом центре «мишени», школьники набравшие самое большое количество положительных выборов. Это любимцы класса, имеющие высокую популярность.
  • Следующий круг – зона принимаемых, к ней относятся обучающиеся входящие в коллектив, но не обладающие большой популярностью.
  • Следующий круг – зона игнорируемых, школьников, с кем по каким – либо причинам желают контактировать не все, взаимодействие с ними в классе ограничено.
  • Последний круг – одиночки. Такие дети дистанцируются от группы, у них могут наблюдаться трудности в установлении контакта.

Эти данные дают психологу возможность выявить социометрический статус ребенка, особое внимание стоит обратить на одиночек. Для них необходимо провести коррекционно-развивающую работу навыков общения и коммуникации. Для чистоты исследования необходимо повторять анкетирование несколько раз в году.

Чтобы рассчитать благополучие класса необходимо рассчитать коэффициент взаимности выбора – поделить количество взаимных выборов на общее число выборов.

Особенности проведения социометрии

Для объективности тестирования необходимо учесть характер коллектива: важно, чтобы дети находились в длительном контакте друг с другом минимум в течение полугода.

Участвовать в анкетировании должны только ученики одного класса.

Во время тестирования очень важно акцентировать внимание на важности каждого мнения, не допускать списывания.

Особенно важно для психолога установить доверительные отношения с детьми, этому могут способствовать индивидуальные беседы с ребенком. Ученики с особой неохотой идут на контакт с посторонними людьми и не смогут доверить своих секретов, от чего могут исказиться результаты исследования.

Социометрическое исследование активный инструмент в работе школьного психолога, позволяющий выявить рейтинг каждого из учеников класса, найти изгоев и детей с трудностями в общении в коллективе и спланировать коррекционную работу по включению их в группу.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Социометрические методики для начальной школы

Социометрические методики для начальной школы

Первые годы школьной жизни – важный период в становлении личности ребенка: он не просто получает начальные знания, постигает тонкости чтения, письма, делает свои первые математические операции, но и начинает знакомство с жизнью как таковой. Младший школьник определяется со своими интересами, находит друзей и, конечно, учится общению со взрослыми и ровесниками. Очень важно помочь ему в этом непростом деле, поэтому многие школы активно используют основы социометрии.

Социометрия – представляет собой тесты социальной психологии, направленные на установление специфики взаимоотношений членов коллектива (класса). Основу методики положил Дж. Морено, которому принадлежит идея о зависимости благополучия конкретной личности от неформальных отношений в ее ближайшем окружении. Сейчас методика, применяемая как в отношении взрослых, так и в отношении детей, сводится к тому, чтобы путем анализа места конкретного человека в группе помочь ему в решении проблем. Применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.

Сложность подобных эмоциональных ситуаций в начальной школе вызвана тем, что в этот период у детей отсутствует совместная деятельность. Они просто учатся вместе, сидят за партой. Общение чаще всего ситуативное, то есть зависит от конкретной ситуации. Ученикам сложно выбрать лидера в коллективе, но определить свои предпочтения всё-таки под силу. Именно поэтому социометрия в начальной школе помогает выявить целый ряд эмоциональных проблем внутри группы сверстников.

Дети начальных классов чаще всего оценивают сверстников именно с позиции успешности в учёбе и отношений учителя. Свой выбор ученики нередко объясняют отношением педагога. Высказывания «Его часто хвалит учитель», «Она всегда делает домашнюю работу хорошо», «Он самый прилежный ученик» и тому подобные утверждения характеризуют симпатии и антипатии преподавателя, а не самого ребёнка. Поэтому результаты социометрии помогут учителю ещё и пересмотреть своё поведение в классе, выстроив его правильно по отношению ко всем детям.

Социометрия — широко используемая адаптированная для разного возраста методика. Для того чтобы осуществлять грамотную коррекцию в классном коллективе, нужно проводить исследование 2–3 раза в год и на основе анализа результатов планировать воспитательную и образовательную деятельность.

Подготовительный этап перед исследованием

Перед проведением мониторинга нужно дать её критериальное обоснование. Оно должно быть значимым и понятным всем участникам. В социометрических методиках применяются два типа критериев:

  1. Коммуникативный — отражает предпочтение участника («Кого бы ты выбрал?»).
  2. Гностический – определяет осознание участников своего положения в группе («Кто выбрал бы тебя?»).Важным компонентом для планирования социометрии является также её цель. Если тест проводится для составления рейтинга и выявления лидера, то достаточно одинарного критерия. Например: «Кого бы ты выбрал командиром класса?», «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?». Этот вариант удобен для назначения старосты класса, командира детского отряда и так далее.Если целью является определение партнёрских отношений, то рекомендуются двойные критерии. Например: «С кем бы ты хотел пойти в поход? А с кем бы ты не пошёл?». Такой подход применяется для определения эмоционального благополучия внутри классного коллектива. Социометрия в этом случае поможет не только определить предпочитаемых детей, но и выявить случаи отвержения на том этапе, когда эту проблему ещё возможно исправить. Ещё одним важным моментом является параметрический критерий, определяющий количество выборов: от одного до полного отсутствия ограничений (можно выбрать всех). Определив критериальную основу социометрии, приступают к разработке анкет. Исследование может проводиться письменно и устно. При первом варианте психолог лично беседует с каждым ребёнком, фиксируя его ответы по рейтингу: выбор 1, выбор 2, антивыбор 1 и так далее. Здесь важны два компонента:
  • кто выбирает;
  • кого выбирает.Для письменного опроса разрабатывается анкета, в которой обязательным является указание своего имени, вопрос, понятный для ребёнка, и строчки с результатами ответов (выборов). Проведение социометрии среди младших школьниковАнкета — самый распространённый вид социометрии. Она позволяет провести тест среди учеников всего класса одновременно.Детям даётся инструкция: «Мы все хотим, чтобы ваш (наш) класс был самым дружным. Но, возможно, что-то мешает этому. Чтобы разобраться в этой проблеме, мне нужна ваша помощь. Перед вами анкеты. Здесь несложные вопросы, но они касаются ваших отношений друг с другом. Отнеситесь серьёзно и отвечайте честно. Анкеты обязательно нужно подписать. Я даю честное слово, что никто, кроме меня, не узнает о том, что вы написали. Ни с кем не советуйтесь и не подсматривайте в чужие анкеты. Важно только ваше мнение».На бланке анкеты нужно написать (напечатать) вопросы (критерии) и определить место для ответов. Для учеников начальной школы лучше использовать вариант, при котором дети вписывают имена в строчки с выбором, или же таблицу с готовым списком обучающихся.Важна для младших школьников и формулировка вопроса. Он должен быть понятен, а ситуация выбора — ценной для ребёнка. Например:
  • Кого ты хочешь (не хочешь) пригласить на свой день рождения?
  • С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?
  • С кем бы ты хотел делать домашние задания?
  • С кем бы ты хотел дружить?
  • Если бы ты переходил в другую школу, кого бы позвал с собой? Таблицы: Примеры анкет для мониторингаВариант 1.

Фамилия и имя ученика ________________________________

Вопрос 1: С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

Ответ:

Выбор 1._______________________________________________

Выбор 2._______________________________________________

Выбор N _______________________________________________

Вариант 2.

Фамилия и имя ученика __________________________________

Вопрос 1: С кем бы ты хотел дружить?

Ответ:

Фамилия ребёнка

Номер выбора

1.

2.

3.

4.

5.

Цветовая проективная социометрия

Такой вариант социометрии проводится индивидуально. Для него потребуется специальное оборудование, а именно цветовое поле в виде шахматной доски: 5Х5 рядов из 13 цветовых и 12 белых квадратов. Сама методика предполагает сложную систему выборов через фишки и цветовую доску. Однако такой способ сложен для младших школьников, поэтому рекомендуется использовать упрощённую методику.

Упрощённая проективная цветовая методика

Детям даётся список учащихся класса, цветные карандаши (карточки). Перед ребёнком раскладываются несколько цветов и предлагается выбрать самый приятный, а затем ученик должен совместить этот оттенок с кем-то из одноклассников. Это позволяет определить эмоциональное отношение к выбору.

Таблица: Значение выбранных цветов

Цвет

Значение при выборе

Синий

Стремление к избеганию конфликта с человеком. Привлекательны совместные игры и интересы. В отношениях может быть дистанция.

Жёлтый

Авторитетный, значимый ученик. Стремление быть ближе к нему, быть похожим на него.

Зелёный

Ощущение спокойствия и удовлетворённости от этого человека.

Серый

Признание достоинства сверстника с одновременным недовольством характерными особенностями: мелочностью, занудливостью, излишней опекой. Ребёнок привлекает и одновременно отталкивает.

Чёрный

Притягивает недосказанностью, таинственностью. Возможно, манит как противоположное.

Оранжевый

Удивляется некоторым действиям этого лица. Неопределённое отношение. Ожидание благоприятных связей, ощущение перспектив.

Фиолетовый

Состояние, близкое к игнорированию человека. Скорее всего, терпение.

Коричневый

Инертное (равнодушное) отношение к ученику.

Розовый

Проявляет интерес. Находит удовлетворение в процессе общения.

Цветовая непроективная методика

Детям предлагается таблица со списком детей и пустых клеточек для определения выбора. Варианты интерпретации цвета записываются на доске, отдельной карточке или самом бланке в виде инструкции.

Толкования цветового анализа:

  • красный — «нравится»;
  • розовый — «симпатичен»;
  • оранжевый — «с ним интересно»;
  • жёлтый — «общаюсь»;
  • зелёный — «в принципе, я рад за его успехи»;
  • синий — «безразличен»;
  • серый — «не нравится»;
  • чёрный — «я ненавижу этого человека (он мне неприятен)».Задачей ребёнка является раскрасить клеточку напротив каждой фамилии в зависимости от интерпретации цвета.Устный вариант тестаСуть этого метода близка к анкетному варианту, но проводится тест устно. Для этого ребёнку предлагается список детей с фотографиями, чтобы ребёнок не забыл о каком-то однокласснике и результаты социометрии были достоверными. Затем задаются вопросы и фиксируются варианты ответов в специальном протоколе. Обработка результатов и их интерпретация (выводы)Пример социограммы, составленной после проведения тестаПосле первичной обработки протоколов и анкет составляется матрица — таблица с нумерованным списком детей по вертикали и горизонтали и полученными результатами. После её анализа формируется социограмма, позволяющая наглядно оценить результаты проведённого исследования.
  • Внутренний круг фиксирует «звёзд» — детей с самым большим числом выборов.
  • Второй круг — предпочитаемых (вторые по уровню показатели).
  • Третий круг — игнорируемых (оттеснённых) детей;
  • Четвёртый круг — изолированных одиночек (учеников, не набравших ни одного очка).Выяснить наличие внутренних групп поможет наличие чёткой подструтктуры взаимных выборов. Педагогу нужно обратить на это внимание.

Материал по психологии на тему: Социометрия

Инструкция: Ответьте, пожалуйста,  откровенно на  предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

к менее)

Фамилия,Имя__________________________________________Дата _______________Класс________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения  в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста,  откровенно на  предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

к менее)

Фамилия,Имя__________________________________________Дата _______________Класс________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения  в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста,  откровенно на  предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

к менее)

Фамилия,Имя__________________________________________—-Дата _______________Класс________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения  в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста,  откровенно на  предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

к менее)

Фамилия,Имя__________________________________________Дата _______________Класс________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения  в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста,  откровенно на  предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

к менее)

Фамилия,Имя__________________________________________Дата _______________Класс________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения  в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

примеров социограмм | Социограмма Maker

Дополнительные примеры и шаблоны социограмм

Creately поможет вам в этом с

Готовые шаблоны для создания социограмм

Простые инструменты рисования и построения диаграмм для понимания социальных отношений

Делитесь с другими в вашей команде для совместной работы в реальном времени и группового редактирования

Экспортируйте схему как высококачественные изображения или PDF-файлы для включения в презентации PowerPoint и документы Word.

Руководство и передовой опыт

Социограмма наглядно отображает отношения внутри группы людей.Это помогает понять динамику в группе.

Как создать социограмму

  • После того, как вы определили группу для анализа, попросите каждого в группе назвать еще двух человек, с которыми они хотели бы работать. Это должно быть конфиденциально.
  • Используя шаблон социограммы от Creately, вы можете начать визуализацию данных. Используйте круги, чтобы разместить имена участников группы.
  • Отметьте стрелками, кто и с кем любит работать. Вы можете использовать круги разных размеров, чтобы обозначить степень популярности людей.
  • Начните анализировать шаблоны. Кто был изолирован? Или не был выбран никем или был выбран только другим изолятом?
  • Определите, есть ли какие-либо различия между девочками и мальчиками. Еще одна динамика, на которую нужно обратить внимание, – это клики или группы из 3-4 человек, которые только выбирают друг друга и исключают других.
  • А еще есть звезды, самые популярные личности, с которыми каждый хотел бы работать.
  • Creately предлагает предустановленные цветовые темы, которые вы можете использовать, чтобы выделить эту динамику на своей социограмме. Используйте их, чтобы подготовить свои диаграммы к презентации.
  • Вы можете загрузить свою социограмму в виде SVG-изображений и изображений или поделиться ими с другими с помощью ссылки для общего доступа к диаграмме с правами редактирования или просмотра.

Больше шаблонов и визуальных идей для визуализации социальных отношений

Работает с любимыми инструментами

Продуманная интеграция с платформами, которые вы используете каждый день

.

Социограмма

Определение Социограмма

Социограмма – это графическое изображение межличностных отношений внутри постоянной группы. То есть социограмма показывает, как участники этой группы (например, в рабочих группах, школьных классах, семинарских группах и т. Д.) Находятся во взаимоотношениях друг с другом. Таким образом, можно визуализировать и нанести на карту положительные и отрицательные отношения, а также преобладающие симпатии и антипатии между членами группы.

Таким образом, социограмма делает структуры внутри этой группы измеримыми и является одним из наиболее важных методов представления социометрии, метода эмпирических социальных исследований.

Происхождение / история социограммы

Социограмма была разработана более 100 лет назад Якобом Леви Морено. Он использовал этот метод, работая врачом в лагере беженцев недалеко от Вены в 1916 году. Было много тирольских фермеров, бежавших от итальянской армии.Они жили в ужасных условиях из-за тесноты, что также создавало многие социальные трудности. Морено заметил, что многие социальные проблемы были вызваны конфликтами между разными национальностями и людьми с разными политическими взглядами. Он посоветовал правительству перестроить лагерь с помощью социометрических данных и получил на это разрешение. В результате он сформировал новые живые и рабочие группы, основанные на взаимной симпатии. Затем он получил результаты опросов проживающих там беженцев.Его эксперимент увенчался успехом: хотя тяжелые условия жизни остались, социальная перестройка разрешила самые тяжелые проблемы. Позже Морено использовал знания, полученные в Америке, когда он изменил структуру групп в тюрьме, чтобы заключенные могли лично развиваться дальше. Сам Морено описывает свою «идею социометрии как способ переустройства общества». Помимо социограммы, работы Морено также включают психодраму и групповую психотерапию.

Применение социограмм

Сегодня социограмма зарекомендовала себя прежде всего в школьных классах.Учителя используют его для графического представления взаимодействий и конфликтов учеников, а затем для использования полученных знаний для руководства групповым процессом в классе. В области семинаров социограмма также может помочь визуализировать групповую динамику и отношения между людьми. Социограммы используются в компаниях для анализа взаимоотношений между отдельными отделами и сферами. Это может служить основой для развития компании, для командного коучинга и – в измененной форме – также для индивидуального коучинга.

Как создать социограмму?

В социограмме всех членов группы просят прокомментировать свою привязанность или отвращение к другим членам на индивидуальной основе. Обычно это определяется конкретными вопросами. Все участники показаны на графике, а значения симпатии или антипатии нарисованы с помощью стрелок и символов. Зарекомендовала себя следующая процедура:

  • Во-первых, следует прояснить некоторые вопросы: кто участвует? Кто принадлежит к этой группе? Кого нужно учитывать?
  • Каждый член группы отвечает на несколько вопросов, связанных с их отношениями с другими членами (например, привязанность, отторжение, доверие и т. Д.))
  • Для каждого участника на листе бумаги символически нарисован круг. Эти символы расположены равномерно (обычно по кругу). Впоследствии результаты вопросов обозначаются стрелками и / или символами на графике.

Создание социограммы – пошаговое объяснение:

1. Определите людей, которые будут задействованы

Во-первых, вы должны решить, какие люди должны быть включены в социограмму. Должны ли это быть только члены существующей рабочей группы / группы или могут быть включены члены другой сотрудничающей команды? Это зависит от того, какое беспокойство будет преследовать социограмма:

.

Чтобы подвести итоги и задокументировать групповой процесс в группах или школьных классах, имеет смысл ограничиться существующей группой.Это также полезно для обнаружения конфликтов, союзов или небольших групп.

Однако для кросс-групповых проектов количество участников может быть расширено и на других лиц. Вот два примера: Для проекта с ограниченным сроком действия в компании необходимо сформировать проектную команду (например, организация торговой ярмарки / разработка новых стратегий лояльности клиентов и т. Д.). Члены могут работать в разных командах, то есть состоять из различных существующих команд. Здесь имеет смысл включить в социограмму всех потенциально вовлеченных лиц.Это также имеет смысл для школьных классов, например, когда приближается школьное мероприятие и команды должны быть объединены во всех классах (например, для розыгрыша лотереи, для организации соревнований, продажи тортов и т. Д.).

2. Задавайте вопросы

Затем каждой группе / члену команды задают вопросы, например, следующие:

  • С кем бы я хотел поговорить лично?
  • Кому я могу доверить секрет?
  • Кого я хотел бы присоединить ко мне в рабочей группе?
  • С кем бы я хотел работать над проектом XY?
  • На кого я могу положиться в сложной командной ситуации (например, если группа нападет на меня)?

Для школьных классов:

  • С кем я хотел бы сесть рядом?
  • С кем я хотел бы снять комнату в школьной поездке?

Соответствующие вопросы должны быть адаптированы к интересам группы и сформулированы соответствующим образом.Также возможна отрицательная формулировка вопросов:

  • С кем бы я не хотел вести личный разговор при любых обстоятельствах?
  • Кому бы я не открыл секрет?
  • Кого бы я не хотел иметь в своей рабочей группе?
  • С кем бы я ни в коем случае не хотел работать над проектом XY?
  • На кого я не мог положиться в сложной командной ситуации? Или: кто бы мог заподозрить, что он, скорее всего, нападет на меня в сложной командной ситуации?

Для школьных классов:

  • С кем бы я не хотел сидеть рядом?
  • С кем я хочу снимать комнату во время классной поездки?

Вопросы должны быть четко сформулированы, чтобы можно было ясно выразить симпатию или отвращение.К отрицательным вопросам также следует относиться с осторожностью, их также можно не учитывать. Информативная ценность одной социограммы, которая изначально является всего лишь снимком, меньше значимости нескольких социограмм, которые воссоздаются через некоторое время. Только тогда можно будет учесть развитие внутри группы. (См. Также критику социограммы).

3. Оценка

Для оценки создается шаблон социограммы, в котором все вовлеченные лица представлены в форме круга или овала.Их можно расположить по кругу. Результаты вопросов обозначены символами, например, стрелками. Таким образом, например, могут использоваться разные цвета стрелок и / или разные формы, чем для положительного и отрицательного выбора.

Пример простой социограммы шести человек.

NLP Refraiming

В показанном выше примере есть, например, взаимная привязанность между людьми A и C, а также между E и D. Человек C также получает значения симпатии от трех участников.Между C и D также существует взаимная антипатия. На этом снимке человек D получает самые отрицательные значения.

Для оценки важно, чтобы выводы делались не только на основе представлений. Часто варианты ответов заранее ограничены (например, «С какими двумя людьми вы хотели бы поговорить лично?»). Таким образом, участники, которые были бы благосклонно выбраны, когда выбор неограничен, могут ошибочно считаться непопулярными .Поэтому дальнейшие собеседования следует проводить после или наблюдать за взаимодействием членов. Конечно, требуется высокий уровень такта, чтобы не происходило маргинализации.

Для больших групп (например, школьных классов) выполнение всего вручную может занять довольно много времени. Сейчас существует множество простых программ, которые можно использовать для создания социограмм, некоторые из которых бесплатны. Недостатком является то, что такие программы часто не позволяют использовать множество возможных средств индивидуальной оценки.

Шаблон социограммы: варианты символов и представления

Социограмма может получить информацию об отношениях между людьми с помощью специальных символов или выбранных цветов. Вот несколько предложений Морено:

Представление о влечении / отвержении / безразличии (Морено)

NLP Refraiming

Эти линии отношений являются предложениями. Их можно создавать индивидуально и при необходимости дополнять. Кроме того, Морено предлагает включить больше деталей в конструкцию соединительных линий.Так, например, индивидуальная реакция одного человека на другого члена группы определяется цветовым оформлением линий или их узоров. Например, пунктирная или пунктирная линия представляет «страх» перед другим человеком, тонкая линия означает «раздражение», а толстая черная линия – «доминирование» над другим.

Морено указывает здесь (ниже) пол человека с помощью различных символов, а также разные цвета кожи с цветами.

Представительство отдельных членов (Морено)

NLP Refraiming

Этот символизм служит только предположением.Между тем, широкое распространение получает множество других значимых символов. Таким образом, отношения можно быстро и четко обозначить смайликами (смайлик, хмурый взгляд, сердце, персонажи социальных сетей и т. Д.) В любое время. Например, конфликты дополнительно помечаются молнией, а близкие отношения – двойной стрелкой. Пространственное расположение членов может сделать рисунок очень значимым (например, близкие люди притягиваются ближе друг к другу).

Пример возможных представлений

NLP Refraiming

Другие формы оценки социограммы

Помимо представленного выше представления, в котором все элементы расположены по кругу, также доступны другие подходы.Таким образом, оценка также может производиться в соответствии с рангом вовлеченных лиц: тот, кто вызвал наибольшее сочувствие в выборках, указан в шкале выше, лица с незначительной симпатией, соответственно, значительно ниже. В качестве альтернативы, очень популярные члены группы могут отображаться централизованно, что также графически иллюстрирует их положение в группе.

Рейтинг: B получает больше всего симпатий

Человек D с наибольшим количеством симпатий представлен централизованно.(Другие рейтинги сюда не включены.)

Критика социограммы / основные инструкции по применению

Социограмма – это моментальный снимок ситуации в группе или команде, и ее следует рассматривать как таковую. Уже на следующий день все могло выглядеть иначе. Даже текущие конфликты или предыдущий спор могут привести к неправильному толкованию. Это следует учитывать, особенно в отношении школьных классов с их быстро меняющейся дружбой и симпатиями. Поэтому социограмма всегда должна соответствовать наблюдениям тренера или учителя.При работе в командном коучинге рекомендуется проводить дополнительные открытые собеседования, чтобы получить информацию, которую нельзя охватить заданными вопросами.

Социограмма ни при каких обстоятельствах не должна использоваться для маргинализации членов. Поэтому возникает вопрос, кто может увидеть результаты? Когда показывается социограмма группы, команды или руководителя, всегда существует опасность того, что отдельные члены будут подвергнуты стигматизации из-за того, что в то время они могли получить меньше очков сочувствия.Эта мгновенная инвентаризация – показанная графически – быстро оценивается как неопровержимый факт без какой-либо дополнительной информации. Это может привести к исключению членов группы или, в худшем случае, к издевательствам или моббингу.

Следовательно, социограммы никогда не должны использоваться в качестве одноразового социометрического метода, их следует повторять и корректировать через регулярные промежутки времени, чтобы они могли показать более значимый результат.

Применение в коучинге

В первую очередь социограмма подходит для работы с группами, т.е.g., на семинаре, в обучении или обучении. Однако, как диагностический инструмент социометрии, социограмма также может служить основой для коучинга, развития команды и компании. Их использование в индивидуальном коучинге вполне возможно и полезно. В этом случае другие лица не опрашиваются. Вместо этого клиенту предлагается описать свои отношения со своими коллегами (и коллегами между собой) с его точки зрения. Это часто приводит к ценным открытиям. В отличие от организационной схемы, которая показывает структуры и иерархическую структуру внутри компании, социограмма направляет внимание на отношения между сотрудниками.

Пример использования в индивидуальном коучинге

Начиная с себя, г-н К. должен описать свои отношения со своими коллегами и руководителями. Для этого он располагается посередине, а другие сотрудники – вокруг него. Он также документирует отношения между коллегами, насколько он может судить о них или когда они влияют на него. Этот набросок служит основой для дальнейшего обсуждения наставничества.

NLP Refraiming

Из этого рисунка становится ясно: Mr.У К. конфликт со своим начальником и со своим родственником-стажером. У него хорошие взаимоотношения с секретарем и менеджером проекта. Он не записал отношений с другими участниками.

Дополнительные вопросы могут быть, например:

  • Как вы оцениваете ситуацию на основе этого представления?
  • Что вы из этого можете сделать?
  • Что вы чувствуете, когда смотрите на это? Что это вызывает у вас?
  • Какие решения вы можете придумать?
  • Что вам нужно в нынешней конфликтной ситуации?
  • и т. Д.

Опять же, эта диаграмма представляет собой снимок. Наброски конфликтов могут относиться к текущей проблеме, которую можно быстро решить. Они также могут представлять собой уже длительные, плохие и конфликтные отношения.

.

PPT – Анализ социограммы Класс: 72 PowerPoint Presentation, бесплатная загрузка

  • Анализ социограммы Класс: 72 Синди Льюис Ванесса Рикер Чад Тэтчер Джинью Ся

  • С кем бы вы хотели пообедать?

  • НАБЛЮДЕНИЯ • Звезды: (33%) f = 7,21,16, 13, 12 m = 11, 6 26, 25 • Отклонено (19%): f = 14, 5, 19 m = 27, 24 • 80,8% имеют обоюдный выбор • Призраки: 1 • Противоречивые: 4 и 26 • Треугольники: (19, 11, 6) (15, 2,25) • Остров: мужская группа вверху внизу диаграммы • Цепи: следуйте По определению, некоторые приводят к «звездным» детям

  • НОМИНАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА • LOFCQ: несколько звезд имеют высокий локус контроля (21,20,11,26) • Ребенок 7 считается самым популярным, ребенок 1 – наименее популярным.Обе женские. Наблюдается большая сложность в женских группах. • Аномалии • 4 и 26 лет – это дети, которых я считаю «противоречивыми» детьми. Оба являются мужчинами и соединяют две мужские группы на графике … получили высокие баллы в отрицательном вопросе, но являются звездочками в вопросе обеда. 26 низкий PSD – не реальность. 4 высоких PSD, однако выбранные 3 детьми на обед От умеренного до высокого уровня сплоченности в этом классе

  • С кем бы вы хотели пойти в кино?

  • Звезды класса • Мальчики • Студент 25 -5 положительных номинаций • Оценка социальной привлекательности: 24 • Скорректированная социальная дистанция: 2.00 • Студент 9-5 положительных номинаций • Оценка социальной привлекательности: 23 • Скорректированная социальная дистанция: 2,96

  • Звезды класса (продолжение) • Девочки • Студент 12-6 положительных номинаций • Оценка социальной привлекательности: 27 • Скорректировано социальная дистанция: 2,72 • Студент 21-5 положительных номинаций • Оценка социальной привлекательности: 24 • Скорректированная социальная дистанция: 2,92

  • Отвергнутые студенты • Студент 17-0 положительных номинаций • Оценка социальной привлекательности: 6 • Скорректированная социальная дистанция: 3 .36 • Студент 24-0 положительных номинаций • Оценка социальной привлекательности: 4 • Скорректированная социальная дистанция: 3,16

  • Спорный студент • Студент 24 • Не выбран • Оценка личной дистанции: 1 • Скорректированная оценка социальной дистанции 3,16 • Социальная оценка привлекательности: 4

  • Выбор • Пары взаимного выбора: 59,2% • 9 и 11, 25 и 2, 27 и 4 и т. д. • Социальные треугольники • Учащиеся 8, 16 и 7 • Учащиеся 15, 25, 2 • Социальные круги • Студенты 11, 9, 6, 22 • Студенты 23, 16, 7, 8 • Острова • Студенты 27, 4, 24

  • Самооценка популярных и отвергнутых студентов • Студент 12 • Оценка Coopersmith Inventory Score : 23 • Студент 9 • Оценка: 20 • Студент 17 • Оценка: 20 • Студент 24 • Оценка: 12

  • Локус контроля для популярных и отклоненных студентов • Студент 12 • 113.91 • Студент 9 • 105,56 • Студент 17 • 116,69 • Студент 24 • 119,47

  • Академический вопрос Цзиньюй Ся

  • Цепочки взаимного выбора • Мальчик 9 и мальчик 6; • Мальчик 22 и мальчик 6; • Мальчик 25 и мальчик 15; • Мальчик 26 и мальчик 18; • Девочка 7 и девочка 16; • Девочка 12 и девочка 13.

  • Узор из цепочек • Мальчик 12, мальчик 11, мальчик 9 и мальчик 6; • Мальчик 25, мальчик 2, мальчик 20 и мальчик 15

  • Академическая популярность • Девочку 13 выбрали 7 девочек; • Девочку 7 выбрали 5 девочек; • Девочки 12 выбрали 5 девочек; • Девочку 16 выбрали 4 девочки; • Девушка 23 выбрана 4 девушками; • Девочку 3 выбрали 3 девочки и 1 мальчик; • Мальчик 6 выбран 5 мальчиками; • Мальчик 25, выбранный 4 мальчиками.

  • Корреляция между скорректированной социальной дистанцией и социальной Оценка привлекательности • Отрицательная, статистическая корреляция между собой.

  • Оценка социальной привлекательности и академическая популярность • Положительная корреляция

  • Призрачный студент • Мальчик 27 • Девочка 1 • Девушка 8

  • Отрицательный вопрос Кто вам больше всего нравится?

  • Студенты, заслуживающие второго взгляда • Студент 26 • Студент 17 • Студент 18 • Студент 5

  • Студент 26 • Мужчина • Скорректированная социальная дистанция = 4.04 • Личная социальная дистанция = 1 • Оценка социальной привлекательности = 16 • Оценка по локусу контроля = 105,5

  • Студент 26 • Получил 15 отрицательных номинаций. Более чем вдвое больше, чем ближайший ученик. • Отрицательные номинации от более чем 57% класса • 3/5 отрицательных номинаций поступают от женщин (9 женщин). 70% женщин в классе выбрали ученика 26. • Получено только 6 положительных номинаций, 5 из них поступили от учеников 17 и 18

  • Студент 17 • Мужчина • Скорректированная социальная дистанция = 3.36 • Личная социальная дистанция = 1 • Оценка социальной привлекательности = 6 • Оценка по локусу контроля = 116,69

  • Студент 17 • Получил 7 отрицательных номинаций, второе место в классе. • Номинации от 4 женщин и 3 мужчин. • Отобранный студент 26 на вопросы обеда и кино.

  • Студент 18 • Мужской • Скорректированная социальная дистанция = 3,44 • Личная социальная дистанция = 1 • Оценка социальной привлекательности = 11 • Локус контрольной оценки = NA

  • Студент 18 • Получил 4 отрицательных номинации.• Номинации от 2 кобелей и 2 сук. • Выбранный ученик 26 по всем трем положительным номинациям, и все выборы были взаимным выбором.

  • Студент 5 • Женский • Скорректированная социальная дистанция = 2,8 • Личная социальная дистанция = 2 • Оценка социальной привлекательности = 3 • Оценка локуса контроля = 80,53

  • Студент 5 • Не получил отрицательных номинаций от учебный класс. • Получил только 3 положительных номинации по всем трем вопросам, все они являются третьими вариантами.• «Невидимый студент»

  • Заключение

  • Гендерные линии • Не пересекались среди 3 социограмм с положительными вопросами • Исключения • Фильм: девочка 8 выбрала мальчика 6 • Учеба: мальчик 17 выбрал девочек 3 и 14 • Отказ: 70% девочек выбрали мальчика 26

  • Сходства • Взаимный выбор учащихся 16 и 7 • Взаимный выбор учащихся 26 и 18 • Круг общения из 25, 2, 15 и 20 человек • Учащийся 1 – призрак • Аналогичный выбор с учеными и 2 социальными вопросами

  • Различия • Гендерный вопрос и вопрос обеда • Пол и вопрос отказа

  • Социальная дистанция и социальная привлекательность • Студент 1 (призрак) • Социальная дистанция: 3.44 • Социальная привлекательность: 0 • Студент 12 (популярный) • Социальная дистанция: 2,56 • Социальная привлекательность: 27

  • Проблемы… • Академический вопрос и 2 социальных вопроса • Предложения… • 3 вопроса социальных • 3 вопроса академических

  • .

    Социограмма – Википедия

    Ett instance på ett sociogram, där de blåa cirklarna är individer
    Ett sociogram som gör skillnad på starka och svaga Relationship. De tydliga linjerna är starka родственник, och de svaga linjerna är svaga родственник

    Ett sociogram är ett diagram som avbildar sociala kontakter i en grupp, det vill säga ett socialt nätverk av människor. Социограмма används inom underrättelsetjänst och övervakning men även av lärare för att synliggöra elever som är utanför socialt.

    Sociogrammet, som är en typ av nätdiagram eller graf, utvecklades av den österrikisk-amerikanske socialpsykologen Якоб Морено (1889–1974) для аттестера камердинера av egenskaper i en grupp. [1] Социограмма кан анвандас для аттт студера монга олика балобана: структура и возраст в группе до варандры, сатт атт для инфлитанде соц., Общение и общение и вид.

    Социограмма används inom underrättelsetjänst och annan övervakning for att analysera personers kontaktnät, soft annat genom att åskådliggöra vem som har kontakt med vem.

    I den svenska diskussionen kring FRA-lagen 2008 uppmärksammades denna aspekt av signalpaning med hjälp av trafikdata. [2]

    Sociogram används soft annat på skolor och på förskolor, for att man lätt ska finna barn som har svårt att ta kontakt med andra socialt. På en skola i Gävle använder man tre cirklar inuti varandra, där de innanför den innersta cirkeln är kärnbarn; barn som har lätt för socialaositioner, den mittersta cirkeln för mellanbarn; barn som har medelsvårt för socialaositioner, och den yttersta cirkeln för utanförbarn; barn som har svårt för sociala positioner, och ofta går omkring ensamma.skola.gavle.se Аркиверад 26 января 2007 г. Сообщение от Wayback Machine., “Социограмма”

    .

    No related posts.

    Leave a Reply Cancel reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *

    Рубрики

    • Отношения
    • Проблемы
    • Разное
    • Ревность
    • Семья
    • Советы
    ©2021 © Все права защищены.
    • Главная
    • Карта Сайта
    • Советы